Она добавляет, что изменения в законодательстве уже принимаются: например, с одного года до трех месяцев с момента выявления сокращается срок, по истечении которого муниципалитет может требовать право на собственность бесхозяйного объекта. Но касается это только инфраструктуры, гидротехнических сооружений и объектов гражданской обороны. Для прочих категорий бесхозяйных недвижимых вещей, наоборот, произошло увеличение срока с трех месяцев до года — для предотвращения поспешных решений и предоставления дополнительного времени для установления собственника.
Работают ли действующие нормы
Елена Гладкова называет нынешний процесс передачи права собственности муниципалитетам крайне бюрократизированным. По ее словам, без дополнительного финансирования и упрощения процедур механизм неэффективен.
Ольга Моляренко, в свою очередь, отмечает, что сам регламент такой: муниципалитет заявляет о существовании объекта, ставит его на учет в качестве бесхозяйного в органах Росреестра. Затем дается время на то, чтобы реальный собственник заявил о своем праве на объект. Если спустя три месяца или год он не объявился, тогда муниципалитет через суд забирает объект себе на баланс.
— Но о большинстве бесхозяйных объектов узнают, когда на них происходит авария. И представьте: у вас прохудилась водопроводная сеть, которая оказалась бесхозяйной, но чтобы ее починить за бюджетные средства, нужно сначала оформить в собственность — иначе будет нецелевое расходование, — пояснила Ольга Моляренко.
Некоторые муниципалитеты находили экзотические способы решения проблемы, говорит она. Один из них основан на постановлении Верховного Совета РСФСР о разграничении собственности, которое упоминается в письме Кутепова. По нему то, что было необходимо для обеспечения хозяйственных нужд населения муниципалитета, могло быть взято населенным пунктом в собственность. Такую практику Моляренко встречала буквально в нескольких муниципальных образованиях.
Еще один крайне редкий случай произошел в одной из республик Северного Кавказа.
— Там регион принял решение, что всё, что находится на муниципальной земле, является муниципальным, а значит, можно и бюджетные средства на это выделять. — рассказывает эксперт. — Но не уверена, что это соотносится с федеральным законодательством. Вряд ли этот экзотический вариант может сработать в любом другом регионе.
К слову, до середины 2000-х годов не было никаких проблем с выделением денег на ремонт бесхозяйных объектов, поэтому никто и не торопился с их оформлением. Когда законодательство ужесточилось, появились проблемы. Впрочем, и сейчас большая часть такого имущества содержится даже без юридического оформления. Муниципалитеты используют так называемое непрямое финансирование: проводят субботники, используют средства самообложения граждан, гранты некоммерческим организациям и так далее.
Комментарии 0