Сибирь как центр технологического будущего

25.10.2025

Фото: пресс-служба Совета Безопасности РФ

Фото: пресс-служба Совета Безопасности РФ

Секретарь Совета Безопасности России Сергей Шойгу — о том, как кластер глубокой переработки критических металлов в Ангаро-Енисейском макрорегионе станет материальной базой для стратегического лидерства РФ в шестом индустриальном укладе. 

История России — это череда больших замыслов, воплощенных в жизнь уникальный творческой энергией ее народа. БАМ, каскад ГЭС на Енисее и Ангаре, Магнитогорский металлургический комбинат, Транссибирская магистраль, Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс — вот лишь некоторые примеры того, как мечта о светлом будущем и счастье родной страны превращалась в большие индустриальные центры, в грандиозные объекты инфраструктуры, в уникальные научные центры, создающие передовые технологии, которыми пользуется весь мир.

В XXI веке симбиоз большой прекрасной мечты, непреклонной воли, высоких компетенций и энергии остается мощным двигателем прогресса России.

Кластер глубокой переработки критических металлов в Ангаро-Енисейском макрорегионе, поддержанный президентом России Владимиром Путиным, откроет новую страницу в истории нашей страны. Это не просто инвестиционный проект, это смена парадигмы развития Российской Федерации, которая определит ее место в мире как минимум на предстоящее столетие.

Россия в новой архитектуре мировой экономики

Деление мира на государства, которые создают технологии, и страны, которые поставляют сырье для того, чтобы эти технологии стали продукцией, уходит в прошлое. На смену приходят экономические экосистемы, в которых наука, образование, добыча и обработка ресурсов, а также индустриальное производство тесно переплетены, объединены сетью информационных и логистических связей. Полные технологические циклы — от идеи до готового продукта — и «бесшовная», выражаясь языком айтишников, интеграция науки, технологий, ресурсных и производственных систем, — это уже не просто конкурентное преимущество индустриально развитых государств на мировом рынке. Это необходимое условие эффективного движения в экономику будущего.

Попытки создания в Сибири промышленных кластеров «полного цикла» предпринимались неоднократно — в 1933, 1971 и 1981 годах. Однако в начале 80-х эти инициативы были остановлены усилиями «Перестройки» (понять бы перестройки чего). В результате СССР потерял импульс развития, а позднее был вынужден прекратить свое существование, а новая Россия после тяжелейшего периода остановки распада сосредоточилась на экспорте непереработанного сырья.

Карьерный самосвал вывозит руду для производства алюминия из карьера Мазульского известнякового рудника Ачинского глиноземного комбината компании «Русал» в окрестностях города Ачинск Красноярского края Фото: РИА Новости/Илья Наймушин

Карьерный самосвал вывозит руду для производства алюминия из карьера Мазульского известнякового рудника Ачинского глиноземного комбината компании «Русал» в окрестностях города Ачинск Красноярского края Фото: РИА Новости/Илья Наймушин

В XXI веке мир меняется. Переход к многополярности и сопутствующее изменение глобальных условий хозяйствования позволяет России свернуть с тупикового пути превращения в сырьевой придаток Запада, — пути, на который нашу страну уже не одно десятилетие настойчиво толкают ее геополитические конкуренты, и стать одним из центров технологического развития человечества. Кластер глубокой переработки критических металлов в Ангаро-Енисейском макрорегионе — важнейший проект, который поможет реализовать нашей стране открывшиеся стратегические возможности.

Россия находится на первом месте в мире по запасам критических металлов, в целом. К сожалению, в настоящее время у нас слишком мал объем внутреннего потребления. Большую часть того, что добываем, мы отправляем на экспорт. При этом мы импортируем в 10 раз больше продукции из критических металлов, чем производим сами из нашего сырья. Продолжать так делать — непозволительная роскошь на текущем историческом этапе.

Геополитика технологий

Сила современного государства — не в гиперзвуковых ракетах и боевых лазерах. Все самые мощные средства вооруженной борьбы превращаются в ничто, если государство не может их воспроизводить самостоятельно в необходимых количествах. А для этого нужны высокие технологии, микрочипы и магниты. Редкоземельные металлы (РЗМ) — основа микроэлектроники, оборонных систем, технологий космоса и энергетики. Более 80% мирового рынка РЗМ на сегодня контролирует Китай. Его природные запасы оцениваются в 44 млн т. Согласно отчету Минприроды России, опубликованному в январе 2023 года в нашей стране есть как минимум 15 видов РЗМ, а общий объем запасов на 18 изученных, подчеркну, изученных месторождениях превышает 28 млн т.

При этом в России в добычу вовлечено менее 2% от общего объема разведанных запасов редкоземельных металлов. Большая часть РЗМ для нужд российской экономики импортируется из-за рубежа. Вовлечение этого ценнейшего ресурса в хозяйственный оборот и создание полного цикла переработки РЗМ внутри страны — это задача, от решения которой зависит не только будущий успех, но и, возможно, само существование Российской Федерации как суверенного государства в исторической перспективе.

Фото: РИА Новости/Илья Наймушин

Фото: РИА Новости/Илья Наймушин

Редкоземельные металлы — это такие элементы, как неодим, празеодим, диспрозий, тербий, европий, иттрий и другие. Они содержатся в руде в минимальных концентрациях, требуют сложной и дорогостоящей переработки, но без них невозможна ни современная энергетика, ни связь, ни транспорт. Из них изготавливаются мощнейшие постоянные магниты для электромоторов, лазеры, сплавы для авиации, датчики, медицинское оборудование и даже пигменты для купюр. По сути, РЗМ — это «кровь» нового технологического уклада, незаметная, но абсолютно необходимая. Россия обладает одними из крупнейших месторождений в мире — Ловозерским, Томторским, Чуктуконским, Зашихинским, Белозиминским. Кластер глубокой переработки критических металлов в Ангаро-Енисейском макрорегионе позволит сформировать разветвленную систему кооперации в контуре редкоземельной металлургии — от технологии до конечного продукта.

Что такое кластер глубокой переработки критических металлов в Ангаро-Енисейскоммакрорегионе

Кластер — это экосистема, объединяющая науку, образование, промышленность и инвестиции. Проект реализуется на территории Большой Сибири и объединяет десятки предприятий, научных институтов и вузов в единую сеть. Общий объем инвестиций оценивается в более чем 700 млрд рублей, а количество новых рабочих мест — не менее 3,5 тыс. только на первом этапе (данные по персоналу приводятся без учета роста персонала смежных и сервисных компаний и, главное, квалифицированных ученых и инженеров, привлекаемых в Сибирь для создания новых научных и инженерных школ).

И в период Российской империи, и в советское время государство стремилось создать такие условия, чтобы граждане добровольно и с радостью ехали в Сибирь строить и развивать народное хозяйство. Очень важно укреплять в людях энтузиазм, веру в страну, в успех большого начинания и гордость за свое дело. И сегодня инициативы по развитию Сибири в качестве центра новой индустриализации России надо выстраивать на аналогичной базе. Нужны достойные зарплаты, субсидии, льготы и т.п. Скажем, приехал специалист трудиться в Сибирь — получил ссуду на приобретение жилья и беспроцентный автокредит. Прожил и проработал там 10 лет, — ссуда гасится, так сказать, сама по себе. Это хороший механизм стимулирования. И для бизнеса, вовлеченного в проекты развития Сибири, также нужны преференции.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Поэтому для участников кластера предусмотрена система налоговых льгот и административных преференций в зависимости от стадии развития бизнеса, а главное — формируется единая бизнес-стратегия совместного развития. Такие меры необходимы для того, чтобы ускорить запуск производств и стимулировать привлечение частного капитала.

Помимо редких и редкоземельных металлов в кластере получат развитие новые материалы, полупроводники, силовая электроника, 3D-печать, робототехника, искусственный интеллект. По сути кластер будет представлять собой место, где будут соседствовать исследовательские лаборатории и производственные цеха, где инженер будет работать вместе с ученым, технологом и квалифицированным рабочим в едином информационном и технологическом пространстве. И там же будут проходить процессы профессионального становления: студенты, аспиранты и молодые ученые, а также учащиеся профильных средних учебных заведений — молодежь станет приобретать знания и практический опыт, будучи непосредственно погруженной в научно-технологические и производственные процессы. Такой подход позволит вырастить новые кадры, которые по своим знаниям и умениям будут превосходить учителей и сами впоследствии вырастят еще более эффективную смену. Так будет построен механизм роста и накопления компетенций в российской экономике.

Экономический смысл: от сырья — к технологиям

По оценкам экспертов, Россия ежегодно теряет до 7 трлн рублей, экспортируя необработанное сырье. Нельзя сказать, что наша страна является аутсайдером в этом отношении. В других добывающих РЗМ государствах наблюдается в большей или меньшей степени схожая картина. Пока только Китай может похвастаться тем, что полностью освоил цикл работы с редкоземельными металлами.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова

Отрасль РЗМ развивать сложно: требуются технологии, высококлассные кадры, огромные инвестиции и политическая воля.

В Российской Федерации ситуация с освоением редкоземельных металлов усугубляется еще и тем, что наши месторождения сложны в разработке: их руды трудно обогащать, а содержание ценных компонентов в них относительно невысокое. Поэтому перечисленные выше вызовы становятся для России еще острее.

Однако в современных условиях наша страна просто обязана извлекать 100% пользы из своих природных богатств, в том числе из РЗМ. России жизненно необходимо создать «суверенную отрасль», независимую от Китая и США, а также развить интегрированные проекты, охватывающие полный цикл производства — от добычи до конечных изделий. Для решения этой задачи необходим мощный импульс со стороны государства.

Фото: РИА Новости/Илья Наймушин

Фото: РИА Новости/Илья Наймушин

Проект кластера предлагает именно такой путь: создание высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью. Государство обеспечивает инфраструктуру, бизнес получает площадку и стимулы, наука — заказ и финансирование. При таком подходе будет сформирована экономика нового уклада, где каждый рубль, вложенный в Сибирь, начнет работать на всю страну.

Сибирь — это центр

Вопреки сложившемуся за века стереотипу Сибирь сегодня — не край географии. И по сути, она никогда им не была. На протяжении всей истории Сибирь была пространством силы духа, местом освоения природы человеком — от Ермака до строителей БАМа.

И сегодня эта удивительная земля закономерно становится центром притяжения людей и идей. Красноярский край, Иркутская область, Хакасия и Тыва вместе превращаются в макрорегион сосредоточения экономического и научного потенциала. Негативные последствия первых лет постсоветской действительности еще дают о себе знать. Восточные регионы страны до сих пор продолжают терять население, а отток молодежи остается одной из главных угроз для будущего Сибири. Кластер должен внести весомый вклад в преодоление этого тренда: новые рабочие места, доступное и качественное образование, комфортное жилье и развитая инфраструктура превратят Сибирь в место, где хочется трудиться, жить, воспитывать детей.

Наука и молодёжь: возвращение смысла

Главный ресурс индустриализации — интеллект. Сегодня большинство R&D‑центров сосредоточено в Москве и Санкт‑Петербурге. Проект кластера создаст новую модель — «наука рядом с производством»: университеты, академические институты и технопарки будут работать в единой системе. Это даст сибирской молодежи шанс реализоваться дома, вместо того чтобы «искать счастья» где-то вовне. Ангаро‑Енисейский кластер может стать новой «комсомольской стройкой» — только вместо шпал и бетона ударники и энтузиасты XXI века будут создавать здесь микрочипы, лазеры, сенсоры и интеллектуальные системы, которые нужны для стратегического лидерства родной страны.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Для привлечения молодежи и ценных специалистов возможно использовать методологию конкурсов и профессиональных отборов, ранее опробованных на других задачах государственного и корпоративного управления. Колоссальные масштабы сибирских проектов создают возможность запустить качественно работающие социальные лифты и обеспечить гарантированный карьерный рост для настоящих профессионалов, проявивших себя в реальных делах и проектах.

Энергетика

Сибирь обладает колоссальным энергетическим потенциалом. Установленная мощность введенных в эксплуатацию в Ангаро-Енисейском макрорегионе ГЭС составляет 25 ГВт. Кроме того, в регионе существует ряд перспективных объектов, в том числе Средне-Енисейская ГЭС, Игарская ГЭС и другие крупные гидростанции, совокупная мощность которых составит еще 19 ГВт. Колоссальные невостребованные мощности имеет Канско-Ачинсикй топливно-энергетический комплекс. Вся эта огромная энергия может быть трансформирована в новые технологические заделы и наукоемкие производства глубоких переделов. Часть энергии может быть направлена в новые «умные» города, органично возникающие на базе исторических поселений Сибири, меняющие принципы территориальной связанности и освоения территорий.

Транспорт и логистика

Сквозным фактором, определяющимэффективность экономики, является скорость. XXI век — это век высоких скоростей. На сегодня мы освоили технологии высокоскоростной передачи информации, финансов и энергии. Ведется активная работа над скоростями в транспорте и логистике. Уникальное географическое расположение Сибири создает возможность для пересборки логистики всего евразийского континента, создания новых транспортных коридоров, формирования агломерационных и синергетических эффектов от роста взаимного проникновения качественно новой инновационной и деловой активности. Такие проекты, как Центрально-Евразийский транспортный коридор, Северный широтный ход и другие, неизбежно докажут свою необходимость и значимость по мере роста производственной и инновационной активности Сибири. Качественная реализация этих проектов заложит новые принципы коммуникации и движения людей и грузов между регионами Сибири, повысит мобильность и включенность Глобального Юга, позволит сформировать глобальный инновационный хаб с вовлечением качественного человеческого капитала в развитие Сибири.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Экология и ответственность

Главное опасение местных жителей на территориях, где реализуются проекты освоения и переработки природных ресурсов, — загрязнение окружающей среды. Проект кластера с самого старта делает такие страхи безосновательными. Он закладывает принципы экологического мониторинга и экономики замкнутого цикла: автоматический контроль выбросов, повторное использование отходов, очистные технологии. Символ экологической миссии кластера — «Белый снег Красноярска‑2050»: чистая индустриализация как реальный KPI, а не лозунг.

Безопасность и технологии двойного назначения

Критические металлы — не только экономика нового технологического уклада, но и оборона: они используются в системах навигации, двигателях, радарах. Создание собственной металлургической базы РЗМ — элемент стратегической безопасности. Кластер позволит интегрировать гражданские и оборонные технологии, обеспечивая суверенитет Российской Федерации.

Для бизнеса

Бизнес получает не просто льготы, а эффективную долгосрочную модель развития. Кластер будет включать несколько налоговых режимов и предполагает не только налоговые послабления, но и доступ к инфраструктуре, гарантированный спрос со стороны госкорпораций и программы ГЧП. Для средних компаний и стартапов — это шанс стать реальными участниками высокотехнологичных отраслей будущего. «Стройка века» при таком подходе становится ещё и «рынком века».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Для регионов и их жителей

Для жителей Сибири проект — гарант новых рабочих мест, качественной инфраструктуры и социальной стабильности. Рост налоговой базы, новые дороги, жилье, вузы, больницы, спорткомплексы и прочие блага цивилизации создадут новый, более высокий уровень жизни. Важно, чтобы выгоды распределялись справедливо: часть налоговых поступлений останется в муниципалитетах, формируется общественный контроль.

Международная кооперация и конкуренция

Россия способна быть не только поставщиком, но и технологическим партнером. Китай контролирует 80% мирового рынка, однако РФ имеет уникальные запасы и инженерную школу. Кластер создаст альтернативу западным цепочкам поставок, предлагая странам Глобального Юга модель сотрудничества без санкционного диктата.

Новый смысл для страны

Россия снова строит. Не просто города, а будущее, основанное на знаниях, технологиях и уважении к природе. Кластер глубокой переработки критических металлов в Ангаро-Енисейском макрорегионе — символ этой эпохи и возвращения веры в собственные силы. Её миссия — превратить ресурсный потенциал Сибири в действующий драйвер инноваций, сделать страну территорией великих смыслов. Это проект, который объединяет экономику, науку, людей и веру в завтрашний день. Это модель будущего России: научной, технологической, ответственной перед людьми и природой.

Комментарии 0

Последние новости

25.10.2025

Эксклюзивный прямой эфир на Радио «Искатель» 90.6 FM
Радиоэфир состоится 28 октября в 17:30.

25.10.2025

Историческая страница: «Политические репрессии в послевоенном СССР»
«В наше время нет таких «мелочей», которые не интересовали бы империалистические разведки».

25.10.2025

Россия готовится к ядерной войне? Что такое дрон «Судного дня», подробности
В РФ разработали сценарии применения БПЛА на случай ядерной войны

25.10.2025

Лепса госпитализировали после скандального концерта во Владивостоке
Певец отменил ближайшие гастроли и корпоративы.