Михаил Молчанов: «Правительство Коновалова пытается противопоставлять себя Верховному Совету»

31.05.2025

В Хакасии неприкрытое и уже публичное противостояние двух ветвей власти: правительства и парламента. Это хроника только последних недель.

Глава Республики отказался представить годовой отчет о работе правительства непосредственно в Верховном Совете, а, сделав его публичным, презентовал доклад Центре Кадышева, хотя публику туда пускали исключительно по пригласительным билетам.

Неделю назад Верховный Совет преодолел вето губернатора на Закон «О межбюджетных отношениях». Правительство сразу же объявило и закон, и действия депутатов антинародными и теперь намерено обратиться в суд. 

В июне Республике предстоит определиться с тем, какая система местного самоуправления будет реализована в Хакасии: двухуровневая или одноуровневая. Согласия по этому вопросу тоже нет.

Можно только догадываться, какие еще страсти кипят в Сером доме, где парламенту и правительству приходится сосуществовать буквально в шаговой доступности.

Некоторые из этих вопросов мы обсудили с заместителем председателя Верховного Совета РХ, лидером регионального отделения ЛДПР Михаилом Молчановым в эфире радио «Искатель».

На последней сессии Верховный Совет преодолел губернаторское вето на Закон «О межбюджетных отношениях». Валентин Коновалов пообещал его подписать и вместе с тем обратиться в суд, чтобы отменить его новую редакцию уже с помощью судебной власти. И, говорят, велика вероятность того, что ваше решение будет отменено. Для чего было настолько сильно нагнетать ситуацию, если шансов отстоять в суде это решение нет? Только для того, чтобы уколоть правительство?

– Инициатива внесения изменений в закон «О межбюджетных отношениях» абсолютно разумна и взвешена. И депутатский корпус с участием всех политических партий эти изменения обсуждал. Касаются они исключительно перераспределения тех денежных средств, которые в муниципальных образованиях по ранее направленным обязательствам не были использованы.

Таким образом ранее формировалась довольно-таки существенная сумма, которая попадала в свободное распределение правительства. Она не учитывалась и была, скажем так, не подконтрольна бюджету. То есть, представляете, мы, депутаты, закладываем средства муниципальным образованиям на одни нужды. Они эти обязательства не могут исполнить, поэтому средства возвращаются обратно в республиканский бюджет. Но! Депутаты в их последующем распределении уже не участвуют, правительство действует на свое усмотрение, что не есть разумно. Потому что все денежные средства, которые есть в бюджете, должны находиться под контролем народа. Эту функцию выполняют в данном случае депутаты Верховного Совета.

Но правительство утверждает, что таковы требования федерального законодательства, с которым не поспоришь.

– Я думаю, это в чистом виде популистская уловка. На самом деле мы знаем, как эти денежные средства распределялись ранее. Как они, по каким-то необъяснимым и необоснованным причинам, вдруг направлялись в те муниципальные образования, которые в определенный период времени меняли свое отношение к той или иной политической силе.

То есть, вы хотите сказать, что речь идет о политическом подкупе?

– Естественно. Вернее, о лояльности территории. Говоря простым языком, покупалась лояльность определенных муниципальных образований.

Но это же неправильно, когда мы понимаем, что есть приоритетные задачи, тем более в нашем сложном бюджете, который мы постоянно вынуждены уменьшать, потому что обязательства по доходной части бюджета не выполняются. Мы в этом бюджете не можем позволить, чтобы правительство на свое усмотрение продолжало заниматься этим самым подкупом.

А говорить о том, что суд отменит наше решение, думаю, преждевременно. И если суд состоится, думаю, он встанет на сторону депутатского корпуса. Посмотрим. Мы голосовали с чистой совестью.

Правительство к этому закону приклеило ярлык – антинародный, позиционируя свою позицию – как народную. Но ведь вас, депутатов, избирали ровно те же люди, которые голосовали за Валентина Коновалова. При этом на выборах в парламент именно КПРФ потерпела поражение в одномандатных округах. Она прошла в него исключительно благодаря партийным спискам и Валентину Коновалову, который, получается, один тянул всю свою партию, как самый настоящий паровоз. Почему именно такая риторика вдруг заполнила публичное пространство нашей республики?

– Вы же понимаете, что комментировать абсолютно все высказывания и тезисы, которые политтехнологи КПРФ и действующего главы региона озвучивают и пускают в массы, абсолютно глупо. 

Любой здравомыслящий человек четко понимает, что депутаты избираются народом, глава избирается народом. У каждого из них определен свой функционал, и каждый в рамках этого функционала несет ответственность перед своими избирателями. В этой части депутаты выполняют контрольную функцию, осуществляя контроль за исполнительной властью. Исполнительной властью у нас является глава республики, правительство, о деятельности которого как раз-таки глава и должен был отчитаться перед депутатами.

И здесь даже элементарное взаимоотношение, взаимосвязь двух ветвей власти, она просто-напросто игнорируется со стороны исполнительной власти. Почему-то правительство Коновалова пытается противопоставлять себя Верховному Совету.

Хотя такой ситуации априори быть не может, не только в связи со сложившейся ситуацией в целом в стране. А потому, что это неразумно, когда законодательный орган власти и исполнительный работают не вместе во благо чего-то, а каждый преследует какие-то свои цели. Это абсурдно.

Тогда уступите, проявите мудрость!

– Как уступить, когда из-за этого страдают наши граждане.

Еще один вопрос преткновения ближайших недель: двухуровневая система местного самоуправления или одноуровневая. Вы за какую?

– Я на этот вопрос уже отвечал в программе ГТРК «Хакасия». В эфире я говорил, что, конечно же, в идеальном варианте, процветающий и развивающийся субъекте может и должен существовать только с двухуровневой системой. Потому что в данном случае муниципальные образования, сельские поселения будут функционально нагружены. Они будут выполнять свои функции, если будут наполнены бюджетом и наделены полномочиями. На сегодняшний день Хакасия таким регионом, к сожалению, не является. У нас абсолютное большинство полномочий у сельских советов уже переведены на уровень районов. В поселениях остается только история благоустройства, абсолютно локальная.

Мы наблюдаем сегодня ситуацию, когда советы депутатов поселений фактически не исполняют свои функции. Ну, а что им обсуждать, когда они могут, условно, только чистку дорог организовать в рамках тех мизерных бюджетов, которые у них есть. Мы сейчас уже видим, как часть сельских поселений сессии начинает проводить раз в три месяца, потому что им даже обсудить нечего. А почему раз в три месяца? Потому что их распустят, если не проведут. Да даже самих депутатов сложно выбрать, на выборы не идут.

Люди понимают, что на месте они решить ничего не могут, поэтому интерес к власти на местах пропадает. 

И, к сожалению, в Хакасии на сегодняшний момент действенной системой для того, чтобы попытаться все это реанимировать, а в дальнейшем помогать муниципалитетам, является переход на одноуровневую систему.

Я понимаю главу, который внес инициативу о том, чтобы сохранить в республике двухуровневую систему. Он чисто административно может не справиться с тем, когда разом надо будет трудоустраивать часть людей, которые могут остаться без работы. Но, на мой взгляд, это абсолютно глупая история со стороны правительства, со стороны главы внести этот законопроект.

Почему же?

– Объясняю. Сейчас правительство внесло законопроект о сохранении двухуровневой системы. Верховный Совет вносит по одноуровневой. По итогам последней сессии понятно, что большинство депутатов проголосует за одноуровневую систему. А дальше мы попадаем в историю подписания законопроекта, которую глава попытается затянуть. И выборы, которые назначены на эту осень, пройдут по старой, традиционной схеме, формируя двухуровневую систему местного самоуправления в республике.

Однако согласно федеральному закону, поскольку мы в Верховном Совете примем все равно одноуровневую систему, субъекту будет необходимо все привести в соответствие уже к 2027 году. Получается, что сейчас мы потратим на выборы колоссальное количество денег, выберем все эти советы, а через полтора годы вынуждены будем их распустить. Вы представляете масштаб нецелесообразности траты этих средств! Ради чего?

Но глава может наложить вето и не дать Верховному Совету реализовать этот закон.

– Вы сами видите, какова ситуация, какой расклад сегодня в Верховном Совете. Наивно полагать, что в июне что-то поменяется. Какое бы вето губернатор не накладывал, голосование, решение будет за большинством депутатов Верховного Совета.

Алексей Кириченко

Алексей Кириченко

Комментарии 1

Семен

09.06.2025

как вы попали в депутаты ВС Хакасии?Еще рот разеваете,что вы власть.Кто за вас голосовал?Разогнать эту свору бездельников и болтунов.

Последние новости

16.06.2025

Правительство ждет от ЦБ дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики
Денежно-кредитную политику Банка России прокомментировали в правительстве

16.06.2025

Сергей Абышев: региону нужна реальная стратегия выживания и развития
Хакасия продолжает оставаться перманентным поставщиком политических новостей.

16.06.2025

В Абакане разыскивают похитителя рюкзака с телефоном
Полиция устанавливает обстоятельства произошедшего.

16.06.2025

Больше двух тысяч человек в Хакасии пострадали от укусов клещей
За прошедшую неделю 287 жителей обратились за медпомощью.

16.06.2025

Депутаты Хакасии через три дня решат судьбу местного самоуправления
Президиум Верховного Совета Хакасии определился с датой летней сессии.