Сколько стоит на маркетплейсах палка для битья крапивы? На этот вопрос есть конкретный ответ. Цена удовольствия —146 рублей. Да, реклама, в которой этот товар на распродажах продаётся как бы в шутку, шуткой на самом деле не является. В интернет-магазинах можно купить практически всё – от зубочистки до автомобиля. Продукты, товары повседневного спроса, одежда, обувь, бытовая техника, книги, гвозди, корзины, картины, картонки – и пресловутые палки для битья крапивы тоже. Казалось бы – всё прекрасно. В магазин ходить не нужно, сиди себе, перелистывай предложения, заказывай, покупай и радуйся.
Действительно, за 20 лет существования интернет-торговли население прочно подсело на эту услугу. На сегодняшний день статистика относит к онлайн-шопоголикам 54 процента россиян, которые тратят на покупки в популярных маркетплейсах от пяти до 20 тысяч в месяц. Темпы роста продаж таких компаний ежеквартально увеличиваются на 100 процентов – и суммы оборота, на минуточку, составляют от 500 до 700 миллиардов рублей. Можно только позавидовать такому бизнесу.
И уже трудно представить, что существует он по большому счёту благодаря только деньгам покупателей – все эти гомерические суммы состоят из реальных рублей, которые потребители ежедневно оставляют в онлайн-магазинах.
Представьте, что произойдёт, если все до единого покупатели откажутся приобретать товары на маркетплейсе хотя бы в течение месяца? Но этого не случится, потому что, как говорилось выше, народ плотно сидит на игле онлайн-шопинга. Просто, выгодно, удобно.
Тогда представьте другую картину – один из всем известных интернет-магазинов вдруг исчез. Совсем. Нигде нет. Ни в интернет-пространстве, ни в реале. Трудно вообразить. Хотя такое вполне может произойти. По крайней мере, предпосылки к этому мы можем наблюдать ежедневно – слишком разросся этот огромный корабль, чтобы действовать так же чётко, как в первые годы. Всё чаще в нём появляются течи, всё чаще маркетплейс в новостных лентах упоминается в негативном смысле. И если интриги, скандалы, расследования, разводы и лав-стори не особенно трогают потребителей услуг их всероссийского магазина, то пожары на складах, забастовки продавцов и владельцев ПВЗ (пункт выдачи заказов), система штрафов и постоянные изменения правил популярности интернет-магазину не добавляют.
Самым же неприятным в этой истории становится всё более частое нарушение прав потребителей в части неправомерного взимания денег за товар. То два раза за одно и то же, то просто с привязанной карты вообще ни за что. Возврат не подошедшей или бракованной вещи становится лотереей – то ли вернут за неё плату, то ли не вернут. И если вернут, то сколько времени должно пройти? Короче, такое себе ожидание с моря погоды. Интернет переполнен историями, где люди делятся опытом возвращения денег с маркетплейса – это сложная процедура.
Появление так называемых онлайн-кошельков задачу не упростило, хотя должно было. Это новшество позволяет приобретать товары с небольшой скидкой – всего лишь положите в интернет кошелёк определённую сумму денег. Всё бы хорошо, но есть нюанс. Максимальный остаток на таком кошельке в месяц 60 тысяч рублей, а лимит на операции ограничен суммой в 200 тысяч. Тоже в месяц. В общем, всё для удобства покупателей. Положи 60 тысяч, и спи спокойно. Оставим это в памяти и вернёмся к странным случаям с деньгами покупателей, которые происходят всё чаще и чаще.
Один из них – деньги за заказ одновременно снимаются и с онлайн-кошельков, и с привязанных карт. Два раза за одно и то же. И когда сумма невелика, покупатель может и внимания на такое не обратить. Но для тех, кто живёт от зарплаты до зарплаты, или пенсионеров, подсчитывающих каждую копеечку, это серьёзный удар. В любом случае никто не должен переплачивать дважды – это как бы закон. Но как доказать, что нашего брата дурят?
В случаях с интернет-магазинами — это очень сложно. Сначала нужно обратиться в службу поддержки самого маркетплейса, где на вопросы твои будут отвечать достаточно долго, сутки — самый оптимальный вариант. После этого самому потребителю потребуется доказывать, что деньги взяты незаконно – а это походы в банк, в Респотребнадзор, а после и в суд – в общем, та ещё задача. Кто-то на это соглашается и высуживает деньги – просто потому, что прав, но большинство же просто машет рукой на произошедшие случаи, нервы дороже. Но и при этом население не перестаёт пользоваться интернет-магазинами?
Итог не радует — в России живут 150 миллионов человек. Половина из них пользуется услугами онлайн-торговли. Если у каждого взять даже по лишнему рублю (такую сумму точно не заметят), то уже получится 75 миллионов. А не по рублю? И раз в месяц? Очень доходное место, получается, этот маркетплейс. По сути, настоящее Поле чудес, куда люди сами деньги несут. И оставляют там. Ещё и в специальных интернет-кошельках – настойчиво так, нате, берите!
А ведь и возьмут, чего же не взять. Исчезнет с радаров большой корабль —или ко дну пойдёт, разодранный внутренними крысами, или просто исчезнет в неизвестности – с такими деньгами вероятность очень высока. И останутся потребители возле разбитого корыта, понимая, что стали жертвами очередной мошеннической панамы, очередной пирамиды, которую построили своими силами и на свои же деньги.
Впрочем, возможно такого и не случится, экономисты молчат, империя виртуальных по сути магазинов процветает. Но при том количестве внезапных изменений, которые подкидывает жизнь, порох лучше держать сухим. Специалисты советуют оставлять на онлайн-кошельке сумму, равную стоимости получаемого заказа и закрыть от маркетплейса все банковские карты. Так всё же надёжнее.
И да – палку для битья крапивы можно найти в любом лесу или городском парке. Их там много, на всякий вкус и цвет. И не по акции — совершенно безвозмездно, то есть даром.
Ева Алиева
Комментарии 0