«Территорию по кусочкам выгрызают»: жители Хакасии борются против угольного разреза соседа Сечина

01.12.2019

«Стали обзванивать активистов и спрашивать, кто я такая, где живу, кто у меня муж, чем он занимается, чем я занимаюсь. Потом, через несколько дней, мне позвонил мужчина, представился сотрудником Центра „Э» и сказал, что я должна с ним прийти, – рассказала Евгения Прусс. – Я сказала, что приду только по повестке. На работе мне вручили повестку со словами: „Вы сами себя загнали в угол». Они сочли, видимо, за оскорбление то, что я хотела прийти с адвокатом. Мы сходили, у нас состоялась беседа, протокола не было. Они сказали: „Мы ваши друзья, мы за вас, но вы подумайте, у вас дети, зачем вы этим занимаетесь? Здесь тонкая грань. Вы правильно, правильно все делаете, но если вы будете высказываться недостаточно корректно, вами будет заниматься ФСБ, а не мы, а там ребята серьезные». Адвокат сказал, что они оказывают психологическое давление».

«Нефтегазхолдинг» неоднократно просил у государства бюджетные инвестиции на разработку нового арктического нефтегазового месторождения, сообщало РБК. Также 2017 году государственный банк ВТБ разрешил на два года приостановить Худайнатову платежи по кредиту на сумму 4 млрд рублей. 2017 и 2018 годы года компания завершила с убытками в 2,1 и 2,4 млрд рублей. Позже «Нефтегазхолдинг» рефинансировал кредит.

Как писала Baza, в сентябре 2019 года он приобрел яхту, как минимум, за 1,2 млрд рублей. Он живет по соседству с нынешним главой «Роснефти» Игорем Сечиным, утверждало издание.

По данным Rusprofile, единственным учредителем УК «Разрез Майхырский» выступает ООО «Коулстар». Им владеют директор холдинга и бывший министр природы Хакасии Борис Варшавский, бывший владелец «Руды Хакасии» Александр Бородаев и бывший вице-президент «Роснефти» и владелец АО «Нефтегазхолдинг» Эдуард Худайнатов.

В сентябре 2019 года администрация Бейского района получила от «Разреза Майхырский» Toyota Camry стоимостью около 2 млн рублей. Глава Иннокентий Стряпков, избранный от «Коммунистов России», объяснял это «социальным партнерством» с угольщиками, писала Тайга.инфо.

«Там временные озера находятся, которые только когда засуха наступает, пересыхают. Там находятся озера Койбальской степи, которые внесены в Рамсарскую конценцию о водно-болотных угодьях, требующих особой защиты (озера внесены в перспективный список конвенции – прим. Тайги.инфо). Они эту территорию по кусочкам выгрызают, по чуть-чуть, – заявила активистка Евгения Прусс. – Озера у них по плану под осушение. А еще там несколько видов, которые внесены в Международную Красную книгу».

На территории перспективного промышленного участка также расположены несколько водных объектов. Очистные сооружения расположены на реке Абакан, указано на схеме.

«У них там запланировано поэтапное расселение жителей. Но людей об этом не спросили, с людьми никто не договорился, они не хотят уезжать», – уверен Азарков.

По словам активиста Виктора Азаркова, ООО «УК „Разрез Майрыхский»» получил лицензию на участок, который вплотную прилегает к аалу Шалгинов. Согласно проекту генерального плана, опубликованному на сайте администрации Бейского района, промзона будет располагаться в нескольких сотнях метров от поселка.

«Озера у них по плану под осушение»

«Поступило заявление в МВД, и меня участковый нашел через два часа. Заявление, он сказал, от сотрудников [регионального] правительства. Они спросили, куда я дел плакат [после пикета]. Подошел мужчина, которого я не знаю, попросил плакат, я ему отдал. Он сказал, что проведут проверку, – рассказал Челтыгмашев. – Я вообще против варварской добычи угля. Без учета мнения местных жителей. Публичные слушания прошли. Показали, что это чисто формально, что их не интересует мнение жителей, им безразлична судьба этих территорий».

Также полицейские заинтересовались активистом Юрием Челтыгмашевым, который провел одиночный пикет против угольщиков 27 ноября. Он объяснил Тайге.инфо, что приурочил акцию к сессии Верховного совета Хакасии, где принимались налоговые льготы для угольных компаний.

Активистка рассказала, что мероприятие снимали двое сотрудников Центра «Э», с которыми она познакомилась на беседе в отделе МВД, куда ее пригласили после антиугольного митинга, прошедшего 4 ноября.

В Хакасии участок около одного из поселков хотят отдать под новый угольный разрез, связанный с соседом главы «Роснефти» Игорем Сечиным. Активисты опасаются, что разработка нанесет вред экологии и здоровью людей. На публичных слушаниях противникам разреза не дали высказаться, на собрание пришли сотрудники Центра «Э» и частного охранного предприятия.

«Вами будет заниматься ФСБ, а там ребята серьезные»

«Это было потрясающее шоу. Было несколько машин полиции, – рассказала Прусс. – С обычными деревенскими людьми, которых власть видит только в период предвыборных кампаний, приезжают и начинают требовать: регламент, формулировка четкая, можете внести предложение аргументировано, „я против» – это не аргумент. Любая попытка выступить очень жестко пресекалась».

По словам Евгении Прусс, сотрудники ЧОП «вели себя агрессивно», однако потом их «успокоили». На всех слушаниях также присутствовала представитель главы Хакасии Ирина Буроякова, которая, как сочли активисты, «вела себя некорректно», потому что отказывалась выслушивать претензии жителей.

«Было очень много сотрудников разреза, охраны нагнали, не было места даже для всех желающих выступить. Показывали кино – агитматериал, слава углю, все такое. На галочку, формально сделаны эти слушания», – отметил Азарков.

Активист Виктор Азарков рассказал Тайге.инфо, что местные жители надеялись проголосовать на слушаниях, однако такая процедура оказалась не предусмотрена в новых правилах, принятых Бейским советом депутатов в апреле 2019 года.

Прусс добавила, что на слушания «привезли на автобусах» сотрудников угольной компании, которые выступали за перезонирование территории, называя кадастровые номера участков, чего не делали местные жители.

«Они быстро разложились и начали, зачитывали впопыхах, бегом-бегом-бегом. Ближе к концу слушаний люди стали подходить, люди не знали. Объявление было повешено очень маленького формата, – заявила активистка. – Он [глава Бейского района Иннокентий Стряпков] в жесткой форме вел слушания. Да, нет, если нет, должны аргументировать. И все это деревенским людям, которые в городе были несколько раз за жизнь, говорят, в основном, на хакасском языке. Что такое аргументировано, не знают».

На сайте администрации Бейского района сказано, что на 08:00 слушания назначены в аале (деревне) Шалгинов, на 10:00 – в Чапткове, на 12:00 – в Куйбышево, в 13:00 – в Койбалы. Прусс рассказала, что многие местные жители узнавали о слушаниях только когда у местного клуба собирались несколько машин чиновников и представителей разреза. Итоговые протоколы слушаний пока не опубликованы.

«В один день были назначены семь слушаний. Некоторые были с интервалом в час – расстояние между деревнями довольно большое. Сказать, что они шли на ходу, впопыхах – ничего не сказать. Для людей было большой неожиданностью, что их лишили права голоса», – добавила женщина.

Публичные слушания по поводу перезонирования сельхозугодий в промышленную зону прошли в Бейском районе Хакасии. Участок площадью в 120 кв. км планируют отдать под разработку угольной компании «Разрез Майрыхский», рассказала Тайге.инфо активистка Евгения Прусс.

«Любая попытка выступить очень жестко пресекалась»

Петр Маняхин

Комментарии 0

Последние новости

16.01.2025

Вице-спикер парламента Хакасии назвал электроотопление утопией, а котлы – обманкой
Со слов парламентария, решение проблемы чистого воздуха лежит на поверхности.

16.01.2025

В Хакасии на заправку правительственных авто потратят 7 миллионов рублей
Аукцион на закупку горюче-смазочных материалов объявлен на сайте госзакупок.

16.01.2025

Опасный отдых: как избежать травм при катании на сноуборде и лыжах
Специалисты рассказали, какие правила нужно соблюдать на склонах.

16.01.2025

Елена Егорова просит проверить «честность» Правительства Коновалова
Глава Усть-Абаканского района Елена Егорова обратилась в Прокуратуру Хакасии.

16.01.2025

«Везли двумя фурами»: депутат рассказал, как в зону СВО везли гуманитарный груз из Хакасии
Автомобили, аккумуляторы, дроны, вещи, медикаменты – все это собрали неравнодушные жители Хакасии.