Во время войны ведущий вуз Хакасии жил, трудился, развивался и готовил кадры для региона

06.05.2020

Фото: пресс-служба ХГУ

Фото: пресс-служба ХГУ

Абаканский учительский институт – прародитель Хакасского госуниверситета был создан накануне войны, в 1939 году. Великая Отечественная война началась, когда в вузе завершался второй учебный год.

В первый же день мобилизации 71 учащийся комсомолец и несоюзная молодёжь Абаканского учительского института подали заявления о добровольном зачислении их в ряды РККА и в народное ополчение. Ушли на фронт выпускники института С.Ф. Аёшин, Н.К. Лаврентьев, К. Колтораков, заведующий кафедрой педагогики А.Н. Устинов и другие.

С мобилизацией части преподавателей увеличилась учебная нагрузка на оставшийся коллектив. Институту пришлось перестроить свою учебную работу в соответствии с требованиями военного времени, пересмотреть учебные планы, внести коррективы в жизнедеятельность преподавателей и студентов.

В своих воспоминаниях о работе отделения математики и физики в период Великой Отечественной войны преподаватель В.В. Смирнов писал: «Условия жизни и работы, как студентов, так и преподавателей, в те военные годы были нелегкими. Жили впроголодь. Помимо учебных занятий выполнялись и многие другие, главным образом, физические работы, диктовавшиеся условиями военного времени. Это и различные виды сельхозработ, и разгрузка бревен в гавани, и разгрузка вагонов с углем, и др. Следует отметить высокую степень сознательности не только преподавательского состава, но и студентов, безоговорочно и даже с энтузиазмом выполнявших все необходимые работы, совмещая их с учебой. Никаких проблем, связанных с прогулами учебных занятий студентами, тогда совсем не возникало».

С 1 июля 1941 г. и в последующие военные годы студенты учительского института работали на строительстве Уйбатского оросительного канала. Некоторые из них перевыполняли нормы в три раза.

Несмотря на трудные военные годы, основным занятием студентов по-прежнему оставалась учеба. Руководство института стремилось создать более-менее благоприятные условия для подготовки к экзаменам. Во время сессии и госэкзаменов кабинеты института работали с 9 часов утра до 11 часов вечера.

Осенью 1941 года педагогические кадры Абаканского учительского института пополнились за счет эвакуированных преподавателей московских вузов, в том числе МГУ, что оказало положительное влияние на постановку учебной и научной работы, дало возможность продуктивного обмена научными и методическими идеями. Молодым ученым был представлен пример сбора и изучения местного материала: доктор исторических наук, профессор С.А. Токарев стал изучать историю хакасов по документам государственного архива Хакасской автономной области; кандидат филологических наук, доцент Л.С. Шептаев занялся сбором хакасского фольклора.

Несмотря на тяготы военного времени, Абаканский учительский институт продолжал развитие как образовательный, культурный и научный центр Хакасии – в 1943 году в его структуре было открыто отделение хакасского языка и литературы для подготовки учителей национальных школ. С этого момента хакасский язык и литература становятся предметами учебных курсов, для ведения которых создается кафедра хакасского языка.

Война еще не закончилась, но уже прогнозировались кадровые потребности послевоенного периода, в том числе в социально-культурной сфере. В плане школьного образования ожидались, с одной стороны, значительный рост контингента учащихся старших классов, а с другой – снижение удельного веса учителей с высшим образованием, связанное в основном с реэвакуацией. Хакасии нужны были свои педагоги. 10 февраля 1944 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление об организации Абаканского государственного педагогического института с факультетами: русского языка и литературы, исторического, физико-математического.

Создание педагогического института происходило на практическом фундаменте учительского института. Осенью 1944 года к занятиям приступило 87 студентов педагогического института, 81 студент первого и 143 студента второго курсов учительского института, в это же время в профессорско-преподавательском составе числилось 26 человек, из них шесть – с учеными степенями.

Преодолев трудности войны, вуз успешно решал проблему подготовки педагогических кадров. В период Великой Отечественной войны он сумел не только выжить, но и успешно осуществлял профессиональную деятельность.

Комментарии 0

Последние новости

22.12.2025

Гороскоп на 22 декабря: Весы, сейчас многое будет получаться само собой
Начало дня будет довольно удачным, многое получается легко.

22.12.2025

Выбор Дерипаски президентом ФХМР будет правильным решением
Свою позицию высказал президент ФХМ Хакасии Юрий Шпигальских.

22.12.2025

Макрон предал Мерца в русском вопросе
Согласно информации Financial Times, Франция и Италия сыграли ключевую роль в блокировке плана Евросоюза

21.12.2025

«Без прямого обращения, к Президенту ничего можно не делать?»
В Хакасии обсуждают прямую линию Владимира Путина. Дискуссии в соцсетях развернулись вокруг строительства ледовой арены в Абазе.