В первом же бою они попали под обстрел. Моему прадеду попала навылет пуля в ногу, и этой же пулей смертельно ранило в голову его товарища. Прадед попал в окружение, истекая кровью, он спрятался в воронке от снаряда. Немцы прочёсывали лес и почему-то не убили его, а только сорвали погоны. Вместе с ним был и раненый командир. Сначала он попытался тащить его, но вдвоём раненые они не могли бы выйти из окружения. Данил Алексеевич, выбиваясь из сил, долго полз. Когда добрался до своих, то подробно рассказывал, где прячется его командир. За ним оправили солдат. Благодаря прадеду, был спасен и этот офицер. Позднее они лежали в одном госпитале.
Спасибо деду за Победу!
10.05.2020

Коллаж Полины Зенковой
Материал к публикации подготовила Татьяна Лисёнкова
На чугунной траурной табличке памятника обращение к нам, потомках погибших: «Памяти павших будьте достойны!».
Алиса и Лилия Сипкины, правнучки абазинских, таштыпских и арбатских Сипкиных
На фронтах Великой Отечественной войны погибли десятки наших родственников Сипкиных, фамилии шестерых из них высечены на мемориальных плитах Абазинского Памятника Славы: Сипкин Александр Лукич, Сипкин Валентин Федорович, Сипкины Иосиф и Степан Никитовичи, Сипкин Иван и Иосиф Михайловичи. Четверо из них пропали без вести во время кровопролитных боев с 1941-го по 1944-й год. И мы до сих пор не знаем даже о том, где они захоронены.
В годы Великой Отечественной войны рядовой Федор Сипкин воевал в Красной Армии три с половиной года: с июля 1941г. по апрель 1944 года. Вернулся с войны после тяжелого ранения инвалидом. На сайте «Память народа» мы нашли одну из его наград – медаль «За боевые заслуги». Её он получил за смелость и отвагу, проявленные в рукопашном бою во вражеской траншее. В Центральном архиве – ЦАМО, есть документ – наградной лист, рассказывающий о его подвиге. Вот цитата из документа: «…товарищ Сипкин Ф.И. одним из первых ворвался в траншеи врага. В рукопашном бою был тяжело ранен…».
Воевал и его родной брат, наш второй прапрадед - Федор Иванович Сипкин. Он родился в 1909-ом году, жил в селе Абакано-Заводское, работал рабочим в Абазинской промартели, образовавшейся после закрытия Абаканского чугунолитейного и железоделательного завода.
После войны он работал председателем колхоза, заготовителем в Таштыпском районе. Похоронен в районном посёлке Тисуль Кемеровской области.
На сайте «Память народа» мы нашли только одну из наград нашего прапрадеда - красноармейца М.И. Сипкина - Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Почему прапрадед стал кавалеристом? Да потому, что он из старинного казачьего арбатского рода Сипкиных, с детства умел обращаться с лошадьми. И даже после войны у него был свой конь Орлик, на котором он успешно выступал на соревнованиях на ипподроме г. Абакана.
Наш прапрадед, Михаил Иванович Сипкин, воевал в годы Великой Отечественной войны. Он призывался из Таштыпского райвоенкомата и воевал во 2-м гвардейском кавалерийском корпусе 16-й Армии Западного фронта, командиром которого был прославленный генерал-майор, Герой Советского Союза Лев Доватор.
дед Дмитрий, который, по словам Данила Алексеевича, внешне очень был похож на доктора, спасшей ему жизнь…
Анна Челтыгмашева, правнучка Д.А. Качаева, г. Абакан
Из казачьего рода Сипкиных
У моего прадеда было тяжелое ранение, ему требовалось переливание крови, но нужная группа была только у врача. Женщина – врач, не раздумывая, спасла ему жизнь. Позже моему предку воевать не пришлось, нога была сильно искалечена. Его первый бой стал для него и последним. Боли в ноге не давали ему покоя всю оставшуюся жизнь. А в 1945-ом году у прадеда родился сын, мой
Данил Алексеевич работал на золотом прииске. Поэтому, когда началась Великая Отечественная война, ему дали бронь, и он мог не воевать. Но мой прадед со своим товарищем сдали бронь и сказали: «Мы пойдём на фронт!»
О разведчике Владимире Фефелове
Своего прадеда по линии матери, Данила Алексеевича Качаева, я никогда не видела. Он умер 16 апреля 1994-го года, через два дня после моего рождения. Раньше на дверях его квартиры в Одессе висела пятиконечная красная звезда и надпись: «Ветеран войны». В нашей семье все знают историю о том, как воевал мой прадед.
А на 9 мая он всегда чистил свой военный мундир, медали, и мы отправлялись с ним на праздник. Он покупал мне яркие воздушные шарики и сладкую вату, мы с дедушкой Мишей шли по площади под праздничную музыку, а я им любовалась и очень гордилась…И сейчас помню и горжусь!
Анна Зяблицкая, внучка М.И. Леонтьева
Первый бой Данилы Качаева
Когда меня приводили к нему в гости, я всегда радовалась, ведь дома будут наказывать за проделки, например, за разбросанные игрушки, или за то, что съела много шоколада. С присутствием деда у меня открывался новый мир, он заступался за меня и практически никогда не наказывал свою любимую внучку. Когда мы ходили с ним гулять, дедушка много рассказывал мне про то, как в детстве ему было тяжело расти в большой семье из восьми человек, где дети не могут нормально поесть, как сильно он радовался, когда ему, маленькому мальчику, наконец, сшили рубашку к школе.
Я выросла, со временем перенесла горесть его утраты, но меня очень сильно трогают воспоминания о том, как он меня лелеял, несмотря на свою привычною серьезность и полное отсутствие внешней сентиментальности. Мой дедушка отличался гостеприимностью. У них с бабушкой было пятеро детей, которые, уже став взрослыми людьми, каждые выходные собирались в родовом доме, делились новостями, а также угощались вкусными пирогами.
Мой дед – ветеран Великой Отечественной войны, человек с сильным суровым характером. Долгие годы после войны он работал электрослесарем.
К сожалению, сейчас его нет с нами, но я искренне верю, что он смотрит на меня с неба… И я надеюсь, что, смотря на меня, мой дед во мне не разочаровывается. У всех девчонок более доверительные отношения складываются с бабушками, а у меня получилось наоборот. Бабушку я тоже очень люблю, но дедушка занимает совершенно другое, отдельное место в моём сердце. Он всегда баловал меня, даже когда делать этого было нельзя. Когда мама ругала дедушку за то, что он мне многое позволяет, он отвечал маме: «Вы воспитывайте, а я буду баловать свою внучку. Без всяких нравоучений, лекций учить, как правильно жить. Просто любить и баловать».
Я хочу рассказать о своём дедушке - Михаиле Игнатьевиче Леонтьеве.
После войны В.С. Фефелов работал в поселке Абаза мастером-взрывником на предприятии «Абаканский железный рудник», погиб во время взрывных работ в 1960-ом году.
Алиса Фефелова, правнучка В.С.Фефелова
Дедушка Миша в моем сердце...
Прорвав оборону противника в Восточной Пруссии, они блокировали, а затем освободили Кёнигсберг. Гвардии младший сержант Владимир Степанович Фефелов имеет несколько особенных наград. Так как он был разведчиком, ему постоянно приходилось находиться на передовой. Он добывал сведения и указывал пулемётчикам и боевой пехоте расположение противника и его огневые точки. За доблесть, бесстрашие и мужество награждён боевыми медалями: «За отвагу» (дважды!), «За взятие Кёнигсберга», орденом «Красного Знамени». А 26-го января 1945-го года награждён орденом «Славы III степени» за следующий подвиг: в наступательных боях с 16-го по 24-е января 1945-го года западнее деревни Вальтэркеммен (Восточная Пруссия) при проведении спецоперации спас жизнь офицеру, при этом убил 2-х фашистов и двух взял в плен. Моему прадеду было всего 19 (!) лет, когда он совершал все эти подвиги…
Мой прадедушка прошёл путь непосредственно от г. Курска до г. Кёнигсберга. Участвовал в спецоперациях в Керчи, Крыму и Севастополе. Освобождая Крымский полуостров после ожесточённых боев, прадедушкина дивизия вступила в Севастополь 10 мая 1944-го года и была награждена орденом Суворова. Москва салютовала освободителям Крыма залпами из 324-х орудий. Далее, двигаясь в составе первого Балтийского фронта, в октябре 1944-го гвардейцы участвовали в наступательной Мемельской операции.
Фефелов Владимир Степанович, мой прадедушка, родился 31 декабря 1924-го года. Он был призван на фронт в 1943-м году в возрасте 18-ти лет и сразу стал бойцом 32-ой гвардейской стрелковой дивизии. Через полгода Владимир Фефелов – уже разведчик гвардейской стрелковой дивизии 30-го отдельного истребительного противотанкового дивизиона. Данный дивизион являлся элитным видом войск. Бойцам этих подразделений одновременно завидовали и сочувствовали: «Двойной оклад – тройная смерть!», «Прощай, Родина!» - все эти названия намекают на высокую опасность службы разведчиков.
Фото из личных семейных архивов Фефеловых, Леонтьевых, Качаевых, Сипкиных
Последние новости
11.07.2025
11.07.2025
11.07.2025
11.07.2025
11.07.2025
11.07.2025
Комментарии 0