Проблемы, которые нас волнуют. Чем больше пеньков, тем больше вопросов

26.09.2019

Татьяна Лисёнкова

Наша редакция будет и дальше отслеживать развитие событий по этой теме.

Недавно АУ РХ «Таштыплес» возглавил Данил Алексеевич Королев.

…Пока готовился материал, стало известно, что за это время прошли обыски в Таштыпском лесхозе, допрошены многие фигуранты «кедрового дела». 10 сентября ночью был задержан А.П. Сипкин по подозрению в незаконной рубке леса (ч.3 ст. 260 УК РФ). Вечером 11 сентября решался вопрос об избрании ему меры пресечения. В итоге судья принял решение оставить директора АУ РХ «Таштыплес» на свободе. Дело в отношении его было возбуждено республиканским МВД. Но, как оказалось, А.П. Сипкин является членом избирательной комиссии Таштыпского района с правом решающего голоса. А, как известно, уголовные дела в отношении таких граждан заводятся только «в особом порядке».

И эта коррупционная «кедровая» схема существует уже не один год, кто в ней винтик, шестеренка, а кто маховик и голова, только предстоит выяснить правоохранительным органам. И наша задача не просто бросить вызов таежной коррупции, а найти и наказать виновных в угроблении тайги, добиться того, чтобы эта порочная схема больше не работала!

А ведь из одной тысячи кубометров кедра можно сделать продукции на десятки миллионов рублей – это экологически чистые отделочные материалы, мебель, столярные изделия, брус для строительства жилья. Представляете, как могли бы жить местные жители, если бы деловой кедр оставался для переработки в Хакасии. Ведь наш район – монополист по кедру. Сколько бы налогов в казну поступило, сколько бы рабочих мест открылось для мужчин, сейчас уезжающих на вахты. Если Бейский район получает 50% дохода в бюджет от добычи угля, то мы могли получать не меньше от переработки заготавливаемого у нас кедра. Причем щадящим, а не варварским способом. А пока преступная схема существует, работники «Таштыплеса», имеющего богатейшую сырьевую базу, получают минимальные зарплаты, зато его директор явно не бедствует. При этом нанимает ИП, «чужими» руками валит кедр, и продает (у пенька) арендаторам по 300 рублей за куб древесины! Сами не перерабатывают, хотя у них есть и пилорама, и своя сушилка. Средств не только на развитие, но даже на оплату налогов и строительство забора собственной территории нет. Ведь им можно по выгодной рыночной цене продать стройматериалы, готовые изделия из кедра. А зачем? Ведь если взять древесину, готовую продукцию на баланс, шальные деньги уже не отмоешь. Упущенная выгода исчисляется в десятки раз больше того, что получает автономное предприятие! И если ее даже примерно подсчитать, то это просто огромные деньги, которые могли остаться в бюджетном «кошельке» Таштыпского района. Еще раз поясню: из 800 млн рублей бюджета района собственные доходы составляют у нас около 90 млн рублей, из них около 70 млн дают золотари, а все другие -20. А за счет переработки кедра мы могли бы дополнительно получить более 20 млн рублей. А так спасибо за «содержание» района государству, которое порой мы еще и ругаем.

- Итак, за время летних проверок были выявлены вопиющие факты нарушений в деятельности «Таштыплеса», других арендаторов лесных участков в Таштыпском районе. Тем временем элитная древесина вывозится в Китай вагонами. Таким образом, в лесном хозяйстве нашего района крутятся десятки миллионов теневых рублей за продажу кедрача. Здесь и нарушение закона, и коррупция, и теневое распределение денежных средств.

Александр Вадимович Исаков:

Возникает вопрос, а где вообще контроль со стороны «государева ока» - лесничих? О чем свидетельствует этот беспредел? Раньше подобное называли очковтирательством и жестко наказывали, возбуждая уголовные дела, надолго отправляя в места не столь отдаленные. А сейчас «в мутной воде» современной экономики и безнаказанности схема беспощадной вырубки кедра повсеместно работает уже долгие годы, нанося огромный ущерб государству, местным жителям!

Теперь в ближайшее время планируем провести рейды и в леса Абазинского лесничества.

К примеру, еще одна поездка, которая состоялась 15 августа. В комиссии нас было 12 человек, в том числе зам. министра Министерства природных ресурсов и экологии РХ В.И. Дадынская, профильные специалисты, в том числе из Таштыпского лесничества, представители общественности и депутаты. Хотели проверить договорные отношения (исполнение обязательств по лесовосстановлению) с одним из лесопользователей - «ООО Лесотранспортная Компания «Форест», представитель которого так с нами и не поехал. ООО работает на территории лесного фонда Хакасии в границах Матурского участкового лесничества. Что в итоге? Мы так и не нашли лесопосадок, по которым субподрядчик уже отчитался на бумаге. Но зато обнаружили вырубленный кедрач, хотя по документам он рубке не подлежал.

- В течение лета мы трижды выезжали в Матурское лесничество, побывали и в Таштыпском. Вот посмотрите акты. Так, по Матурскому лесничеству по 85 кварталу, выдел 17 комиссия зафиксирован переруб более 3-х тысяч кубометров кедра. По 123 кварталу, выдел 14 в лесопатологическом акте № 71 указано, что здесь произрастают в основном пихта, береза, кедр-единично. По факту – березы – нет, пихты – единично, а растет вековой кедрач. В акте также указано, что здесь орудует черный пихтовый усач, который наносит урон пихте и кедру. А по факту он не может серьезно навредить именно кедрачу, который защищается смолой и самоизлечивается. Тогда зачем в документе фигурирует этот «усач»? Да, на основании этого пункта в лесопатологическом акте стало возможным проводить санитарные рубки. В итоге переруб здесь составил около 6-ти тысяч кубометров кедра. При этом, сухостой так и остался нетронутым, а его при санитарных рубках как раз должны были убрать. С этим кварталом граничит 128-й, выдел 10-й - это матурская «Золотая таежка». Там тоже провели санитарные рубки на основании заключения господина А.М. Охримова. Здесь переруб составил 5 тысяч кубометров кедра.

Александр Николаевич Миягашев:

Многие спрашивают, мол, Вадимыч, как это стало возможно, чтобы предприятие, выполняющее государственный заказ, во-первых, допускало беспредел, а во-вторых, рубя золото тайги, было банкротом? Как автономное учреждение РХ «Таштыплес» - по сути государственное предприятие, которое уполномочено обеспечивать порядок в лесу, оказалось причастным к массовым рубкам кедра. Объясняю. Это настоящая продуманная хищнически-коррупционная, криминальная схема. АУ РХ «Таштыплес» получает от своего учредителя - Министерства природных ресурсов и экологии, подчеркиваю - государственный (!)заказ на санитарные, проходные рубки и прореживание. Но предприятие, имея в штате более 70-ти человек, этим не занимается, а нанимает, при этом не проводя тендера, предпринимателей. Интересная деталь, из года в год заказ отдается практически одним и тем же 3-4 предпринимателям. Вторая криминальная составляющая – нанимается по устной договоренности лесопатолог из Красноярского края, который определяет породный состав квартала. При этом лесопатолог, назову его по имени – Анатолий Михайлович Охримов, часто «ошибается», а попросту врет, принимая кедр то за березу, то за пихту и ель. В итоге в документе максимально завышается процент неценных пород деревьев, пишется, что кедра - единицы. А когда мы комиссией приезжали в тот или иной квартал, то видели, по оставшимся пням, что там рубили в основном именно кедр. Составляли и подписывали акты, что допущена пересортица и переруб кедра. То есть лесопатологические акты были «липовые», и об не могли не знать предприниматели, производящие рубки, и руководство АУ РХ «Таштыплес».

В двух предыдущих номерах «АК» мы писали о вырубке кедра в Саянской тайге, опубликовали обращение местных жителей по этим вопиющим фактам. Сегодня представляем слово депутатам Совета депутатов Таштыпского района, которые активно борются за сохранение кедрача.

Всего с июня по сентябрь 2019-го года мы 4 раза комиссионно выезжали в тайгу, и всегда находили нарушения, в том числе переруб кедра! Даже приблизительный подсчет вырубки кедра в 123 и 128 кварталах свидетельствует о том, что государству нанесен ущерб более чем в 100 миллионов рублей.

Мы видели то, что осталось от когда-то охотничье-промысловых участков, величественной многовековой тайги – пеньки и изуродованную землю…И чем больше мы считали пеньков кедра, тем больше было у нас вопросов и к выдающим Госзаказ - сотрудникам Минприроды, и руководству «Таштыплеса», и к лесопатологам, и подрядчикам, и контролирующим органам.

-В итоге, мы, депутаты, приняли консолидированный общественный запрос местных жителей против уничтожения кедрового леса и выехали комиссией в отдаленные лесоучастки, где проходили так называемые санитарные рубки. В комиссию вошли представители общественности, сотрудники прокуратуры и Министерства природных ресурсов и экологии РХ, журналисты. То, что увидели там, не поддавалось никакому логическому, здравому объяснению. Наши же земляки попросту рубили сук, на котором мы, и они в том числе, сидят! Они уничтожили сотни гектаров Саянской тайги. Варварски, беспощадно, на 100, а может и 200 лет вперед!

Александр Вадимович Исаков:

Видеосюжет о ходе сессии выложил в интернет неравнодушный житель с. Таштып, в прошлом депутат райсовета Георгий Москалев (можно найти на сайте 19 rus.info). Разгорелась жаркая дискуссия в комментариях под видеосюжетом: люди высказывали возмущение и недовольство, приводили аргументы и даже конкретные факты массовой рубки кедра в Таштыпском районе.

Но к самому директору предприятия было еще больше острых вопросов от населения района, в том числе, и депутатов: почему предприятие занимается в основном заготовкой и продажей леса, а не занимается глубокой переработкой древесины и не выпускает готовую, так необходимую продукцию? Почему рубки леса ведутся в санитарно-защитной зоне, от чего мелеют реки и погибает животный мир? Зачем лесорубы заказывают лесопатологическую экспертизу в Красноярском крае, причем отношения между лесниками и лесопатологами регулируются устной договоренностью? От чего Госзаказ проводится без конкурса между подрядчиками? Причем он год от года увеличивается почти в 2 раза (в 2018 – 15 тысяч, в 2019 – 27!). И, наконец, почему санитарные рубки - это деловой лес, который везут в Китай? Вопросов было много, и практически на все мы так и не услышали вразумительного, четкого ответа. После сессии нами, депутатами Таштыпского районного совета РХ А.В. Исаковым и мною, А.Н. Миягашевым, были отправлены депутатские запросы в местные надзорные органы - прокуратуру и следственный комитет РХ.

- Депутатский час на сессии был посвящен именно работе - АУ РХ «Таштыплес». Мы пригласили на нее отчитаться и ответить на вопросы директора автономного учреждения А.П. Сипкина. Алексей Петрович держался уверенно, просил о помощи, отрицал незаконные рубки. Он отмечал, что деятельность учреждения - это противопожарные мероприятия, воспроизводство лесов, заготовка и переработка древесина. Ежегодно учреждение получает госзадание с указанием мероприятий. В этом году госзаказ составил 27 тыс. кубометров древесины. По его словам, большую часть работы они выполняю собственными силами, часть - по договорам подряда, поскольку в труднодоступных местах тайги нужно построить дороги, мосты, а средства на это не выделяются. На вопрос об аукционах ответил: «Мы не проводим аукционы по договорам подряда. Мы реализуем уже сваленный лес. Наши вальщики валят, а потом мы отдаем уже предпринимателям. Вот такой механизм». На уточняющий вопрос ответил: «Мы нанимаем их вальщиков. Вот такая схема. Никакой коррупции». Сетовал, что сокращение лесников привело к тому, что они просто физически не успевают смотреть и контролировать рубки. Озвучил и проблему предприятия: на 6 месяцев приостановлена разработка лесосек на территории шорских общин. Он жаловался на то, что «Таштыплес» терпит убытки, не может оплатить налоги, и даже счета у автономного учреждения на данный момент арестованы. И просил у депутатов помощи и содействия в решении вопроса о не прекращении заготовки древесины. Вопрошал к присутствующим на сессии: мол, если допустить закрытие предприятия, то кто будет тушить лесные пожары и выполнять все лесохозяйственные работы? И как жить 74 работникам, у которых семьи и дети?

Александр Николаевич Миягашев:

А всё началось с очередной майской сессии депутатов Совета депутатов Таштыпского района и с обращений местных общин малочисленных народов Сибири по поводу безжалостных вырубок кедра.

Сегодня настал новый этап - мобилизоваться и всем миром вступить в борьбу за сохранение наших лесов. И это продиктовано просто чудовищными вырубками, с катастрофическими последствиями не только для кедрачей, а всех лесов района. Лесосеки, в которых идет рубка кедра, уже на границе с Кузбассом. И то, что в настоящее время сотрудники МВД и прокуратуры расследуют дело по незаконным рубкам в Таштыпском районе, вселяет определенный оптимизм, мы надеемся, что ситуация, наконец, начнет логически разрешаться быстрее и качественнее - в лучшую сторону. Ведь мы не одиноки, в «связке» с нами общественность района, сотрудники правоохранительных органов, Министерства природных ресурсов и экологии РХ, журналисты.

- Повторюсь, в газету «Курьер» мы обратились для того, чтобы факты варварского уничтожения тайги в Таштыпском районе стали достоянием широкой общественности, и разбирательство с виновными не спустили в очередной раз на тормозах. Сегодня задача всех неравнодушных людей Таштыпского района и Абазы, депутатов, сотрудников внутренних дел, прокуратуры запретить незаконную рубку кедра, в конечном итоге - сохранить нашу тайгу не только для себя, но и для своих потомков! Нельзя сказать, что мы раньше бездействовали. Лет 20 назад мы с местными жителями также сообща спасали верх-таштыпские кедровые леса. И потом не раз делали попытки вмешаться в этот беспредел. При этом всегда ощущали сильнейшее давление и яростное сопротивление и некоторых прикормленных представителей власти, и определенных политических сил, целых СМИ и отдельных карманных журналистов, некоторых купленных лесопатологов и лесников. Увы, как правило, до конкретных результатов не доходило: так, накажут для острастки «стрелочников», закроют на время разбирательств часть делян, а потом снова беспощадно рубят. Рубят так, что не щепки, а наследство наших детей в сторону летит - в сторону Китая, как правило, в виде леса-кругляка!

Александр Вадимович Исаков:

Фото из архива автора и А. Исакова

Комментарии 0

Последние новости

08.12.2025

17 дней до завершения работ на главной ёлке Абакана
25 декабря 2025 года планируется завершить все работы к новогодним праздникам в Черногорском парке.

08.12.2025

«Елка желаний» в Хакасии: Сергей Сокол исполнит мечту ребятишек
Спикер парламента дал старт благотворительной акции.

08.12.2025

Аграрии Хакасии получили признание
Работникам сферы вручили награды Минсельхоза России.

08.12.2025

Абаканец отдал мошенникам полтора миллиона рублей
Мужчина поверил в легенду про «безопасный счет».

08.12.2025

От кризиса неплатежей до политического долгожительства
В студии радио «Искатель» обсудили главные темы минувшей недели.

08.12.2025

В Хакасии приставы навестили должников по налогам
Сумма была сразу погашена почти на полмиллиона.