Туристическая сфера Хакасии нуждается в настройке.
С 2025 года поправки в Налоговый кодекс России преобразовали в курортный сбор в туристический налог.
Право вводить или не вводить этот налог дано муниципалитетам. Налог полностью будет поступать в местные бюджеты муниципальных образований.
Кто будет платить этот налог? Организации и физические лица, оказывающие услуги по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в средствах размещения, включённых в реестр классифицированных средств размещения.
Такие реестры есть на сайтах Росаккредитации и Министерства экономического развития Российской Федерации.
На 2025 год налоговая ставка устанавливается в размере 1% от стоимости оказываемой услуги по представлению мест для временного проживания физических лиц в средстве размещения.
В 2026 году это будет 2%, в 2027 году – 3%, в 2028 году – 4%, начиная с 2029 года – 5%. Налоговые ставки могут быть дифференцированы в зависимости от сезонности и категории средства размещения. Но, в любом случае минимальная ставка налога не может быть менее 100 рублей.
Прогноз поступлений таких налоговых платежей разный. От скромных 83 миллионов рублей – оценка ФНС, до традиционно оптимистичных ожиданий правительства в 1,9 миллиардов рублей.
Сегодня уже почти все муниципальные образования приняли нормативные правовые акты о введении туристического налога на своей территории.
Пока не решились вводить налог г. Абаза, г. Сорск, Алтайский район и Черноозерный сельсовет. Почему не вводят?
Есть резоны.
На сегодняшний день в Хакасии в реестр классифицированных средств размещения включена примерно половина существующих в республике гостиниц, санаториев и домов отдыха. Пока там числится около 60 объектов. Больше всего их в Абакане, Орджоникидзевском и Ширинском районах.
Но, около половины объектов в реестр не включены и для предпринимателей создаются неравные конкурентные условия – одни будут платить туристический налог, другие – нет.
Поэтому в 2025 году перед республиканским минэком будет стоять задача по легализации турбизнеса и прохождению процедуры классификации коллективными средствами размещения. Пока предлагается двухэтапная система классификации.
1 этап – так называемая «самоклассификация». Она касается объектов размещения от категории «без звёзд» до категории «2 звезды».
Для объектов размещения звёздностью от 3-х до 5-ти условия прежние – классификация за отдельную плату с привлечением специальной аккредитующей организации. В среднем расходы на классификацию составляют до 100 тысяч рублей.
Минэк планирует выделять средства на классификацию коллективных средств размещения в рамках грантовой поддержки на условиях софинансирования.
Но, и кроме этого, в связи с введением туристического налога проблем остаётся много.
Непонятно как быть с классификацией и включением в реестр коллективных средств размещения, деятельность которых носит сезонный характер. Они туда не стремятся, а эффективных механизмов стимулировать их пока нет.
Как будут расходоваться те самые доходы местных бюджетов, полученные от введения туристического налога. Разумно и правильно тратить эти средства на обустройство мест туристического отдыха. Но, обязанности такой у муниципалитетов нет. Пока всё на их усмотрение и добрую волю.
Ещё одна проблема. Принимая решения о введении туристического налога, многие не позаботились о льготах для жителей республики.
И жителю города Абакана, приехавшему на отдых в Приисковый или на Гладенькую, в стоимость гостиничного номера включат тот самый туристический налог - 100 рублей минимум.
Проблему эту тоже можно и нужно решить муниципалитетам, установив налоговые льготы по туристическому налогу для жителей Хакасии.
А вообще в ближайшей перспективе республике нужен закон о туристической деятельности и в нём многие проблемы можно было бы решить. Будем надеяться, что правительство такой законопроект разработает и внесёт в республиканский парламент.
Андрей Тенишев, эксперт РАНХ и ГС при Президенте РФ.
Комментарии 0