Постоянные отговорки и оправдания сотрудников не решают проблемы, а создают опасную «управленческую иллюзию», загоняя конфликты внутрь. Таким мнением в беседе с «Известиями» поделился 6 сентября HR-директор консалтинговой компании ООО «Вместе.ПРО», практикующий психолог Дмитрий Чернышов.
Эксперт пояснил, что оправдания, хоть и являются защитным механизмом от страха и тревоги, в долгосрочной перспективе разрушают команду.
«Искаженная информация в виде отговорок порождает виртуальную реальность, в которой вместо решений и работы с правдой формируются всё новые поводы для конфликтов», — отметил он.
В качестве решения психолог предложил руководителям четкий план действий на основе пяти шагов.
«Первый шаг — выслушать, не перебивая. Нужно понять, в чем настоящая причина отговорки сотрудника, желающего выглядеть «правильным», — советует эксперт.
По его словам, второй шаг — перевести проблему в конструктивное русло.
«Например, если звучит фраза: «Я не сделал отчет, потому что бухгалтерия не прислала данные», руководитель должен переформулировать ее: «Я понимаю, что проблема в том, что обмен данными между отделами работает с задержками. Верно?» — сказал психолог.
Третий шаг — напомнить о зоне ответственности. Это помогает исключить желание переложить вину на других.
«Четвертый, ключевой шаг — применить принцип «Не ищем виноватых, ищем и находим решение». Задайте вопрос, направленный в будущее: Что можно сделать, чтобы в следующий раз данные поступили вовремя?» — рекомендует специалист.
Пятый шаг — предложить поддержку, просто спросив: «Что нужно от меня, чтобы решить эту задачу?»
По мнению Чернышова, последовательное применение этого алгоритма и личный пример руководителя помогут перевести команду от культуры оправданий к культуре ответственности и совместного поиска решений.
Комментарии 0