Закон «О межбюджетных отношениях» в его новой редакции расколол республику на два политических фронта. Хотя, на самом деле, в Хакасии в мелкие щепки давно уже все расколото. Да так, что и колоть ничего особо не надо. В этих политических опилках республика живет, как минимум, года с 2018. А если называть вещи своими именами, то трещину регион дал и того раньше.
Однако предстоящая 26 февраля сессия Верховного Совета будет отыграна (если уже не отыгрывается) пусть не как последний, но самый решительный бой двух ветвей местной власти.
Но, собственно, за что так бьются наши сильные мира сего?
В декабре 2024 года ВС РХ принял поправки в Закон «О межбюджетных отношениях». Поправки предусматривали, что средства, которые изымают из бюджетов муниципалитетов за те или иные нарушения, возвращаются в бюджет региона и в дальнейшем перераспределяются столь же публично, как принимается сам бюджет республики. То есть, с участием депутатов. Правительство региона считает это вмешательством в исключительные полномочия исполнительной власти и, ссылаясь на нормативы федерального законодательства, утверждает, что поправки неправомочны. Это — суть конфликта без излишних мудрствований, на уровне, так сказать, начальной школы.
Самое непристойное в этой ситуации, что крайними в конфликте двух ветвей республиканской власти оказываются главы муниципалитетов, которых уже начали делить на «наших» и «не наших», причем принадлежность к «нашим» зависит от того, кто именно это говорит.
При этом забыв о сути, что главы — вообще не чьи. Они даже по закону, как муниципалы, независимы и от тех, и от других. Хотя, как говорится, было бы желание, а управу и на них найти можно. Например, финансовую. Кажется именно это сейчас у нас и происходит.
На сегодняшний день каждый район подписывает с правительством Хакасии (в лице его Минфина) соглашение, которым, так сказать определяются правила игры (в нашем случае, правила дотирования территории). Подписывают подобные соглашения исключительно дотационные муниципальные образования, а, значит, все, за исключением Абакана. Соглашение, прямо скажем, суровое.
— Если вы не принимаете бюджет, как его на начало года не принял Ширинский район, вы недополучите 100% дотаций, — комментирует это соглашение глава Усть-Абаканского района Елена Егорова. — Те самые дотации, которые уже утверждены законом Республики Хакасия «О бюджете». Если вы принимаете бюджет с дефицитом, превышающим предельный уровень, а он у нас по районам 5%, вы тоже недополучите дотации, утвержденные тем же законом.
— Может, тогда просто не подписывать это соглашение?
— Если мы не подписываем соглашение или подписываем с разногласиями, а это по законодательству тоже является неподписанием, то опять же недополучим дотации.
Подобные соглашения есть и в других регионах. Рядом с нами — Кемеровская область. Тоже уголь, тоже санкции и те же проблемы с реализацией, что и у нас. Там тоже есть постановление правительства Кемеровской области «Об утверждении положений о заключении соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных образований Кемеровской области - Кузбасса». Мы заключаем такое же, один в один название. Как вы думаете, какие меры ответственности, согласно этому постановлению применяются к муниципальному образованию в Кемеровской области? Я вам скажу: в виде снижения объема дотаций на очередной финансовый год путем внесения изменений в распределение дотаций, предусмотренных проектом закона Кемеровской области на очередной и далее финансовый год. Но снижение не более чем на один процент от объема дотации предусмотренной на очередной финансовый год. То есть, у них тоже прописаны определенные меры воздействия, но таких драконовских, как у нас, нет.
Их нет ни в одном регионе!
Я хочу заметить, что мы-то не против, наказывайте, если мы нарушаем. Но почему не как в Кемеровской области и практически во всех остальных, через закон. То есть, дотации предоставляются через закон и снимаются тоже через закон. Я считаю, это правильно, это прозрачно и это видят все.
Вы понимаете, что снятые дотации будут перераспределяться. Как вы думаете, они должны перераспределяться публично?
— Хотелось бы, чтобы да.
— Второй момент, бюджет — это плановый документ. Так вот, Бюджетный кодекс Российской Федерации не предусматривает возможности изменения, внесения изменений в распределение дотаций актами высшего исполнительного органа субъекты. Еще раз повторюсь, я сейчас говорю именно о дотациях, а не о субсидиях или субвенциях — их можно снять правовым актом исполнительного органа субъекта Российской Федерации, то есть постановлением. А дотации — нет. Поэтому мы считаем, что это должно быть законом.
Важно не путать все это еще с нормативами, к примеру, на выплату заработной платы. Здесь, если мы превысили норматив, к примеру, на 33 миллиона рублей мы не лишаемся 100 процентов поступлений, а только именно вот этих 33 миллионов рублей. Грубо говоря, их-то нам и недодадут.
Кстати, штрафные санкции есть, если у муниципалитета существует еще и кредиторская задолженность, причем консолидированная, то есть, у поселений и у района. Как вы думаете, есть она у нас по районам и поселениям? Пока в этом отношении меры воздействия к нам не применяют, но что будет дальше?
Я еще раз повторюсь, никто не против соблюдения финансовой дисциплины и мер ответственности. Но давайте действовать в рамках закона. Почему в других регионах это работает? Почему у нас все как-то по-другому?
— Вы затронули вопрос нормативов на заработную плату. Ваш район эти нормативы не соблюдает, что постоянно и ставится вам в вину. Почему именно вопрос заработных плат, а даже не дотаций, вышел сейчас в число самых обсуждаемых применительно к вам?
— Да, мы превышаем установленный нам правительством республики норматив. Но, чтобы вы понимали, там есть определенные критерии, которые при разработке этого норматива до сих пор применяют на уровне 2017 года.
Меня так же часто обвиняют, что я сама себе и заработную плату волевым решением подняла. Объясняю. Существует постановление правительства Республики Хакасии, в котором прописаны оклады и главы района, и председателя совета депутатов, а далее идут замы, руководители управлений, специалисты и так далее.
Зарплаты руководителей районов в Хакасии зависят от численности населения, которое проживает на данной территории. Например, наш, Усть-Абаканский район и Аскизский попадают в диапазон от 30 до 49 тысяч. Соответственно рассчитываются и наши оклады. И это тоже закреплено соответствующим распоряжением правительства.
Мой оклад и, соответственно, Абрека Челтыгмашева составляет сегодня 48 924 рубля. У главы Черногорска, я округляю, 52 тысячи рублей. У Абакана — 56 000. Ширинский и Алтайский районы — 45 374.
От этих окладов формируются зарплаты всех остальных работников муниципалитетов.
Почему у нас случилось превышение нормативов по этому показателю? Потому что эти оклады мы стали получать в 2021 году, тогда постановлением правительства были внесены соответствующие изменения. Но повысили оклады только главам и руководителям управлений. А всем остальным — нет.
А теперь представьте картину. Сели мы с вами за один стол. Вы, как руководитель управления и я, как глава, будем красную икру кушать, а все остальные — кабачковую? Это неправильно.
И согласно Закону РХ о муниципальной службе мы принимаем для себя решение проиндексировать зарплату всем работникам, вне зависимости от высоты занимаемой должности. В упомянутом законе черным по белому прописано соотношение должностей муниципальной службы и государственной. И я своим волевым решением приравниваю это по закону. Пропорционально. Естественно, у меня увеличивается фонд заработной платы.
Это делал и Ширинский район. Да и другие. Просто все по-разному.
При этом с 2017 года государственные полномочия увеличились у нас на 12 пунктов. То есть, в муниципалитеты добавлено 12 новых государственных полномочий. А норматив?
Увеличился и МРОТ. И если бы мы не проиндексировали оклады, у меня сегодня главный специалист получал бы 31 тысячу рублей со всеми надбавками и доплатами. Но МРОТ сейчас в Хакасии 35 904 рубля.
И даже с учетом того, что мы подняли эти оклады, главный специалист у нас сейчас получает 34 тысячи рублей. Как вы думаете, мы до МРОТа дотягиваем?
Ни я, ни глава Ширинского или Аскизского района сами себе зарплату не начисляем. Мы все делаем в рамках постановления, которое принимала республика Хакасия. Но я не могла бросить своих работников. И даже сейчас получается, что бухгалтер со стажем получает на уровне технички. Где справедливость?
Вопрос, конечно, глава Усть-Абаканского района задает риторический. Справедливость у нас, увы, вещь такая эфемерная, в реальности разве что в названии одной из партий существует, впрочем ни на что при этом не претендуя.
При этом у каждого справедливость своя, личная. И какая из них одержит верх 26 февраля в Хакасии уже даже неважно. Потому как любая из них, в случае своей победы, возьмет свое. Только вот что это «свое» будет?
Алексей Кириченко
Комментарии 0