В 2017 году по данным Росстата продукции сельского хозяйства в Хакасии произведено на сумму 16,5 миллиарда рублей, в 2023 – 19,5 млрд. рублей.
В том числе объемы произведенной продукции растениеводства выросли с 5,3 до 6,85 миллиардов рублей, продукции животноводства с 11,2 до 12,6 миллиардов рублей. Это – рост в рублях и с учетом уровня инфляции – совсем не достижение. Хотелось бы, конечно, в два раза. Но, увы.
Конечно, есть и объективные причины, поскольку традиционно Хакасия – это зона рискованного земледелия. Так, в 2024 году в Алтайском, Бейском и Аскизском осадков было крайне мало и это сказалось на урожайности сельхозкультур. В тоже время в северной группе районов Боградском, Ширинском и Орджоникидзевском наоборот, перед началом уборочной кампании прошли затяжные проливные дожди, а это - переувлажнение почвы и ожидаемо посевы полегли. В результате вместо планируемых 180 тысяч тонн зерновых, урожай составил всего 133 тысячи тонн.
Это – почти на треть ниже прошлогоднего показателя. Средняя урожайность по Хакасии составила 16 центнеров с гектара, хотя в прошлом году было 21. Закономерно ухудшилось и качество зерна. Почти 80 процентов урожая было отнесено к фуражу. А это - снижение цены реализации на 3- 4 тысячи рублей за тонну. Потери аграриев оцениваются примерно в 300 миллионов рублей.
А что с животноводством? Здесь же погода не должна так влиять на результат. Но, тут как все помнят, случился узелковый дерматит. Чрезвычайная ситуация длилась более полугода и действия республиканских властей тогда критиковали многие. Разворачивались долго, реагировали несвоевременно. Многих потерь можно было бы избежать. Но, случилось то, что случилось. Было уничтожено 4 тысяч голов крупного рогатого скота, более 10 тысяч голов мелкого рогатого скота и 435 свиней.
Еще одна проблема – с марта 2023 года начал действовать федеральный закон «О побочных продуктах животноводства…» 14 июля 2022 года N 248-ФЗ ввел обязательное хранение этих продуктов (навоза, стоков, подстилки итд) на специализированных площадках. Это – существенные затраты для крупных сельхозпроизводителей и неподъемно для небольших хозяйств и фермеров. Мер государственной поддержки в этой части нет. За нарушение – жесткие административные санкции. Сокращение поголовья скота и банкротство мелких сельхозпроизводителей может стать результатом исполнения этого требования закона.
Изменения в Технический регламент ЕВРАЗЭС и в ветеринарные правила убоя животных тоже принесли не мало проблем. К чему это привело? К запрету подворового убоя скота и необходимости дорогостоящих убойных пунктов в республике. Минсельхоз Хакасии оказался к этому не готов. Сельхозпроизводители стали массово вывозить скот на убой в соседний Красноярский край, где этот вопрос решили намного быстрее.
Традиционный осенний рост цен на ГСМ. Конечно, цены на бензин и дизтопливо - общефедеральная проблема и, казалось бы, что могут здесь сделать региональные власти. Оказывается, могут. Так, например, в прошлом году чтобы избежать роста цен, глава Республики Тыва принял решение компенсировать из бюджета половину наценки на топливо для местных на АЗС.
Также приняло правительство Тывы ряд мер для того, чтобы владельцы автозаправок не испытывали проблем с отгрузкой топлива на оптовом рынке, помогло с поиском новых логистических схем и заключением договоров. Сделано это было своевременно - в сентябре. В Хакасии – нет, тогда шли выборы. Была борьба за власть – какие уж тут цены на бензин.
А еще проблемы с мерами государственной поддержки сельхозпроизводителей. Прозрачность распределения сельхозсубсидий всегда вызывала массу вопросов. Так, по данным Контрольно–счетной палаты республики бюджетные средства, направленные на развитие молочного скотоводства, расходовались неэффективно и с нарушениями. В результате – снижение производства молока и поголовья коров молочного направления в республике.48% молока сельхозпроизводителями – получателями государственной поддержки, реализовывалось перерабатывающим предприятиям Красноярского края. Но, тут правительство решило проблему. Правда, своеобразным образом. Нет денег, значит нет вопросов к тому насколько они справедливо распределяются.
Попытки сократить расходы республиканского бюджета на финансирование сельского хозяйства были предприняты в прошлом году, но стараниями депутатов Верхового Совета Хакасии строки в бюджете удалось отстоять. Строки то да, а денег все равно нет. Правительство все равно гнет свою линию.
Так, в республиканском бюджете на 2024 год было запланировано на субсидирование агропромышленного комплекса на сумму более 530 миллионов рублей. Но, сельхозпроизводители Хакасии в этом году денег не получили и посевную, кормозаготовительную и уборочную кампании были вынуждены были провести на собственные и заемные средства. Дорогие заемные средства, с учетом существующих ставок по кредитам. А эти кредиты еще предстоит отдавать.
В 2023 году правительство республики обещало дополнительно выделить 95 миллионов рублей на приобретение сельхозтехники, в 2024 году - 200 миллионов рублей. Что получили? Получили ноль.
В проекте бюджета на 2025 год правительство республики в очередной раз предлагает сократить финансирование сельского хозяйства втрое по сравнению с 2024 годом. На 2026 и 2027 год эти суммы предлагается еще снизить – до 297 и 218 миллионов рублей соответственно.
По оценкам самих аграриев поддержку сельского хозяйства необходимо увеличить до 1,5 миллиардов рублей в год. На обновление парка автотехники нужно предусмотреть дополнительно 300 миллионов рублей. Вот такие дисбалансы. И как выживать сельскому хозяйству республики внятного ответа у правительства нет.
Андрей Тенишев, эксперт РАНХ и ГС при Президенте РФ, сопредседатель Народного фронта в РХ.
Комментарии 0