Дизайнер, придумавший в своё время для Хакасии слоган «Ах!Ух!Вау!» вероятнее всего, что-то знал. Иначе почему многое, происходящее в республике, заставляет вспоминать эти три бук… три междометия снова и снова.
Так на этой неделе все туристические фирмы и организации испытали небольшой культурный шок, узнав, что центрами притяжения для путешественников у нас были, есть и будут Черногорск и Алтайский район. Произошло это 10 декабря на стратегической сессии «Разработка концептуального туристического мастер-плана республики Хакасия». Формулировка, понятно, огонь! Презентовала разработку никому доселе неизвестная Международная урбанистическая лаборатория, финансирует которую «Благотворительный фонд Андрея Мельниченко», владельца и основателя одной из угольных компаний.
Нужно отметить, что московские специалисты приехали в республику впервые. Однако они были уверены, что знают Хакасию вдоль и поперёк, и уж что-что, а научить правильному туризму собравшихся в зале аборигенов, им будет легко. Гости совсем не учли, что эта сфера у нас развивается давно, успешно, и больше с низу, от земли, и развивают её преданные и увлечённые специалисты, которые на туризме не зарабатывают – они его просто любят.
Такие зубры собрались в этот день в зале – представители ТИЦ, заповедника «Хакасский», владельцы баз отдыха и предприниматели, директора музеев под открытым небом, экскурсоводы. Все прекрасно знают местную специфику, умеют обращаться с туристами, знают достоинства и недостатки – на мякине их не проведёшь. Правда, до поры до времени они слушали московских ораторов воспитанно. Но количество неверной информации и оговорок, вплоть до неправильно проставленных ударений очень скоро приблизилось к критической массе. Стало понятно, что москвичи вообще не владеют информацией, не знают особенностей республики, не знакомы с её туристическим потенциалом от слова абсолютно. Недоумение росло. Оказывается, в Хакасии всего 30 археологических памятников, достойных внимания. Оказывается, все более-менее приличные в смысле развития туризма территории (читайте, центры туризма) расположены в Черногорске, Алтайском районе и немножечко в Абакане. Оказывается, они, согласно прогноза турпотока на 2025-2030 годы и будут доминировать среди туристических направлений Хакасии. Да-да, особенно Черногорск. Потому, что «…горск». Значит, там по мнению гостей, есть горы. И можно, наверное, развивать дельтапланеризм и даже построить горнолыжный курорт.
А вот Усть-Абаканский район у специалистов из столицы оказался на последнем месте – в аккурат после Сорска. Абаза, Орджоникидзевский и Бейский районы вместе с Саяногорском вяло плелись где-то в середине списка.
На этом прогнозе туристическое сообщество уже не могло сдерживаться. Где-то тихо хихикали, где-то смеялись в открытую – и правильно делали!
Ну а потом начался диалог. Очень корректно, всё по делу, специалисты туристической сферы Хакасии рассказывали приезжим про Салбыкский курган, Оглахты, Бородинскую пещеру, Карлов створ, Арбатскую писаницу, Казановку, Усть-Сос и даже Саяно-Шушенскую ГЭС. Про нашу историю, культуру, гастрономию, природу. Про то, чем мы гордимся и любим.
Дальше выяснилось (и никто при этом даже и не покраснел!), что москвичи всё неправильно говорили потому, что решили местную общественность… спровоцировать. Понятно, что из московских окон разглядеть Хакасию, её колорит, особенности, достопримечательности невозможно же!
И поэтому (следите, Шура, за руками!) лаборатория приехала сюда – чтобы на месте ситуацию изучить, всё увидеть, пообщаться с людьми и исходить после из сложившихся реалий. Будем надеяться, что это действительно так, и гости учтут ошибки, усвоят пройденный материал и поймут, что на «пластиковые бусики» в Хакасии уже не ведутся, ведь мастер-план – настоящий, а не фикция – вещь для территории очень нужная. И то, что он оплачен из коммерческого фонда, а не бюджета территории, тоже большой плюс.
Об этом немного позже, уже после бурного обсуждения, корреспондент АДИ поговорил с соучредителем и генеральным директором лаборатории Кетеван Хелая. По её словам, стоимость таких проектов варьируется от 30 до 100 миллионов рублей и мастер-план должен стать настольной книгой губернатора, мэра, инвестора, с которой можно даже в банк обращаться, заявлять – мол, вот, есть у нас конкретный мастер-план развития туризма, который нуждается в софинансировании. И вроде как банк не может тогда отказывать – при такой-то конкретике.
-- Сейчас мы должны каждый имеющийся в Хакасии туристический проект рассмотреть, изучить, понять и выдать рекомендации. Мы отрабатываем деньги «Фонда Мельниченко» -- это корпоративная социальная ответственность угольщиков. Они стараются хотя бы в городах своего присутствия посодействовать либо конкретному, либо всестороннему развитию. Сейчас нам стало понятно, что брать туризм только в Алтайском районе нет никакого смысла, нужно брать всю республику.
Мы понимаем, что, что внутри Хакасии люди, занимающиеся туризмом, очень активные. Но они привыкли к сложившейся ситуации. Внешние же эксперты могут дать мощный импульс, толчок, чтобы предприниматели не боялись переходить на следующий, более высокий этап. – сказала она.
Ну и правда – представители туристической отрасли получили большой импульс. На стратегической сессии каждый мог почувствовать, насколько сплочённые люди её представляют. Это, между прочим, тоже развитие.
На него не влияет, внедрят ли у нас новый «концептуальный туристический мастер-план» или не внедрят. Потому что это настоящее. А не какое то там «ахухвау»
Елена Абумова
Комментарии 0