Первая часть интервью с Председателем Верховного Совета Республики Хакасия Сергеем Соколом вызвала отклики, дискуссии, критику. Это хорошо и правильно. Публикации для этого и создаются. Слова, цифры, прогнозы не ушли в пустоту виртуального мира, поэтому мы продолжаем.
- Сергей Михайлович, когда мы говорили о вето главы республики на закон о межбюджетных отношениях, то меня не покидало ощущение дежавю. Ведь было уже подобное. В прошлом году, когда своим постановлением Верховый Совет республики поручил Контрольно-счетной палате проверить численность органов государственной власти Хакасии, их подведомственных учреждений и расходов на их содержание. И глава республики заблокировал эту проверку. Поручил не давать документов, министры пошли в суд, оспаривать решение парламента. Удивительная, конечно, история. Чем все закончилось?
- Да, нормально все закончилось. В судах правительство и его министры проиграли. Суды двух инстанций подтвердили законность постановления Верховного совета Хакасии и правомерность действий Контрольно-счетной палаты. Документы, правда, так и не дали. Плевать хотело правительство на закон. Аудиторы провели проверку по данным из открытых источников. Данные о штатной численности органов власти, об их полномочиях и доходах чиновников во время проверки еще были в открытом доступе. Успели. Потому что потом правительство закрыло все это и для аудиторов и для широкой публики.
Так, вот даже в результате такой проверки основных ее целей удалось достичь.
- А зачем эту проверку Верховный Совет затеял? Местные СМИ говорят, что это политическая борьба?
- И правительству республики, и Верховному Совету Хакасии Минфин России весь 2024 год говорил о необходимости сокращения расходов на государственное управление. Исходя из прогнозов на 2025 год. Реальных прогнозов, а не фантазий региональных Минфина и Минэкономразвития на эту тему. Было ясно, что доходы бюджета упадут и сокращаться придется. Целью КСП было проанализировать расходы на содержание государственного аппарата и подготовить предложения по сокращению этих расходов.
Нормальная, планомерная работа. А вот те, кому делать нечего пытались из этого изобразить политическое шоу.
- И каков же результат аудиторской проверки? Если кратко.
- Конечно, весь акт на 65 листах цитировать не буду. Министерств и ведомств у нас стало больше. Фактическая численность исполнительных органов Республики Хакасия возросла с 2018 по 2024 годы на 288 единиц. Расходы республиканского бюджета Республики Хакасия на фонд оплаты труда исполнительных органов Республики Хакасия в 2023 году увеличились в 1,8 раза. Кроме того, подведомственных учреждений правительства стало меньше, но численность их сотрудников выросла и расходы на оплату труда тоже.
- Так может и ничего страшного, пусть растут. Чиновники тоже люди, им кушать надо. Семьи кормить.
- Действительно проблема не в арифметическом росте показателей. Давали бы отдачу, тогда куда ни шло. Но, посмотрите, что происходит. Предельная численность аппарата главы республики увеличена до 110 штатных единиц, но при этом количество исполняемых полномочий уменьшилось. С 2018 года общее количество исполнительных органов Республики Хакасия увеличилось с 23 до 26 единиц. И необходимость создания некоторых из них далеко не очевидна. Почему-то с созданием Министерства лесного хозяйства и АУ «Леса Хакасии» доходы от того самого лесного хозяйства стали из года в год существенно уменьшаться. «Леса Хакасии» из 128 основных видов деятельности, предусмотренных Уставом, осуществляют только 34. Государственное учреждение работает меньше, чем на треть. Пятый год пошел как оно создано правительством и финансируется из бюджета. Тут пора уже задуматься и об эффективности его работы, да и о целесообразности его существования.
Кроме этого, КСП нашла там многочисленные финансовые нарушения. Настолько серьезные, что мы этот акт направили в прокуратуру.
Почти на четверть выросла численность ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Хакасия". У нас что, дорог стало настолько больше? И вы думаете они дороги строят? Нет, они в основном деньги распределяют и бумаги пишут. Непыльная работа. А что с эффективностью? Проблемы с дорогой-дублером между Абаканом и Черногорском, с капитальным ремонтом объездной дороги вокруг Белого Яра. Это наглядные примеры того, что Хакавтодор как госзаказчик не в состоянии организовать эффективную работу. А миллиардные долги перед подрядчиками ставят дорожную отрасль на грань выживания.
- Хорошо, что вы акцентировали на этих «сладких парочках». Минлес – Леса Хакасии, Минтранс – Хакавтодор. У любого сразу возникает вопрос. Если работает Хакавтодор, то чем заняты чиновники Минтранса? Если есть Минлес, то зачем Леса Хакасии?
- Да, аудиторы высказались о рисках дублировании функций. И речь не только об упомянутых вами правительственных структурах. В целом это системная проблема. Такие риски аудиторы увидели и при распределении полномочий между самими исполнительными органами власти Хакасии, а также между органами власти и их подведомственными учреждениями, а также некоммерческими организациями.
Это Минимущество и Фонд имущества, Минэкономразвития и Фонд развития Хакасии, Минэк и Госкомцифровизации, Минэк и Минсельхоз. Госкомцифровизации и ГАУ РХ «Центр информатизации н новых технологий».
Республиканское министерство юстиции - одно из самых многочисленных. И здесь тоже бы неплохо посмотреть соответствует ли его штатная численность его функциям. Тем, которые оно реально выполняет, а не тем, что есть на бумаге.
И вопрос неисполнения или дублирования государственных полномочия не абстрактный, не теоретический совсем. За выполнение каждой государственной функции отвечает определенный чиновник. Если функции дублируются, то получается, что в разных учреждениях сидят люди и делают одну и туже работу. И кто - то делает эту работу зря, впустую. Но, все получают за нее заработную плату. И таких много. В целом по системе органов государственной власти это - большие деньги.
- А вот эти многочисленные централизованные бухгалтерии и управления по эксплуатации административных зданий? Не проще ли создать что - то одно?
- Не прямо уж так и многочисленные, но многовато их, это точно. У Минкульта свое эксплуатационное управление, у минздрава - свое и у минспорта - свое. И у минобра тоже. И с центрами бухгалтерского учета примерно также. Это все государственные учреждения и содержатся за счет средств республиканского бюджета. Я еще на парламентских слушаниях по бюджету в ноябре прошлого года предложил укрупнить эти учреждения.
- И Фондов два – развития Хакасии и развития промышленности Хакасии. Зачем их два? В чем разница? Кто и что развивает?
- Хороший вопрос. Я предложу главе республики подумать над этим. И КСП это проверит тоже.
- Действительно, не много ли начальников стало?
- Заметьте, в каждом этом учреждении начальник есть, заместители, главные бухгалтера, начальник департаментов и отделов… При укрупнении можно на начальниках сэкономить.
Да и в самих органах власти республики проверка КСП выявила превышение установленного количества должностей высшей группы категории «руководители» и должностей главной группы.
Вы возьмите почти любое республиканское министерство. В каждом одних только заместителей министров сколько? На прошедшем 5 февраля заседании ассоциации Совет муниципальных образований Хакасии главы городов, районов и поселений поднимался этот вопрос. Говорили о Миннацполитике. Но давайте посмотрим другие министерства: Минздрав – 5 замов, Минэк – 4 зама, как и в Минкульте в должности замминистра трудоустроено 4 человека.
- А зарплаты в госучреждениях и госпредприятиях?
- Тут как в том советском анекдоте. Одни едят мясо, другие капусту. В среднем все едят голубцы. Вроде не так уж и сильно вырос фонд оплаты труда в подведомственных учреждениях. А среди них, напомню, есть и музеи, театры, библиотеки, больницы. Проблема с размером оплаты труда врачей и педагогов, как и других рядовых тружеников бюджетных учреждений – проблема давняя. И не хочет ее решать правительство, или не может.
Так вот, на этом фоне печально слышать, что заработная плата у директоров некоторых госпредприятий уже выше, чем у главы республики. Тут бы вот, Валентину Олеговичу и обидеться надо бы.
А у этих руководителей есть же заместители, главные бухгалтера и прочий начальствующий персонал, и размер их зарплаты зависит от того, сколько получает директор. Я цифры называть не буду, чтобы не шокировать тех же педагогов.
- Так значит есть резервы для сокращения? Может тогда Коновалову не с учителей надо было начинать, а вот с этих товарищей? Или учителя далеко, а они ближе к телу?
- Акт КСП с указанием резервов для сокращения расходов на госуправление главе республики направлен. Кто принял решение о сокращении ставок учителей глава Хакасии или это министр образования так решил, я пока не знаю. Вот это я и хочу выяснить при личной встрече с главой и предложить ему другой сценарий сокращения.
- Но, ведь все то, о чем мы говорили на самом деле лишь частично решит проблему. Только расходы сократятся. А станет ли от этого правительство нашей любимой Хакасии работать эффективнее. Ведь тот экономический и финансовый кризис, о котором мы долго давно предупреждали и долго говорили, вот он уже на пороге. Не пора ли задуматься о более серьезных, структурных переменах?
- Ирина, вы правы. В условиях кризиса нужна эффективная команда, способная быстро и жестко реагировать на новые вызовы. И структура правительства должна быть иной. Более гибкой и работоспособной. Давно уже пора понять. Времени на раскачку просто нет. Совсем нет. Итак, уже 6 лет качаемся.
- Давайте вернемся к тому самому спорном законопроекту, на который наложено вето. Вы поправьте меня, если что не так. Я журналист и не специалист в межбюджетных отношениях. Но, я долго жила в Хакасии и уехала оттуда не так давно. Разве не было всегда так, что перераспределением денег в республиканском бюджете занимался Верховый Совет республики?
- Да, было. Сокращение объема дотаций муниципалитетам производилось путем внесения изменений в закон Республики Хакасия о республиканском бюджете. Хочу подчеркнуть. Так и только так!
Это и в законе было предусмотрено и постановлением правительства республики № 06 от 17 января 2020 года.
Под постановлением подпись стоит Валентина Олеговича. С 2020 года в республике почти пять лет существовал баланс в межбюджетных отношениях. Не при нас установленный. И четко было определено, где полномочия Верховного Совета, где полномочия правительства. Но в прошлом году правительство начало менять правила игры и окончательно изменило их 18 декабря прошлого года
- А что случилось 18 декабря 2024 года?
- Глава республики вдруг решил тот самый сложившийся баланс нарушить и издал новое постановление за номером 757. Решил, что никакого Верховного Совета, никаких депутатов. Я сам все буду решать и лишать дотаций муниципалитеты. У Верховного Совета Хакасии отобрали полномочия. Депутаты на сессии 25 декабря 2024 года приняли закон и вернули их.
И еще почитайте внимательно принятый закон. Его формулировки никак не ограничивают полномочия главы правительства наказывать муниципалитеты и их глав за бюджетные и финансовые нарушения. Наказывайте, пожалуйста.
Но, если правительство вдруг решит отобрать у города или района дотации и перераспределить их между другими муниципалитетами, то сделать это оно может только через поправки в закон о бюджете. В этом случае же речь идет уже не о наказании Челтыгмашева или Егоровой. Речь идет о том, что вы население накажете. У всего района деньги заберете. Зарплату тех же учителей и воспитателей детских садов или работников ЖКХ.
Нельзя такие решения принимать одним росчерком пера.
- Сергей Михайлович, местные СМИ, то же ИА «Хакасия», обвиняют вас в едва ли не в создании политического кризиса в республике? Может необходимо доходчиво разъяснить журналистам, общественным деятелям, гражданским активистам и жителям в чем «соль»? Или все в старых добрых коммунистических традициях: «Не читал, но осуждаю».
- Начнем с того, что издание, которое вы назвали не является официальным СМИ. Медиаресурс с непонятным статусом, Верховным судом России прекращена его деятельность как средства массовой информации. А то, что не читали, похоже на то. Или читали, но сознательно действуют по методичкам рескома. Бездумно отрабатывают номер. Обвиняют не только меня, но и депутатов Верховного Совета, проголосовавших за это закон, и поддерживающих нас глав муниципалитетов. Действуют агрессивно и нагло, не гнушаясь никакими методами. Белое выдают за черное и наоборот. И правительство, как в случае с проверками КСП заранее заняло позицию потерпевшего. Если выносить на сессию Верховного Совета вопрос о лишении дотаций муниципалов, то нас не поддержат. А кто вам это сказал? Будут основания – поддержим. Но, прикидываться бедными и обиженными психологически выгодно. Это – вызывает сочувствие и жалость. Но, это не более, чем игра на публику, манипуляции общественным мнением.
Поэтому, кто тут и что раскачивает, большой вопрос.
- Но, в ИА «Хакасия» публикуются и правительственные чиновники, и депутаты?
- У нас запрета на это нет. И цензуры нет. Но, я бы хотел напомнить своим коллегам за что прекращена деятельность ИА «Хакасия» как средства массовой информации. За нарушение частей 2 и 9 статьи 4 Закона о СМИ. Там есть определенные ограничения на публикацию материалов об иноагентах и террористических организациях. В числе прочего в решении суда речь идет и об украинском военизированном объединении «Легион «Свобода России»*. Так вот, ограничения эти ИА «Хакасия» нарушило. Поэтому я бы предложил своим коллегам задуматься о соблюдении правил информационной гигиены.
- Вернемся к закону. Если вето главы будет преодолено, то что дальше?
- Глава республики обязан будет подписать закон. А потом может обратиться в суд, если захочет. Но, тут у меня лично никакого беспокойства нет. Правовые позиции наши сильны.
- И последний вопрос. Не могу не задать. А как за этот закон голосовал вновь обращенный коммунист и депутат Штыгашев? Ведь при нем же был установлен тот самый порядок, который сломал коммунист Коновалов?
- Не знаю, если честно. Это лучше у самого Владимира Николаевич спросить.
- Спасибо, Сергей Михайлович, надеюсь на продолжение нашего диалога и жду адекватных откликов и предложений по развитию региона.
* Верховный суд России признал украинское военизированное объединение «Легион «Свобода России» террористической организацией и запретил его деятельность на российской территории. Суд удовлетворил исковое заявление генпрокурора России Игоря Краснова. После вынесения решения Верховным судом лица, принимающие участие в деятельности легиона, будут привлекаться к уголовной ответственности за содействие терроризму. Уголовному наказанию подлежат пособничество и финансирование организации.
Комментарии 0