Первая часть интервью с экспертом РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации, сопредседателем Хакасского отделения ОНФ Андреем Тенишевым о бюджете и налогах, о том как регион летит в долговую пропасть и к кому Хакасия попадет в кабалу вызвала шквал откликов. Нам писали, звонили, благодарили и предъявляли претензии из разряда «критикуешь-предлагай». Предложения есть, они озвучиваются, но пока до адресатов не доходят. А мы с Андреем Петровичем продолжаем говорить о хакасской экономике, политике и не только говорить, но и предлагать.
- Все то, о чем мы говорили в первой части – проблемы с доходами консолидированного бюджета Хакасии – это ведь отражение состояния экономики республики. Основной доход республиканского бюджета составляет налог на прибыль. А прибыль предприятий стремительно падает уже не первый год. И усугубляет эту проблему то, что экономика региона не диверсифицирована и зависит от результатов работы двух экспортозависимых отраслей. Угольной и алюминиевой.
- Как в цифрах выглядит Хакасия в полотне российской экономики?
- Не очень хорошо выглядит. Некорректно было бы сравнивать с республику с Москвой или Татарстаном. Давайте попробуем найти похожие регионы. По населению и валовому региональному продукту. Вот, например, Республика Карелия и Новгородская область. Там сопоставимый с Хакасией ВРП и примерно такая же численность населения
Карелия – доходы республиканского бюджета превышают 77 миллиардов рублей, в Новгородской области – более 60 миллиардов рублей. Основной источник доходной части их бюджетов - собственные налоговые и неналоговые доходы.
Напомню, что после недавних корректировок запланированные доходы хакасского бюджета около 55 миллиардов рублей. Из них собственных доходов запланировано всего 38 миллиардов рублей. Однако, есть большие сомнения, что эта доходная часть будет региональным правительством исполнена.
При этом в ни в Карелии, ни в Новгороде нет СаАЗа и ХАЗа, угольных разрезов и Саяно-Шушенской ГЭС. Экономика регионов там диверсифицирована. И главное, что там есть - толковые губернаторы, квалифицированные министры и хорошие управленческие команды.
- Но, ведь санкции, Андрей Петрович. Они же ударили по экономике Хакасии. Об этом глава региона Валентин Коновалов говорит при каждом удобном случае: «в условиях санкционного давления».
-Трудно спорить. Конечно, да. Но, вся страна в таких условиях работает. Только для кого - то санкции – повод напрячься и работать, а для кого - то средство оправдания своих провалов. Действие санкционных ограничений в других регионах смягчается слаженной работой команд и грамотными управленческими решениями.
А кто - то использует последствия санкций Запада во благо региональной экономике. Речь о том самом развороте на восток, который кардинально меняет положение сибирских и дальневосточных регионов на глобальных товарных рынках.
В Хакасии же наоборот, общие экономические сложности усугубляются провальными управленческими решениями, а зачастую просто отсутствием таковых. И нечего все валить на санкции. Санкции это про уголь и алюминий. Но, это не ума республиканских министров проблема, не их уровня.
При этом, есть отрасли экономики, находящиеся под прямым управлением местного правительства. Лесная, например. Так, в 2023 году в республике было заготовлено всего 243 тысячи кубометров древесины против 322 кубометров, заготовленных в 2022 году. Ожидаемо, что поступления от использования лесов в республиканский бюджет сократились более чем в два раза. Министр лесного хозяйства объяснил это традиционно - санкционными ограничениями введенными недружественными государствами. Все бы ничего, но почти весь лес из Хакасии экспортировался и экспортируется в Таджикистан и государства-члены ЕАЭС. При чем здесь санкции? Может, что - то не так в лесном хозяйстве Хакасии? Госзакупки закрыли и опять объяснение – санкции. Конечно, вдруг Байден увидит, как вы тут государственные подряды без торгов раздаете. Или санкции тут не причем, а у общества и государственных контролеров могут возникнут вопросы, когда они увидят, кому отданы госконтракты.
- Так что все - таки делать, Андрей Петрович?
- Во - первых, начать работать. Во - вторых, действовать быстро и перестать заматывать решение проблем в бесконечных совещаниях и согласованиях. В третьих, нужно менять сложившиеся стереотипы. Какие именно? Первый. Республика неудачно расположена географически – далеко от основных рынков сбыта, а количество потребителей в республике невелико. Поэтому инвесторы к нам не идут. Это не так. Население республики свыше полумиллиона человек, рядом юг Красноярского края и Тыва. Это уже товарный рынок с количеством потребителей около миллиона человек. Разворот на восток меняет и местоположение республики на глобальных товарных рынках. С таким подходом республика становится потенциально интересной для больших инвесторов, и то, что это теоретическое положение работает - факт. Второй. Крупнейшие налогоплательщики – РУСАЛ и предприятия угольной отрасли и от них зависит благополучие экономики, состояние республиканского бюджета. Пока это так. Но надо менять подходы. Развивать местное производство и стимулировать инвестиции в экономику региона, снижать зависимость от экспортоориентированных предприятий – давно об этом говорю. Третье. Пора перестать жить на широкую ногу, тратить деньги на бесполезные проекты и неэффективное госуправление. Даже казначейское сопровождение на эту привычку не повлияло. Времена в экономике непростые.
- Если говорить об инвестициях. Они же есть? Что с ними не так?
- Давайте различать разговоры об инвестициях и реальные инвестиционные программы. Перестаньте заниматься бумажным инвестированием. Если кто-то вдруг сказал, что мы инвестируем сотню другую миллиардов, то товарищи министры, не спешите включать это в свои отчеты. Вот последний пример. Россети сообщили, что подготовили программу повышения надежности электросетевого комплекса Хакасии и планируют вложить в него целых 13,7 миллиардов рублей. И все – вот уже свершивший факт инвестиций в экономику Хакасии. И уже начали делить славу. Один решил, другой курировал, третий рядом стоял. Ребята, остановитесь. Нельзя инвестировать почти 14 миллиардов в экономику на основании пресс – релиза Россетей. Инвестировании это - более сложный процесс. Инвестиционная программа в Минэнерго еще не утверждена. Деньги правительство России еще не выделило. И не факт, что выделит. А если выделит, то в лучшем случае в следующем году. Потом надо эти деньги получить и инвестпрограмму реализовать. Вы лучше сделайте то, что от вас зависит. Подпишите наконец-то регуляторное соглашение, которое позволит нормализовать взаимоотношения с энергетиками. Наполните содержанием ту самую пустую «дорожную карту по вопросу мероприятий электросетевого комплекса Республики Хакасия» и укажите наконец сколько должны стоить эти мероприятия и, главное, из каких источников они будут финансироваться. А то зима уже скоро и энергосистеме республики надо ее пережить. Перестаньте наконец-то в отчетах, прогнозах и презентация смешивать инвестиции в социальную сферу и в сферу производственную. Несомненно, что государственные вложения в социальную сферу – это вещь нужная и это - обязанность государства. Просто то, что вы вложили в промышленную инфраструктуру и производство рано или поздно должно начать работать и давать прибыль. И деньги в бюджет.
Социальные инвестиции – это только затраты и это надо понимать. А то, вот построили детский сад и отчитались – мы инвестировали 100 миллионов. Инвестировали, спору нет. И правильно это. Но, при этом надо сразу определять - за счет чего республика будет содержать вновь создаваемые объекты соцкультбыта. Как налог на это имущество платить. Это недешевое удовольствие и для этого надо больше зарабатывать. Развивать бизнес, получать доходы и за счет этого их содержать. И баланс должен быть, а его нет. Пока есть только дисбаланс. Сделайте так, и не будет тогда тех самых сотен миллиардов, радужных прогнозов и розовых очков. Картина будет суровая, может даже печальная, но реальная.
Теперь посмотрите Стратегию социально-экономического развития Сибирского федерального округа. Большой документ, целых 89 страниц. Утвержден Правительством России. Что там? А там Хакасия упоминается всего 9 раз. И почти все про уголь и алюминий. Роль республиканского правительства тут невелика, в основном отчеты писать и презентации презентовать. Компании большие, они и сами все сделают. То, что от правительства Хакасии зависит – это развитие аэропорта. И тут почувствуйте разницу – у других регионов это реконструкция действующих аэропортов, строительство новых.
В Хакасии – «проработка вопроса создания транспортно-логистического мультимодального комплекса аэропорта Абакан со строительством нового здания автовокзала и технического перевооружения аэропорта» и не завтра, а к 2035 году. То есть, 10 лет прорабатывать, а потом еще сколько лет строить? Посмотрите инвестиционный портал республики. Все тоже самое – вложения в добычу угля и алюминия. Это – несомненно хорошо. Но, плохо, что всего остального там как- то не очень много. Явно не тянет на диверсификацию экономики. Хотя, на словах то, правительство за. И еще раз повторюсь, даже эти большие инвестиции больших компаний это - планы, даже скорее намерения. Как идет их реализация – большой вопрос. Не первый год разговоров и пора бы уже спросить, где же продукция технопарков и особых экономических зон. Где реализованные масштабные региональные проекты? Что с птицефабрикой в Подсинем? Начали строить мусороперерабатывающий завод? Где транспортный железнодорожный терминал ООО "Навара» для обслуживания импортно-экспортных логистических операции на железнодорожном транспорте по направлению Монголия - КНР. Итак же как и многое другое ранее заявленное.
- Хакасия могла бы стать хабом для крупнейшего маркетплейса, но что-то пошло не так. Почему не удалось достучаться до губернатора? Ведь тема логистики сейчас одна из наиболее актуальных. Урумчи, Тува… железная дорога… это колоссальные возможности и для Хакасии, но тут опять традиционное «увы и ой»?
- Могла бы, но не стала. Все как обычно. Где логистический центр Wildberries? Богатейшая женщина страны Татьяна Бакальчук (ныне уже Ким) планировала инвестировать почти 12 миллиардов рублей и построить его к весне 2025 года. И тут важна не только сумма инвестиций. Это был бы стратегически важный объект формируемого транспортного коридора в Монголию и Северный Китай. Но, увы. Сроки – вот что еще важно. Инвестиции в промышленность – это нужные инвестиции, но они долгие, лет десять пока они начнут давать отдачу. А времени нет. И так уже шесть лет уже проспали бездарно. Период упущенных возможностей. Вложения в торговлю и логистику дадут отдачу быстрее. Начать строить можно было еще весной 2024 и весной 2025 этот самый логистический центр должен был начать работать. С 2025 года примерно 2 миллиарда рублей налоговых платежей ежегодно. Это в два раза больше, чем дает Правительство России по индивидуальной программе развития. И это были бы заработанные деньги, а не выклянченные у федералов. Где они? Их нет и не будет. Карьер для добычи гравия на месте логистического центра, вот что будет. И то не факт.
- Читая новости про Сибирский Федеральный округ и близких соседей Хакасии, радуешься как там умеют «выбивать» инвестиции в развитие. Например, тувинский губернатор постоянно презентует проекты в федеральных министерствах, которые в итоге получают одобрение и поддержку.
- Ховалыг не клянчит денег на бедность. Он предлагает федеральной власти реальные инвестпроекты, причем федерального и даже международного масштаба. Недавний приезд президента России в Кызыл тому подтверждение. И руководителю соседней республики было что сказать и показать президенту. Более десятка ключевых социально-экономических вопросов были решены: от развития жилищного строительства до ремонта автодорог Ак-Довурак – Абаза и Р-257 «Енисей». А еще, это - планы по освоению Тастыгского месторождения лития. Это - электрификация Ак - Сугского медно-порфирового месторождения. Республика получило добро и федеральные деньги на эти проекты. В планах создание нового, Центрально-Евразийского транспортного коридора через Монголию и Китай. Это - Северный железнодорожный (Курагино-Кызыл - Пекин – Тяньцзянь), Западный железнодорожный (Курагино - Кызыл - Урумчи) и трансграничная автомобильная магистраль Красноярск – Абакан – Ак-Довурак – Урумчи.
- Железную дорогу Курагино – Кызыл еще в 50-х годах прошлого столетия планировали начать строить и разговоры об этом то затихают, то возобновляются. Не будет ли это опять пустыми намерениями?
- Не думаю. Раньше концепция была какая: нужен железнодорожный путь в Туву. Пассажирские перевозки. Вывоз угля. Небольшой по меркам железнодорожных перевозок грузопоток в республику. И все. Затраты большие. Мотивация строить была не так уж и невелика. Сейчас концепция поменялась. Да и Владислав Товарищтайович человек упорный и энергичный. Он не упустит практическую выгоду для республики от изменения геополитической обстановки и от того самого разворота на восток. Вот те самые транспортно - логистические коридоры могут позволить почти вдвое сократить путь в Китай и страны Юго-Восточной Азии. Расстояние от Кызыла до Урумчи около 1 тысячи километров, до Пекина около 3 тысяч километров. Существенно разгрузится Восточный полигон, не справляющийся сейчас с вывозом грузов на Восток и обратно. Тут еще не стоит забывать про конкуренцию с Казахстаном, который активно пытается осваивать это направление.
Сейчас Тыва реконструирует пункт пропуска "Хандагайты", а на другой стороне границы Монголия заканчивает строительство пункта пропуска «Боршо». Республика активно модернизирует аэропорт Кызыла и создает там пункты пограничного и таможенного контроля. В результате страна может получить выход на новые товарные рынки: население Монголии более 3 миллионов человек, население Синьцзян-Уйгурского автономного района около 26 миллионов человек. Это больше, чем во всем Сибирском федеральном округе.
А что Хакасия? Опять ничего. Почему железнодорожный путь в Монголию и Китай должен начинаться в Курагино, а не на станции Абакан? Что с модернизацией аэропорта «Абакан»? Или воздушные грузоперевозки пойдут через Кызыл и Красноярск? И тот же несостоявшийся логистической центр в Абакане мог бы стать удобным распределительным хабом по трем направлениям в Новосибирск (на запад), в Красноярск (на север) и в Иркутск (на восток). Повторюсь, мог бы, но не стал.
- Но, ведь Тыва, как и Хакасия, вошла в десятку наиболее отстающих регионов страны, также получила индивидуальную программу развития.
- Действительно, это так. Как отстающие региона Хакасия и Тыва получили индивидуальные программы развития. Но, почувствуйте разницу в подходах. Хакасия - ИПР позволит привлечь дополнительно 1,2 млрд рублей, то есть 200 миллионов рублей ежегодно. Тыва: рассчитываем привлечь по три миллиарда рублей инвестиций на каждый «программный» миллиард. Если просить денег у федерации и говорить, что взамен мы вдвое сократим логистические издержки для торговли с Китаем, закроем треть потребностей страны в дефицитном металле или на каждом вашем миллиарде заработаем три – денег вам дадут. Если просить на бедность – дайте нам мы опять все прошляпили, это - уже совсем другая история. Дайте нам, а то опять зарплату платить нечем. Один раз дадут, но поморщатся, второй раз тоже может дадут- людей пожалеют, в третий раз - уже вряд ли. Так, что главный вопрос как из этой десятки выйти. Тыва выйдет и достойно выйдет. А вот Хакасия при нынешнем правительстве вряд ли.
- Говорят, Хакасия преуспела в промышленном майнинге? Насколько это соответствует действительности? Расскажите об этой схеме: где, сколько, кто, под чьим покровительством? В чем польза для региона?
- Преуспела. Факт. Вторая столица майнинга после Иркутской области. Толку пока чуть, вреда больше. Растет нагрузка на и без того изношенные сети. В бюджет республики от майнеров попадает немного: в 2022 году - 284, 5 миллиона рублей, в 2023 году – 304,7 миллионов рублей. При потреблении электроэнергии в сотни мегаватт, это – совсем немного. Да и откуда взяться налогам. НДС? А какую добавленную стоимость майнеры создают? Налог на прибыль? В чем прибыль? В биткоинах? По сути, это серый экспорт нашей электроэнергии на мировые рынки. В обход государственных регуляторов и таможенных платежей. Сейчас принят закон о регулировании майнинговой деятельности. Он решит только часть проблем. Хотя бы упорядочит деятельность майнеров.
Но, этот закон не решает главного - проблемы налогообложения майнеров. Явно же, что НДС и налог на прибыль – это не их налоги. Для налогообложения майнинговой деятельности необходимы принципиально иные подходы и отдельная глава в Налоговом кодексе. Акциз, например, на потребленную электроэнергию. Легко администрируемый налог. Или специальный налог на майнинг по аналогии с НДПИ. А еще важно, сколько этих налогов останется в регионе. Да и хорошо бы не федеральному правительству, а главам субъектов федерации дать полномочия определять, где в регионе есть профицит мощностей и там разрешать майнить. Вот это и могло бы сейчас стать задачей как для товарища Шульгинова, не зря же он председатель комитета по энергетике в Госдуме, так и для сенаторов от Хакасии.
А про то, кто крышует - знаю, но пока говорить рано. Также как и говорить о том, в чьи карманы и в какие кассы идут деньги майнеров.
- Так, а как люди? Каково им? Может их не касаются эти макроэкономические проблемы и бюджетные кризисы?
- Люди в республики трудолюбивы и оптимистичны. Терпеливы. И, конечно, заслуживают лучшей жизни. Затрагивают ли их все эти экономические и бюджетные перипетии. Да, напрямую и многих. Уже летом работники некоторых бюджетных организаций получили 25-30 % от заработанных денег, были и задержки заработной платы. Небольшие пока. Сейчас почти все муниципалитеты входят в отопительный сезон с заблокированными счетами. Они не могут оплатить покупку угля, отключена электроэнергия и нет уличного освещения.
Угольные разрезы на грани остановки и уже отправляют сотрудников в вынужденные отпуска. Вернутся из них специалисты или уедут в благополучный Кузбасс? Большой вопрос.
Профсоюзы бьют тревогу: низкая зарплата и слабая социальная обеспеченность работников. Непродуманная кадровая политика региона ведет к нехватке врачей, учителей, работников транспорта и ЖКХ.
Уровень бедности в Хакасии составил 15,8%, это – почти 84 тысячи человек. И это при том, что граница этой самой бедности определена на уровне доходов чуть выше 15 тысяч (!) рублей в месяц. Еще почти 40 тысяч человек на грани этой самой черты бедности. Показатели эти в Хакасии намного выше среднероссийского уровня и одни из худших в Сибирском федеральном округе.
Что делает правительство республики? Повышает уровень благосостояния людей? Нет. Оно меняет показатели в программе по борьбе с бедностью. Если в 2019 году оно поставило себе цель к 2024 году снизить уровень бедности на территории Республики Хакасия вдвое, то есть до 9%. То теперь планы правительства изменились – к 2024 году надо уже достигнуть лишь 14,4 %, а достижение тех самых 9 % сдвинулось на 2030 - й год.
Что произошло? Да по сути же республиканское правительство приняло программу по повышению уровня бедности в Хакасии. Сейчас правительство республики победно отчитывается о рекордно низком уровне безработицы - 1,7%. Только уровень этот снизился не столько потому, что стало больше рабочих мест, а сколько потому, что стало меньше работников. Нечем здесь хвастаться, печаль это.
И закономерно возникла новая проблема – не хватает рабочих рук. Точной цифры нет. Минтруд республики не удосужился посчитать, ждет указаний сверху. Оценки республиканских ведомств разнятся: от 600 до 16, 5 тысяч человек. Скорее последняя цифра верна. Потому, что так называемая «маятниковая» трудовая миграция в республике оценивается примерно в 11 тысяч человек. В основном, это - вахтовики и те, кто живет в Хакасии, но ездит на работу в ближайшие населенные пункты Красноярского края.
Республика проигрывает в конкурентной борьбе за кадры с более успешными регионами. Прежде всего, из-за уровня заработной платы, но не только. Не хлебом единым жив человек. Как этих людей можно вернуть в экономику республики у правительства понимания нет.
И еще цифры. Они показательны. Начиная с 2018 по сегодняшний день, простите меня за росстатовскую терминологию, в республике наблюдается стабильная убыль населения. От 834 до 3360 человек в год. Это - естественная убыль вследствие превышения смертности над рождаемостью. От 450 до 3266 человек в год. И это - миграционный отток от 94 до 675 человек в год. Это не маятник, это те, кто уезжает насовсем. Очень много для республики с населением немногим более 500 тысяч человек. Вот, пожалуй, истинные показатели качества жизни в республике.
- Давно такого не было. Смертность выросла, люди уезжают из Хакасии. Как думаете, почему?
- Да, давно. В 90-е и начале 2000-х. Последний раз снижение численности населения республики было зафиксировано в 2006 году. Потом население Хакасии росло. До 2018 года.
Почему? Плохая экология и грязный воздух. Отвратительные условия для ведения бизнеса – одни только миллиардные долги по госконтрактам чего стоят. Сельчанам сколько задолжали. А дальше что? С подрядчиком не рассчитались по госконтракту, он не заплатил поставщикам, не выплатил заработную плату. И запустилась цепная реакция неплатежей. Одно из последствий, кстати - убитые дороги, они же по госконтрактам строятся и ремонтируются. Вспомните, что всегда Хакасия отличалась качеством своих дорог и посмотрите состояние дорожной сети сейчас. Перманентные коммунальные проблемы. Энергетические и мусорные коллапсы. Разрушающиеся дома. Скачки платы за тепло. Низкие заработные платы и вот вам «маятниковая» миграция. Развал системы здравоохранения. Мало построить больницы и купить оборудование. В этих клиниках должны работать врачи, медсестры, санитары. Они бегут. Работать некому. Вот вам и превышение смертности над рождаемостью.
- В общем, полная стагнация и деградация. Но, ведь эти люди шли к власти, шли на выборы с другими лозунгами. Что случилось?
- Шли. Но, видимо не туда свернули. Или зашли не в ту дверь.
- Андрей Петрович, некоторые местные журналисты обозначили тему политического противостояния исполнительной и законодательной властей в Хакасии. Даже вот министры убегают после вопросов народных избранников. Это неуважение чиновников к депутатам или проблема куда более серьезнее?
- Мне сложно объяснить причины этих забегов. Но, бегут. Факт. Вот, на экспертном совете по бюджету выступила начальник финуправления Аскизского района Антонина Челтыгмашева. О наболевшем. Верно и точно. Цитирую: «муниципалитеты входят в отопительный сезон с заблокированными счетами. Я не говорю про бюджет Аскизского района, я говорю про 14 наших поселений. Они не могут «прогнать» деньги за уголь. Электроэнергия отключена. Уличного освещения нет. Впереди зима, дети в школу ходят. И в такой ситуации нам очень сложно будет войти в 25-й год… В Аскизском районе культуры нет. Мы сократили 230 единиц. Чтобы провести какие-то разовые мероприятия мы нанимаем республиканских специалистов. В клубных учреждения люди работают на 0,25 ставки и работников нет. Скоро мы и школы закроем и клубные учреждения «избушку на клюшку». Хотя президент ратует за то, чтобы сельские территории развивать. Но работать там скоро будет некому». И в других муниципалитетах схожая ситуация. А министр финансов не слышал этого, сбежал.
И министр транспорта сбежал после вопросов о том, почему почти два года не могут отремонтировать дорогу в Белом Яре.
Резонные же вопросы. И таких вопросов много. Депутаты поднимают темы, которые волнуют людей. Они хотят, чтобы дети ходили в школу по освещенным улицам. Чтобы люди ездили по хорошим дорогам, а не по министерским отчетам. Правительство, наверное, тоже хочет. Но, видимо тщательно скрывает свои желания. Или не может.
Вот, собственно, и вся суть политического противостояния в Хакасии.
Беседовала Ирина Гирш.
Комментарии 0