Журналистское расследование. Когда свой - на своего: 100 лет со дня гибели рабочих хлебного обоза

06.02.2020

…Мы возложили цветы, по православному обычаю зажгли поминальные свечи. Огонь семи свечей трепетал на осеннем порывистом ветру, но холодные редкие капли дождя не затушили их, они догорели до конца. Именно тогда мы решили начать более детальный поиск фактов тех декабрьских событий, а весной снова прийти на эту могилу и навести порядок.

Об этом на АДИ читайте завтра.

Итак, есть две версии тех драматичных событий 1919-го года, они изложены в двух книгах краеведов - М.П. Захарова и В.Ф. Андреева, где одни и те же события описываются по-разному. В своей книге Михаил Павлович Захаров утверждает, что рабочие погибают от рук белогвардейских карателей – отряда поручика Занина, а у Виля Фроловича Андреева - от рук таштыпских казаков. Причем, оба краеведа ссылаются на то, что общались и записывали воспоминания жителей села Таштып и г. Абазы. Так где же истина?

Но помимо версии гибели рабочих от рук белогвардейцев, о которой рассказал нам М.П. Захаров, существовала еще одна. Еще 2003-м году, когда я работала заместителем Главы Администрации г. Абазы по социальным вопросам, мне в руки попала рукопись очерка В.Ф. Андреева, отпечатанная им на обычной машинке. Он передал ее через родственницу, живущую в Абазе. Мы созвонились с Вилем Фроловичем по телефону, долго разговаривали. Он мечтал издать свой краеведческий очерк при поддержке городских властей. Но тогда не срослось. И только в 2007-ом году при финансовой поддержке градообразующего предприятия - Абаканского рудника, книга В.Ф. Андреева «Завод в тайге (судьба уральских мастеров в Сибири)» была издана в г. Абакане издательством «Светоч» тиражом 1 тысяча экземпляров. К сожалению, наш земляк, фронтовик, талантливый конструктор и писатель-краевед, при этом удивительно скромный человек, настоящий русский интеллигент не увидел свою книгу, он умер в г. Челябинске в возрасте 79 лет - 6 октября 2004 г.

Версия вторая

Написали мы и в государственный Архив г. Минусинска Красноярского края (ул. Ленина, д. 68.) и краеведческий музей имени Мартьянова. Но и там не получили ответы на волнующие нас вопросы. Правда, на адрес АЦДТ, в клуб «Свежий ветер» из г. Минусинска пришло письмо, в котором, в частности, говорилось: «Уважаемые следопыты! Рады, что вас волнует история вашего города. В документах архива г. Минусинска за 1919-1920 гг. сведений о гибели группы возчиков не имеется. Но в фонде Минусинской уголовно- следственной комиссии имеется дело о расстреле атамана Еремеева в феврале 1920 г. отрядом 2-го Тальского полка. Сведения же о вашем деле могут быть в газете "Соха и молот" (хранится в музее им. Мартьянова) за 1919 г. Для детальной проработки наших фондов рекомендуем вам самим поработать, так как в силу большой загруженности архив не имеет возможности выполнять все запросы по краеведению и генеалогии… С уважением, Людмила Павловна Чашина».

Тогда мы написали письма в республиканские музеи и архивы, а затем съездили в государственный Архив Республики Хакасия, расположенному в г. Абакане по ул. Щетинкина, д. 32. На наш запрос в Госархиве РХ сотрудники ответили, что в их фондах содержатся документы, начиная с 1920-го года, а рабочих расстреляли в декабре 1919-го года.

Юные исследователи побывали в городском архиве и запросили материалы о гибели семи рабочих железоделательного завода. Но нам ответили, что материалов такой исторической давности в архиве нет, ведь все документы с. Абакано-Заводского и Абазинского сельсовета в разное время сгорели, как, впрочем, и церковные книги записей рождения и смерти.

Итак, в ноябре 2008-го года «свежеветровцы» приступили к поисковой работе. Собирая по крупицам материалы, мы часто сталкивались с тем, что нам говорили: «не знаем», «нет», «не слышали». Но отрицательный ответ в поиске – это - тоже результат. В 2009-ом году юнкоры Женя Козырева, Алена Глущенко, Соня Емельянова, Даша Кривохижина, Юля Чебакова, Надя Трофимова, Настя Сухова опросили десятки абазинцев, в том числе и однофамильцев погибших, но, увы, практически никаких новых сведений не получили. Возможно, потому, что это произошло очень давно, и поскольку юноши не были женаты, у них не было прямых потомков. Они могли быть у единственно уцелевшего в той трагедии – А.И. Сидорова, именно он, восьмой участник тех событий искалеченный, но чудом оставшийся в живых. Как мы выяснили позже, красноармеец- стрелок Андрей Иннокентьевич Сидоров погиб в годы Великой Отечественной войны на фронте. Его фамилия - на стене Памяти у Вечного огня. Мы занялись активно поиском его однофамильцев, ведь до начала Великой Отечественной войны он создал семью, у него родился сын. А это значит, что из поколения в поколение, из уст в уста они могли передавать ту трагичную историю декабря 1919-го года, в которой едва не погиб их предок. Но прямых потомков Андрея Иннокентьевича Сидорова в Абазе отыскать не удалось.

Нужно отметить, что братская могила рабочих сейчас не заброшена, за ней ухаживают волонтеры школы № 49, городского Совета молодежи при Главе г. Абазы, и обычно весной, перед Радоницей – днем поминовения усопших, прибирают ее, наводят порядок в оградке.

Тогда журналист городского телевидения «ТВ Абаза» Ольга Луговая сняла сюжет о нашей акции и его несколько раз показали и в Абазе, и в новостях на ГТРК республики. В телесюжете мы рассказали о трагичном событии почти 90-летней давности и призывали абазинцев не забывать свою историю.

Чуть более 100 лет назад, а именно 20 декабря 1919-го года, в селе Таштып произошло одно из самых кровавых событий гражданской войны – жестокая в своей бессмысленности резня ни в чем не повинных, безоружных молодых людей. Она еще раз подтвердила безумие братоубийственной гражданской войны, когда свой - на своего, сосед - на соседа, брат - на брата.

- Придя к кладбищу, мы нашли обелиск не сразу, поскольку он был окружен со всех сторон захоронениями 60-80-хх годов 20-го века. Подход к нему затруднен из-за того, что оградки других могил образовали настоящий лабиринт с тупиками. Пробираясь по узким проходам, мы, наконец, добрались до обелиска. Он представляет собой два железобетонных шестигранника у основания, затем один цилиндр, затем - стела с красной пятиконечной звездой. Металлическая ограда была открыта, а по всей ее площади торчала сухая крапива, высокая трава и колючий дикий шиповник, который было очень трудно выдирать с корнем. Мы убрали траву, сложили ее в кучи и сожгли. На табличке памятника написаны фамилии погибших «в декабре 1919 года от рук белогвардейских карателей». А затем почтили минутой молчания память тех, кто здесь похоронен, назвали их имена: Байкалов Сергей Маркович, Белов Алексей Андреевич, Дейков Егор Романович, Завьялов Иван Николаевич, Лавров Анастас Васильевич, Токмашов Николай Филиппович, Тугужеков Василий Мартынович.

Юнкор, а ныне педагог Евгения Козырева вспоминает:

Юнкоров тогда настолько потрясла эта трагедия, что мы решили сходить на место захоронения молодых людей. И вот через неделю, в дни осенних каникул, старшеклассники взяли с собой цветы, перчатки, грабли и отправились на левую окраину старого городского кладбища.

Юнкоровское расследование

-Когда я стал работать на руднике в пятидесятые годы, - вспоминал Михаил Павлович, - это захоронение было неухоженным. Могила представляла собой заросший, осевший могильный холм, огороженный в два ряда полусгнившими жердями. Не было никакого памятника. Обидно и грустно было от того, что люди погибли, желая помочь коллективу в хлебе насущном, а похоронены без увековечивания имен. Тогда члены комитет комсомола Абаканрудстроя, исследуя подробно трагедию с хлебным обозом, восстановили события того времени по воспоминаниям свидетелей, уточнили фамилии и имена погибших молодых рабочих. Член комитета комсомола инженер Анатолий Чуприн спроектировал памятник из железобетона из трех частей, высотой 5 метров. Его изготовили комсомольцы бетонного завода, и в октябре 1958-го года установили на братской могиле и огородили металлической оградкой.

Он также сказал, что из-за давности событий найти родственников будет очень трудно. Еще раз подчеркнул, что рабочие погибли от рук белогвардейцев. А потом добавил, что был еще восьмой участник тех событий-молодой рабочий завода, который тогда остался жив. Но фамилию поначалу не хотел называть. Но мы просили и даже настаивали, аргументируя тем, что, возможно, у него остались потомки в Абазе. Наконец, Михаил Павлович Захаров назвал фамилию: «Это был Сидоров. В декабре 1919-го года после пыток он выжил…» Затем он разоткровенничался о том, что в 50-е годы он встречался с его потомком - сыном, который вспоминал о том, что спина отца была вся в шрамах - рубцах от ударов нагаек. Но сказал, что писать об этом не надо. Уже позже мы узнали имя и отчество человека, оставшегося в живых, им оказался Андрей Иннокентьевич Сидоров.

- Через несколько дней колчаковцы с горы наблюдали за похоронами, на которые пришли практически все жители села, - рассказывал Михаил Павлович. - Поначалу они хотели расстрелять траурную процессию. Но увидев плачущих людей и трехметровый православный крест, отказались от этого плана. Погибших схоронили в братской могиле на местном кладбище, поставили огромный деревянный крест, - говорил М.П. Захаров.

20 декабря 1919 года обоз прибыл к месту погрузки хлеба, и рабочие стали нагружать его. В это время неожиданно для всех наскочил небольшой отряд колчаковцев, скрывавшийся, как потом выяснилось, в с. Верхний Курлугаш и готовившийся для перехода через тайгу в Монголию. Сначала рабочих заставили разгрузить обоз, а затем началась расправа над безоружными людьми. Их секли шомполами, отсекали уши, садили на горячую плиту, одному распороли живот. Вдоволь поиздевавшись, каратели порубили всех шашками, сбросили трупы на сани, вывели обоз за поскотину села и отправили по дороге на завод. На другой день обоз пришел в село Абакано-Заводское. Так погибли, исполняя общественный долг, молодые рабочие завода: А.В. Лавров, А.А. Белов, С.М. Байкалов, И.Н. Завьялов, Н.Ф. Токмашов, В.М. Тугужеков, Е.В. Дейков…»

11 лет назад, будучи руководителем клуба юных журналистов «Свежий ветер» Абазинского Центра детского творчества, пригласила 28 октября 2008 года на встречу с юнкорами-юными корреспондентами, местного краеведа М.П. Захарова, автора книги «Страницы истории земли Таштыпской». Михаил Павлович увлеченно рассказывал о рязанских комсомольцах, которые приехали на строительство Абаканского рудника. Мы попросили рассказать его и об истории Абаканского чугунно-литейного и железоделательного завода, который был построен в 19-ом веке. Записывали наш диалог на диктофон и «на карандаш», собираясь написать материал. И вот, рассказывая о 1919-ом годе, он упомянул об этой драматичной странице Гражданской войны - резне в Таштыпе. Этому событию и посвящена глава в его книге «История Земли Таштыпской», которая называется «Трагедия с хлебным обозом в декабре 1919 года». Цитируем: «Разруха, порожденная гражданской войной, коснулась и жизни рабочих завода. Не хватало главного продукта- хлеба. Таштыпский ревком реквизировал его излишки у местных богатеев. Зерно было ссыпано в общественный амбар. По просьбе заводского ревкома определенная часть хлеба была предназначена для рабочих Абаканского завода. Абакано-Заводской ревком скомплектовал санный обоз и поручил 7 молодым рабочим, добровольно пожелавшим ехать в село Таштып, по прибытию к месту назначения получить, засыпать в тару, погрузить в обоз хлеб и прибыть обратно на завод. Сборы заводского обоза ревком не скрывал и вооружать добровольцев не стали.

До сих пор краеведы не могут точно ответить, кто точно зверски убил семерых парней из села Абакано-Заводского, ведь существует две версии произошедшего.

Татьяна Лисёнкова, Таштыпский район

Комментарии 0

Последние новости

24.04.2025

Переизбрали: Евгения Ольховская принимает поздравления
Она остается председателем Федерации профсоюзов Хакасии.

24.04.2025

В Абакане в Родительский день запустят дополнительные маршруты до кладбищ
Вопросы удобства и безопасности обсудили на совещании в администрации.

24.04.2025

Музыканты ансамбля «Жарки» выступили для участников СВО
Артисты дали 6 концертов в госпиталях ДНР и ЛНР, и прифронтовой зоне.

24.04.2025

Депутаты не будут рассматривать отчет Главы Хакасии на ближайшей сессии
Сроки перенесли, чтобы детально изучить документ.

24.04.2025

В Хакасию пришла третья волна паводка
В этом году на неделю раньше, чем обычно.