«Бюджет Хакасии бесплатно кредитуется за счет бизнеса, с которым не рассчитался»

05.02.2020

Вышел отчет по исполнению бюджета за 2019 год руководителя РИК ОНФ в Хакасии экономиста Евгения Мамаева. Интересно взглянуть на ключевые показатели, особенно в свете заявления о несбалансированности бюджета 2020 года на 14 млрд руб:

  1. По доходам бюджет исполнен на 102.7% – поступило 31.48 млрд руб при плане 30.66 млрд руб. Т.е. сверх плана поступило 824.5 млн руб. Тем не менее, это на 3.2 млрд руб или на 9.2% ниже, чем было в 2018 году (34.91 млрд руб).
  2. По безвозмездным поступлениям из федерального бюджета исполнение составило 110.8% – при плане в 9.41 млрд руб фактически поступило 10.42 млрд руб, т.е. на 1 млрд руб больше. Именно увеличению поддержки от федералов и обязаны перевыполнению плана по доходам. Напомню – 750 млн руб получили после заявлений о критическом положении с финансами в Хакасии на федеральном уровне. Нехитрая комбинация дала результат и судя по ярким заявлениям о дыре в бюджете в 14 млрд руб, похоже, входит в широкий оборот.
  3. По расходам исполнение бюджета составило 90.2% (30.22 млрд руб) от планового показателя в 33.5 млрд руб, фигурирующего в отчетах федерального казначейства. Исходя из этой цифры бюджет не исполнен на 3.28 млрд руб. Однако в законе о бюджете установлен план по расходам в 32.78 млрд руб. Исходя из этой цифры неисполнение бюджета 2.57 млрд руб. В сравнении с прошлым годом расходы снизились на 1.74 млрд руб.
  4. По собственным доходам бюджет исполнен на 99.1% – недобор 188.6 млн руб, что весьма незначительно. Снижение к прошлому году составило 3.1 млрд руб, что обусловлено разовым платежом 4.4 млрд руб НДФЛ от Худайнатова в 2018 году. Если вычесть из этой суммы разовый платеж РУСАЛа в 1.3 млрд руб, то как раз и получаем 3.1 млрд руб, что говорит о том, что собственные доходы бюджета за год практически не изменились. Однако интерес представляет постатейная динамика.
  5. Существенный рост произошел по акцизам – на 473 млн руб. Однако тут заслуги региональных властей искать не стоит, т.к. ставки акцизов регулируются на федеральном уровне, а акцизы на дизтопливо, бензин и алкоголь поступают из федерального бюджета.
  6. Вырос НДФЛ с зарплат как следствие увеличение МРОТ. Это также решение федерального уровня. Однако рост по УСН на 60.7 млн руб и по налогу на добычу угля 84 млн руб уже можно записать в актив нашего правительства. Вместе с ростом налога на добычу полезных ископаемых и транспортного налога можно говорить о 208 млн руб, которые следует поставить в заслугу правительству Хакасии.
  7. По налогу на прибыль недобор составил 487.6 млн руб от планового значения 7.66 млрд руб – в бюджет поступило 7.17 млрд руб, т.е. 93.6% от плана. Тем не менее, это на 833 млн руб выше, чем за 2018 год. Однако если вычесть разовый платеж от РУСАЛа, то можно говорить о падении поступлений на 466.8 млн руб.
  8. Поступление по налогу на прибыль за декабрь 2019 года составило 684 млн руб, тогда как в декабре 2018 года поступил 601 млн руб. При этом за предыдущие 4 месяца (авг-ноя) 2019 года поступило 1.35 млрд руб, тогда как за аналогичный период 2018 года – 3.12 млрд руб. Очевидно, что в конце 2019 года ежемесячные поступления снизились более чем в 2 раза относительно 2018 года. Это связано с тем, что цены на уголь в конце 2018 года были на уровне 80-90$ за тонну, тогда как годом позже упали до 50-55$, что уронило прибыль угольщиков и негативно сказалось на поступлениях по налогу на прибыль. Однако в декабре поступления вдруг превысили значения предыдущего года, при том что цена на уголь практически достигла минимумов. Причины такого всплеска скорее всего кроются в авансовых платежах – правительство попросило бизнес помочь с деньгами, чтобы красиво закрыть год и те пошли навстречу. Естественно, что соответствующие суммы не поступят в 2020 году и мы уже сейчас слышим заявления о дыре в бюджете 2020 года.
  9. В пользу наличия авансовых платежей говорят и данные статистики – сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций в январе-ноябре 2019 года составила 8.9 млрд руб, что на 46% ниже показателей 2018 года. Однако поступления по налогу на прибыль без учета платежа РУСАЛа снизились всего на 7.4%. Конечно, статистика показывает прибыль не всех организаций, но если посмотреть на прибыль охватываемый ей организаций, то за янв-ноя 2018 года их прибыль составила 18.6 млрд руб, а за тот же период 2019 года – 10.7 млрд руб. Итого прибыль снизилась на 7.9 млрд руб. Размер налога от этой суммы составляет 1.3 млрд руб. Т.е. примерно на такую сумму должны были снизиться текущие платежи в бюджет по налогу на прибыль (без учета декабря). Однако снижение было примерно на миллиард ниже, что может говорить об авансовых платежах на эту сумму.
  10. Авансовые платежи объясняют и якобы точное прогнозирование доходов бюджета на уровне 99%. Если мы посмотрим на прогноз поступлений по отдельным статьям доходов, то станет очевидно, что хорошо спрогнозированы только поступления по НДФЛ, т.к. он рассчитывается от зарплаты, а ее рост в течении года увязан с увеличением МРОТ и решениями на уровне правительства о росте окладов. По другим статьям ни о каком точном прогнозировании всерьез говорить нельзя. Общая сумма поступлений подгоняется до плановой авансовыми платежами и прочими ухищрениями.
  11. Об авансовых платежах в декабре говорит и сумма поступлений по акцизу на пиво – в холодный зимний месяц получили 172 млн руб, что выше любого летнего месяца. Более того, это месячный максимум как минимум за 2 года!
  12. В целом в декабре 2019 года поступило собственных доходов 1.97 млрд руб, что на 14.5% выше, чем в декабре 2018 года (1.72 млрд руб). Однако если взять 4 предшествующих месяца (авг-ноя), то поступления 2019 года были на 25% ниже, чем в 2018 году – 6.1 млрд руб в 2019 году против 8.16 млрд руб в 2018 году. Исходя из снижения в 25%, в декабре 2019 года поступления должны были быть на уровне 1.3 млрд руб, но они оказались на 685 млн руб выше. Поэтому весьма вероятно, что как минимум 500 млн руб поступлений в декабре являются авансовыми платежами.
  13. Про авансовые платежи следует четко понимать, что это доходы будущих периодов, которые проели в текущем периоде. В привязке к текущей ситуации это означает, что если авансовые платежи имели место в 2019 году, то в лучшем случае соответствующие суммы просто не поступят в 2020 году. А в худшем предприятия потребуют возврата уплаченных авансов. Скорее всего, мы уже стали свидетелями этого процесса – поступления в бюджет в январе 2020 года существенно снизились относительно января 2019 года. Остается открытым вопрос – сделано это преднамеренно, чтобы создать критическую ситуацию и потребовать помощи от федерального центра, или просто ошибки планирования или желание закончить год без потрясений и с красивыми показателями. По некоторым данным, общая сумма авансов в бюджете может составлять 3-4 млрд руб.
  14. Без учета разового платежа в 1.3 млрд руб от РУСАЛа по налогу на прибыль поступило 5.87 млрд руб. Именно эту цифру следует рассматривать в качестве точки отсчета при прогнозировании поступлений по налогу на прибыль на 2020 год. При этом в бюджете 2020 года поставлен план по налогу на прибыль в 10.55 млрд руб. Разница между этой цифрой и фактическим объемом поступлений в 2019 году без учета разового платежа от РУСАЛа составляет 4.7 млрд руб. И это при том, что первые 4 месяца 2019 года цена на уголь находилась на уровне 80-90$ и угледобывающие компании довольно неплохо пополняли бюджет – с января по апрель по налогу на прибыль поступило 2.64 млрд руб (без платежа РУСАЛа), тогда как за август-ноябрь в два раза меньше – 1.35 млрд руб. За первые 4 месяца 2018 года поступило 1.08 млрд руб. Поэтому можно ожидать, что текущие поступления по налогу на прибыль будут еще ниже, чем в 2019 году. Но даже без этого можно говорить о том, что в бюджете 2020 года было заложено около 4.5 млрд руб воздуха. И этот воздух сейчас со свистом вылетает и в результате мы слышим все эти заявления о дыре в бюджете, его несбалансированности. Однако о воздухе в бюджете я лично говорил еще в ноябре, когда только опубликовали проект бюджета. Опять же остается открытым вопрос – воздух был закачан в бюджет сознательно или это признак непрофессионализма или что-то другое?

Резюме: Доходная часть бюджета исполнена довольно неплохо, однако расходная не исполнена в существенном размере. Согласно закона о бюджете, неисполненные расходы должны были быть профинансированы за счет привлечения коммерческих кредитов. В законе о бюджете стоял план по привлечению 4.89 млрд руб, тогда как фактически было привлечено 1.65 млрд руб. По сути можно говорить о неисполнении исполнительной властью закона о бюджете в части финансирования расходных обязательств. В результате многие предприниматели так и не получили оплату за поставленные товары и услуги, не выплачены социальные пособия и т.д.
Не вполне понятно, почему исполнительная власть решила взять на себя функции законодательной власти и позволить себе не исполнять закон о бюджете в части исполнения расходной части, пусть и за счет привлечения коммерческих кредитов. Это было предусмотрено законом, внесенным минфином в Верховный Совет, принятым депутатами и подписанным главой региона. Было бы допустимо не привлекать кредиты, если бы были найдены иные источники доходов бюджета - прописаны, как обещано, олигархи, заведены в регион народные предприятия и крупные налогоплательщики или что-то другое. Но этого сделано не было. И при этом правительство по сути отказалось исполнять закон и расходную часть бюджета. В результате бюджет бесплатно кредитуется за счет бизнеса, с которым не рассчитался.

Нет описания фото.

Комментарии 0

Последние новости

21.04.2025

Медведь растерзал лошадей в Новосибирской области
Медведи активизируются после зимней спячки в Сибири

21.04.2025

Жителей Хакасии в мае дважды ждут длинные выходные
Началась последняя полная рабочая неделя перед майскими праздниками.

21.04.2025

Ученые открыли «невозможный» цвет, который нельзя увидеть без лазера
Назвали его «Оло». SciAdv: активация сетчатки светом позволила увидеть новый оттенок сине-зеленого

21.04.2025

На День Победы в Абакане будут торговать едой, цветами, шариками и сувенирами
На этой неделе мэрия начинает принимать заявки на 30 торговых мест.