Когда Третий Рейх, наконец, пал, жители Германии и простые солдаты в один голос утверждали, что понятия не имели о Холокосте, геноциде и прочих ужасах, устроенных приверженцами Гитлера.
Однако союзники после войны денацифицировали Германию и заставили жителей смотреть хроники лагерей смерти. По свидетельствам очевидцев, когда пленные немцы смотрели ужасающие кадры, они плакали.
Немецкие солдаты не могли без слез смотреть на эти кадры
Однако это не отменяет того, что когда-то существовал детский концентрационный лагерь Саласпилс. Были похожие и в Беларуси, и на прочих европейских территориях. Только масштабы Саласпилса оказались таковы, что все предпочли вычеркнуть его из истории... просто забыть, чтобы не думалось.
Краткая история Саласпилса до весны 1942 года
В самом начале войны у латышского городка Саласпилс возводились стены и бараки лагеря, который вскоре станет одним из самых страшных мест на земле.
Как и все прочие лагеря, Саласпилс строился, чтобы привозить туда евреев и цыган со всех оккупированных Германией территорий. Политика Третьего Рейха в отношении этих двух национальностей была таковой, что концентрационные лагеря были последним перевалочным пунктом на пути в вечность. Это понимали и сами немцы, и те, кого они привозили в бараки.
Построенный в самом начале войны Саласпилс увидел и простился с почти девятью десятками тысяч евреев и цыган. С весны 1942-го в лагерь стали привозить также и пленных советских солдат с восточного направления. Об этом упоминает в своих мемуарах генерал СС-овского подразделения Эккельн.
Когда и почему лагерь стал детским?
Печальную славу Саласпилс получил после весны сорок второго, когда СССР, опомнившийся от внезапного удара по своим территориям Германии, начал контрнаступление. Наконец-то худо-бедно разобрались с поставками оружия, фуражом для лошадей, навели порядок в армии, и стали бить немца.
Фашисты завязли в битвах под Москвой. Весь советский народ сражался за каждую пядь своей земли, отбивал атаки врага, не пуская его вперед. Блицкриг явно накрылся, ни о какой короткой победоносной войны не получилось.
Битва под Москвой
Уже все понимали, что противостояние затянется на долгие месяцы, а то и годы. Понимало это и немецкое правительство, чья армия воевала на чужой территории, и отчаянно нуждалась в частности и в медицинской помощи.
Растущее число раненных заставило всерьез задуматься о системе донорства для немецких солдат. Именно с этой целью в Саласпилс сперва прикладами сгонялись дети из окрестных поселений. Этого оказалось слишком мало, чтобы покрыть потребности раненных фашистов, и вскоре в лагерь уже потекли ручейки вагонов с детьми захваченными в Советском Союзе.
Как могли эти "цивилизованные "немцы издеваться над детьми?
Бедные дети
Почему именно дети, если донорство требовалось взрослым мужчинам? Вопрос резонный, и сегодняшняя медицина бы ответила на него вполне обоснованно.
Но логика немцев в то время была такой – дети более здоровы, не курят, не употребляют алкоголь, не переболели тяжелыми заболеваниями, а также зачастую лучше питались. Последнее особенно понятно, ведь даже во времена самого страшного голода детям отдавали последнее, пытаясь сохранить их.
У них не было больше детства
Скидок на возраст не было. В обособленных бараках жили как груднички, так и ребята постарше. Из взрослых с ними находились только надсмотрщики. Те, кому было по 10-11 лет, как могли старались ухаживать за самыми младшими – кормили, купали, качали. Детство закончилось для всех, кто переступил порог холодных бараков Саласпилса.
Донорские нормы для маленьких узников
Разумеется, детей привозили в Саласпилс не на лето отдохнуть. Малыши были здесь всего лишь донорами, и регулярно выполняли предписанные нормативы. И нормы крови довольно быстро стали увеличивать.
А вот нормы питания и воды оставались прежними – не более ста граммов хлеба сомнительного качества, и всего половина литра на питьё. Зимой бараки толком не отапливались, а одежду маленьким узникам выдавали из самой дешевой и тонкой ткани. Стоит ли упоминать то, что на построение по утрам выходили и выносили далеко не всех?
Маленькие узники
Драгоценная красная жидкость была не единственной, что требовалось от малышей. Также на территории Саласпилса активно работала лаборатория, где на растущих организмах проверялась степень стойкости к морозу, голоду, мышьяку, тем или иным физическим повреждениям. Проводились экспериментальные операции, а также опыты по намеренному заражению теми или иными болезнями.
Отто Майснер – детский палач
Легендой бесчеловечности в фашистской медицине того времени был знаменитый Менгеле. Однако, история просто предпочитает забывать «истинных героев». Деяния Ангела Смерти из Аушвица и рядом не стоят с «медицинскими вмешательствами» миловидного доктора Отто Майснера. Это именно с его легкой руки делалось с детьми все то, что делалось. Он устанавливал нормы по донорству, вел отчетность, следил за смертностью, подавал списки по нужному количеству нового живого материала.
Отто Майснер
Кстати, после войны захваченный в плен Майснер предстал перед судом, состоявшимся в рамках так называемого дела Вильгельмштрассе. И представляете, весной 1949 года «врача» Саласпилса оправдали после всего, что он натворил!
После освобождения детей из лагеря советские солдаты получили, наконец, доступ к лагерным документам. Этот "храм ужаса" просуществовал всего три года, но за это время через него только по точно подтвержденной статистике прошли более десяти тысяч детей, возраст большинства из которых был от 10 до 12 лет.
Кстати, далеко не всех охранников лагеря удалось допросить. Отступающие немцы зачищали и их, так как большая часть охраны составляли местные латыши, переметнувшиеся на сторону фашистов. Выживших свидетелей этого кошмара осталось не так уж много. А оставшиеся молчали.
Мемориал в Саласпилсе открыт в 1967 году
Современная Латвия отказалась признавать свое соучастие в этом ужасе, а после заявила, что такого концентрационного лагеря и вовсе не существовало – мол, это все очередные подтасовки СССР. Кого же тогда приглашали в Нюрнбергский суд, интересно?
Забыть проще, легче, не так больно. Потому Саласпилс теперь столь не популярная тема для обсуждений, как хотелось бы мне... нам. А жаль.
Комментарии 0