А может то, что растёт число чиновников в Хакасии не так уж и плохо? Пусть управляют, развивают Хакасию. В конце концов, это же суверенное право главы республики определять сколько должно быть министерств, чиновников и каким должен быть размер их заработной платы. По сути, там же всего два ограничителя – совесть и размер бюджета. Ну, совесть товарищей из правительства предмет тёмный и исследованию не подлежит. А вот в бюджете республики вполне счётные показатели.
Итак, проект бюджета на 2025 год. Общий объём доходов предусмотрен в размере около 48,2 миллиардов рублей. Из них 42 миллиарда рублей, это – собственные налоговые и неналоговые доходы республики. Но, вряд ли получится выполнить план по доходам бюджета при том состоянии экономики, что есть сейчас и экономических прогнозах на следующий год.
Ещё 6,2 миллиарда рублей планируется безвозмездно получить из федерального бюджета.
Более чем 6,3 миллиарда рублей составит дефицит бюджета. Его скорее всего придётся покрывать кредитами коммерческих банков. Государственный долг уже сегодня составляет более 28 миллиардов рублей, из них более, чем 23 миллиарда рублей, это - задолженность перед федерацией.
С учётом погашения бюджетных кредитов в следующем году, задолженность перед коммерческими банками прогнозируется в сумме более 12,5 миллиардов рублей.
Всего же государственный долг Хакасии в 2025 году может превысить 36,6 миллиардов рублей.
И ещё к этому надо добавить почти 9,5 миллиардов рублей просроченной кредиторской задолженности. В основном, это – долги перед бизнесом республики.
По сути, 2025-й год республика встретит в долгах, сумма которых будет сопоставима с предполагаемыми, но неполученными доходами. Поэтому следующий год, да потом ещё года два – три надо будет жить в долг, перебиваясь от кредита к кредиту.
При этом, более полутора миллиардов рублей в год бюджет тратит только на зарплату республиканским чиновникам.
Много это или мало? Например, это больше чем бюджет всего Ширинского района, включая содержание и самой администрации, а также больниц, школ, детских садов, жилищно-коммунального и сельского хозяйства, социальную поддержку населения и прочее, и прочее. Так, это - только зарплата самих чиновников. К этим 1,5 миллиардам рублей надо добавить расходы на сотрудников различных республиканских министерств и ведомств – автомашины, мебель, бензин и прочее. А ещё бюджет содержит те самые подведомственные учреждения, которые на самом деле никто не считал.
Больше того, Хакасия, пожалуй, единственное место в стране, где подведомственные учреждения сами создают подведомственные учреждения. Размножаются почкованием. Нужны же тёплые места нужным людям. Но, об этом позже, когда придёт время. Расходы бюджета на их содержание тоже пока остаются тайной за семью печатями. Но, одно могу сказать точно - содержание их обходится намного дороже, чем содержание самого правительства.
Это миллиарды рублей. Миллиарды! Куда они тратятся? Вот это и поручил проверить Верховный Совет Хакасии своей контрольно-счётной палате. И это его абсолютное право.
А вот тут началось. Поручение главы республики: документов аудиторам не давать. Иск правительства и всех министров в суд. Впрочем, суд отказался даже рассматривать это заявление. А вот документы ревизорам так и не дают.
Чего собственно, испугалось правительство Хакасии? Если невиновны и всё хорошо – так покажите это аудиторам. Или есть что скрывать от народа и от депутатов?
Что же получил Верховный совет республики в ответ на попытку посчитать количество чиновников и остальных околобюджетных товарищей, а также траты на их содержание. Ловля блох минфином и попытки найти нецелевые копейки в смете республиканского парламента. Поток клеветы в адрес председателя и угрозы его переизбрать. Дискуссия вышла на уровень трамвайной ссоры – нет аргументов по существу, значит сам дурак. Отсюда и угрозы «снести» спикера парламента. Для правительства это - выход. Некому будет задавать неудобные вопросы.
Но, на самом деле, главное не в этом. Главное в другом. Вопросы задаёт федеральный минфин.
По республике давно гуляет миф, что Хакасия под внешним финансовым управлением. Нет, это не так. Хотя, если честно, то введения временной финансовой администрации в республике остался один шаг. В общем, на сегодняшний день никакого внешнего управления нет. А вот соглашения с Минфином России об оздоровлении хакасских финансов есть. И там предусмотрено – не раздувать расходы. Каждый раз, когда надо обрезать финансирование чего-то полезного, будь-то расходы на сельское хозяйство или помощь муниципалитетам, хакасский минфин ссылается на эти соглашения. А, каждый раз, когда речь идёт о создании нового министерства или очередного хитрого фонда совершенно забывает про них.
Но, в Москве это видят и каждый раз просьбы хакасского правительства «помогите нам на бедность» вызывают смешанные чувства: удивление и раздражение. Так у вас же всё хорошо. Штаты увеличиваете. Новые министерства создаёте. Зарплата в аппарате правительства вдвое выросла. Что ж вам ещё надо?
И на словах это говорили. И письма писали. Сократите расходы на госуправление. Но, не тут - то было. Не сокращают. Увеличивают.
Так, о чём собственно речь? О том, что лопнет терпение Москвы.
И из-за жадности и алчности правительственных чиновников вся Хакасия может остаться без федеральных денег.
Андрей Тенишев, эксперт РАНХ и ГС при Президенте РФ, сопредседатель Народного фронта в Хакасии.
Комментарии 0