«Найти человека» – так называется самое пронзительное и самое малоизвестное из произведений самой знаменитой детской писательницы Советского Союза Агнии Львовны Барто.
Почему я начал свою заметку о человеке, подарившем нам детство таким, как мы его знаем, – искренним, солнечным, простым и ясным, – с этого факта? Потому что, возможно, это самое значительное, что было создано Агнией Барто. Она искала человека, и она его нашла.
Не одного какого-то человека. Многих. Тысячи. Но все же конкретных. С именами, фамилиями, маленькими фрагментами детства, запомнившимися их родным и близким. Трагически расставшихся на страшном поле войны. И вложивших в надежду вновь встретиться с ними все.
Герои всех стихов Барто имеют имена. Это и Тамара, с которой ходят парой. И Таня, которая горько плачет. Ну и кто же не знает Любочку?!
Имена детей, потерявшихся в годы войны, заполнили книги Агнии Львовны и радиоэфиры, которые она вела, разыскивая их. Каждый найденный становился ее родным. И таких было много. Но, увы, не все.
В начале 1970-х труд Агнии Львовны «Найти человека» стал художественным фильмом. Сценарий написали Юрий Клепаков и Михаил Богин, который и стал режиссером картины. Он оживил книгу, придав именам лица живых. Это уже не были строки воспоминаний о страданиях, боях, оккупации или эвакуации. Это была живая история о том, что каждый ребенок непременно найдется, о том, что он просто не может пропасть, исчезнуть, сгинуть. Что угодно – только не это!
Агния Львовна писала не только стихи. Она писала сценарии для фильмов:
- великолепная комедия «Подкидыш» с целым созвездием артистов полюбилась взрослым ничуть не меньше, чем детям;
- послевоенный фильм «Слон и веревочка»;
- «Алеша Птицын вырабатывает характер», в которой дебютировала ставшая любимой и популярной Наталья Селезнева.
А вот за «Ищу человека» почему-то опытный сценарист Агния Барто не взялась. Слишком много вложено было ею во все это, поиск самого дорогого для людей.
Вообще, она не собиралась быть поэтом. Стихи для детей в виде развлечения писал ее дядя – известный врач Григорий Блох. Профессию Агния Волова (девичья фамилия Барто) выбрала другую – балерина.
Окончила хореографическое в Москве, где с начала века жила ее большая семья. Стихи все же писала. Как и дядя – для потехи. И на выпускном концерте прочла со сцены. Их услышал нарком Луначарский и взял под крыло не балерину, но поэтессу, с ходу обнаружив ее дар говорить с детьми просто и открыто – языком настоящей, а не декадентской или идеологизированной поэзии 1920-х.
Балетная карьера отошла на второй план. А потом и вовсе забылась. Зато в доме незамужней Агнии Воловой появились дети, много: Тамары, Тани, Любочки, Лешеньки… и муж-поэт Павел Барто, отдавший ей и фамилию, и славу.
Агния Барто – великое имя страны. Имя, знакомое и знаковое. Имя, означающее, что ты среди своих. Среди близких, которых смогла найти для тебя Агния Львовна, когда отдала себя тому, чтобы искать человека. Это не сюжет для фильма, не тема для серии радиоэфиров и телепередач. Это путь, которым шел истинно ищущий человек, творец, художник, настоящий поэт – Агния Львовна Барто.
P.S. А вот режиссер Богин – тот самый, что поставил «Ищу человека», – как раз потерялся. Исчез, растворился. И как художник, и как личность. Оставив свое детство, Таню, Алешеньку, Любочку, рванул он в дальние края – в Большое перезрелое яблоко. И стал никем. Не понял, не оценил того, что воспела и чем жила Агния Львовна, чему она учила. Или понял, но было слишком поздно.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.







Комментарии 0