Леонид Быков: «Для населения не столь важно, у кого какие полномочия, важен результат»

17.06.2025

Уже послезавтра республиканский парламент определится с тем, по какому варианту будет проводиться в Хакасии реформа местного самоуправления. Однако общественно-политическое устройство хоть и важно, не стоит в этих спорах забывать об экономике. 

О том, как будет в ближайшие годы развиваться Хакасии на радио «Искатель» мы говорили с заместителем председателя Верховного Совета РХ Леонидом Быковым.

Вы возглавляете комитет, если коротко, по экономической политике. А что не так с экономикой Хакасии? Почему республика всю свою новейшую историю сводит-сводит концы с концами, но никак не может свести?

– Я не скажу, что у нас какое-то критическое положение в экономике республики. Но, действительно, есть проблемы, как и в других регионах нашей большой страны. Мы же понимаем, что основные виды промышленности, которые сегодня являются основными налогоплательщиками – это энергетика, металлургия, угледобывающая промышленность – они формируют наш бюджет. И те трудности, которые испытывают сегодня предприятия угледобывающей промышленности, частично металлургическая отрасль, сказываются на доходной части бюджета, 

Поэтому нам необходимо развивать несырьевой сектор экономики, чтобы не зависеть в таком объеме от наших промышленных гигантов. Я думаю, что у республики есть хорошие шансы в этом направлении.

Из несырьевого у нас, кажется, только туризм развивается. По крайней мере, об этом громче всего говорят.

– Туристическая отрасль — одна из тех отраслей, которая может дать определенный доход в бюджет Хакасии, дать рабочие места. Но это сфера услуг, которая тоже должна более интенсивно развиваться.

Услуги – хорошо, но пока не главное. Я полагаю, что помимо туризма мы должны особое внимание уделить развитию сельского хозяйства. Это стратегическая отрасль для Хакасии. 

У нас есть лесная отрасль, которая тоже может стать одним из драйверов развития. 

У нас развивается предпринимательство. В этом направлении малый и средний бизнес уже сейчас дают хорошие показатели. 

Еще одно из направлений, которое надо развивать – перерабатывающее производство.

И вот она связь и развитие нашей экономики – в аграрном секторе мы должны не только выращивать, но и перерабатывать сельскохозяйственную продукцию на территории республики.

Именно поэтому Верховный Совет возвращается к закону о стратегии социально-экономического развития?

– Данный закон был принят, а сама стратегия утверждена в 2020 году. К настоящему времени два этапа реализации этого закона завершены. Остался третий. Это 2025−2030 годы. Закон, как мы понимаем, очень важен для Республики.

Почему?

– Потому что сегодня мы должны совместно с правительством, со всеми министерствами, с нашими субъектами экономики и с обществом определить те направления, по которым будем развиваться до 2030 года.

Изменения в данный закон вносятся в связи с тем, что есть соответствующие указы президента, есть основания для того, чтобы подкорректировать стратегию развития, и глава республики, как высшее должностное лицо, такой законопроект внес. В настоящее время профильные комитеты Верховного Совета вместе с профильными министерствами ведут работу по конкретным направлениям.

Мы подключили к этому вопросу и экспертные советы, представителей высших учебных заведений. Работаем так, чтобы совместно сформировать соответствующие поправки и рассмотреть данный законопроект на сессии Верховного Совета.

Скажите мне, как обывателю, объясните, зачем нужна эта стратегия? Если я живу в Хакасии и веду свой бизнес, мне вот эта общая стратегия вряд ли понадобится? Или это все для того, чтобы чиновники себя чем-то заняли. Но жизнь ведь развивается вне зависимости от стратегии. В чем я не прав?

– Нам, как простым обывателям, всегда так кажется. На самом деле стратегия — это основное целеполагание, куда мы будем вместе с вами двигаться и каких результатов достигнем. И чтобы это знать, серьезно изучается сегодняшнее состояние экономики, определяются цели, задачи и механизмы их реализации.

Проект стратегии разработан с учетом того, какие отрасли мы должны развивать, каких показателей достичь. Также одним из механизмов реализации является выполнение наших государственных программ.

Сегодня в Республике Хакасия принят и действует ряд региональных государственных программ. Мы участвуем в 12 национальных проектах. На базе этих 12 проектов разработаны наши, региональные.

Это такие направления, которые касаются не только экономики, социальной сферы: то есть, медицина, образование, кадры, создание условий для молодого поколения. Это, к примеру, модернизация коммунальной инфраструктуры. 

Я еще раз повторю, что нам необходимо обязательно сегодня рассмотреть все отрасли и направления, определить дополнительные точки роста. И цели эти все должны быть обозначены. Естественно и сроки исполнения. 

Вы, безусловно, уже знакомы с этой стратегией, поделитесь, к чему мы придем в тридцатом году? Пожалуйста, по оптимистичным прогнозам.

– Мы и должны с вами смотреть на жизнь оптимистично или, скажем так, умеренно оптимистично.

Первое, к чему мы должны прийти – повысить свой уровень бюджетной обеспеченности. То есть, собственные доходы должны вырасти не только за счет основных наших крупных предприятий, но за счет развития других сфер экономики.

Мы должны достичь лучших показателей по уровню жизни населения, по качеству медицинской помощи, по удовлетворенности населения работой органов власти.

В аграрном секторе мы должны увеличить показатели на 25 процентов. 

На базе наших индустриальных парков создать новые точки роста. Нам надо развить переработку, я уже говорил об этом, но не только сельхозпродукции, но, к примеру, и лесной. 

Пресловутый туризм опять же. Однако не только для того, чтобы в республику приезжали отдыхать, но и оставались в ней жить и работать.

Еще одна немаловажная задача – переломить отрицательную динамику по демографии. У нас снижается численность населения. Это тенденция во многих регионах. Но сидеть и говорить, что у нас так происходит, потому что везде так – неправильно. Потому что когда есть люди, есть развитие. А у нас сегодня острейший дефицит кадров. И стратегия как раз направлена на то, чтобы мы, по крайней мере, приостановили отрицательную динамику по демографии.

Молодежь уезжает из Хакасии. Можно ли как-то остановить этот процесс?

– Необходимо создать условия, чтобы молодежь оставалось. Сейчас мы пытаемся развивать направление специалитетов – чтобы во всех средних профессиональных образовательных учреждениях Республики они были! Потому что это подготовка кадров.

Но вместе с этим мы должны создать рабочие места, чтобы подготовленные в республике профессионалы в ней и оставались.

Вы же понимаете, написать можно как угодно красиво, грамотно обозначить цели и задачи. Но как все это исполнить?

– Это задача органов власти — исполнить. Ответственность не только правительства, а наша общая, всех органов государственной власти республики и органов местного самоуправления.

И вот здесь мы переходим ко второму вопросу. В ближайший четверрг, 19 июня, Верховный Совет должен принять закон о том, какая форма местного самоуправления будет реализовываться в Хакасии. Вы в органах муниципальной власти отработали не один год, за какую формулу будете голосовать вы? И возможен ли гибрид двух систем в Хакасии?

– Мы в Верховном Совете, я в том числе, поддержали одноуровневую систему организации местного самоуправления. У нас по этой системе уже давно работают городские округа: Саяногорск, Черногорск.

Давайте посмотрим на примере Саяногорска, где я работал главой администрации. В его единый городской округ в свое время вошли Майна, Черемушки, Богословка. Теперь это единая администрация. У нас есть представительный орган – городской совет, куда избираются депутаты от всех территорий. Он представляет интересы населения и Черемушек, и Майна и Богословки. Он контролирует работу администрации и непосредственно главы, которым кстати, может стать любой житель округа.

Однако в других территориях у нас существует районная власть, муниципальная, поселенческая. Но я, как житель, не делю власть на поселковую или районную. Для меня власть – единая, и решение вопросов, которые касаются нас, жителей, неважно каким ее уровнем должны решаться. Но я, выбирая своих депутатов, понимаю, что именно они будут представлять мои интересы в представительном органе муниципального округа.

Для населения не столь важно, к кому и какие полномочия относятся, а важен результат.

С моей точки зрения переход на одноуровневую систему позволит не только экономить и консолидировать финансовые средства, но и даст возможность участия в различных республиканских и федеральных программах. Потому что это будет единый бюджет и заявиться с ним проще.

Опять же уровень специалистов, который в поселениях, чего скрывать, иногда оставляет желать лучшего.

Конечно, у населения возникает опасение, что если сейчас есть в селе глава, к нему можно обратиться по тому или иному вопросу, а после реформы обращаться будет не к кому. Но ведь никто не убирает органы власти с территории. То есть, поселения не останутся без людей, которые будут нести муниципальную службу.

Правильно ли я понял, в предложенном парламентариями законопроекте предусмотрен отказ от выборов глав территории?

– Обсуждаемый законопроект предусматривает такой вариант, когда глава муниципального округа избирается из предложенных главой субъекта кандидатов, которые имеют определенный опыт работы. Глава муниципального образования выбирается на сессии представительного органа. Многие территории уже сейчас используют такой механизм. Это ни в коем случае не отменяет, скажем так, влияние населения на выборы.

Но это отменяет шансы, я условно говорю, тех глав, которые в данный момент несколько неудобны главе региона.

– Мы почему-то всегда так политизируем процесс, видим в нем только отрицательную сторону. Но глава региона и сегодня имеет полномочия влиять на работу даже избранных глав муниципальных образований, вплоть до их увольнения.

Но когда губернатор предлагает свои кандидатуры, руководствуясь рекомендациями политический партий и общественных организаций, он тоже несет ответственность за выдвинутого им главу. 

При этом, надо понимать, что это не просто назначение предложенной губернатором кандидатуры. У депутатов будет возможность отклонить ее по тем или иным причинам. У них есть возможность выбирать, отдавая предпочтение лучшему. При этом есть понимание единой цели и пути достижения этой единой цели. 

А то, что кто-то там угоден или не угоден… Да при любой системе, если говорить откровенно, это всегда присутствует и влияет на принятие тех или иных решений.

Алексей Кириченко

Комментарии 0

Последние новости

17.06.2025

В Абакане продолжают вывозить самовольно размещённые самокаты
Вернут их только после оплаты расходов на транспортировку и хранение техники.

17.06.2025

Кто управляет Хакасией?
Скандальная история с Богданом Павленко проливает свет на то, кто на самом деле руководит Хакасией.

17.06.2025

В Абакане пенсионерка 30 лет отапливала дом раритетным котлом из поезда
Обнаружили старинный агрегат при замене на твердотопливный по федеральной программе.

17.06.2025

Золотодобытчиков Хакасии призвали соблюдать экологическое законодательство
Работу золотодобывающих артелей нужно взять под более жесткий контроль. В этом уверены депутаты Верховного Совета Хакасии.

17.06.2025

Режим «чёрного неба» вводится в Абакане и Черногорске
Высокая концентрация загрязняющих веществ прогнозируется 17-19 июня.

17.06.2025

Шокирующие подробности: канская студентка утопила своего ребенка в унитазе
Следователи завершили расследование громкого уголовного дела.