«Вас нет в живых. Пусть родственники приходят» — такие слова услышал пенсионер из Омска Александр Алексеев, когда обратился в ЗАГС, пытаясь доказать, что вовсе не умер. Ошибка при оформлении смерти другого человека аннулировала его жизнь. Но он смог её вернуть.
Сейчас Александру Алексееву 63 года, и восемь месяцев из них он был официально мёртв. Счета заблокировали, пенсию перестали платить, а на руках появилась справка о собственной смерти.
Неизвестный тёзка
Прошлым летом пенсионер был в гостях в другом городе. За день до отъезда обнаружил, что все его карты заблокированы. В отделении банка с изумлением узнал: причина в том, что он умер. Первая мысль — мошенники. Решив, что кто-то воспользовался его персональными данными, оповестил родных и взял обратный билет на поезд, а не на самолёт, поскольку узнал: у «покойника» могли возникнуть проблемы при регистрации на рейс.
Вернувшись в Омск, мужчина обратился в полицию. Там подтвердили, что по документам он действительно умер и его даже похоронили. Следующей инстанцией стал ЗАГС. Там-то ему и объявили, что с покойниками не разговаривают, пусть приходят родные. Но в итоге выдали справку и свидетельство о смерти. С ними он отправился в прокуратуру.

Прошлым летом пенсионер был в гостях в другом городе. За день до отъезда обнаружил, что все его карты заблокированы. В отделении банка с изумлением узнал: причина в том, что он умер. Фото: АиФ/ Александра Левашова
Проверка показала, что ошибка произошла в больнице, куда на скорой привезли неизвестного мужчину в тяжёлом состоянии. Прежде чем отключиться, он успел представиться: Александр Алексеев. По стечению обстоятельств «наш» Александр Алексеев ранее наблюдался в этой же больнице, его карта была в системе. Через несколько дней неизвестный скончался. На основании медицинской справки ЗАГС зарегистрировал смерть. Человека похоронили за государственный счёт.
Кто покоится в могиле, до сих пор неясно.
Статус: отложено
Восстановление жизни заняло у Александра Алексеева восемь месяцев. Им с супругой пришлось выживать на сбережения, которых едва хватало на самое необходимое. «Деньги закончились быстро», — вспоминает пенсионер.
Зачастую не хватало даже на проезд. «Иногда меня выгоняли из автобуса, а порой разрешали проехать без оплаты», — рассказывает Александр.
Самым опасным последствием стала вынужденная отсрочка важной операции на сердце. «Какая операция, если я мёртв?» — с горькой иронией говорит Александр.
Прокуратура помогла добиться исправления актовой записи о смерти и взыскать с больницы компенсацию. За восемь месяцев жизни «покойником» мужчина получил 40 тысяч рублей. Банковские карты разблокировали, выплату пенсии возобновили. Но в медицинских электронных базах данные до сих пор не исправили. Записаться к врачу через «Госуслуги» Александр не может.

Будучи живым, мужчина получил на руки справку о своей смерти. Фото: АиФ/ Александра Левашова
Пройти все круги бюрократии
Как поясняет юрист Юрий Кобзев, в стране таких историй довольно мало, и все они — результат ошибки. А также, как это ни печально, равнодушия.
«Медицинский учёт в РФ налажен довольно чётко. Но произошёл казус — ряд непредвиденных обстоятельств. В итоге человеку пришлось пройти все круги бюрократического ада. Ничего не бывает быстро: в процесс вовлечены несколько органов, которые готовят документацию, везде свои процедуры. По закону только на рассмотрение таких заявлений отводится 30 дней. У разных инстанций свои требования, поэтому восстановление прав может занять месяцы», — говорит юрист.
Эксперт уточняет, что подобные случаи чаще происходят с пенсионерами.
«Молодой человек как бы считается полноценным членом общества, отношение к нему иное. Попробуйте дожить до 60 лет — и вам начинают говорить: „Ну что вы пришли, возраст...“ Отношение иное — спустя рукава».
Для живости процесса
Герой публикации всё сделал правильно: пришёл в ЗАГС, получил все справки и обратился в прокуратуру. И потому смог взыскать компенсацию. «Возникшие проблемы — заблокированные счета, недоступные услуги и неполученные выплаты — являются прямыми убытками пострадавшего. Нести ответственность будет орган, допустивший ошибку. Установить его поможет прокуратура, как и признать человека живым. Пострадавший, конечно, может самостоятельно обратиться в суд, но тогда ему самому придётся доказывать факт своей „живости“, а это финансовые траты. Размер компенсации морального вреда установит суд», — отмечает юрист Дмитрий Симухин.
Если вы попали в такую ситуацию, то:
- Не откладывайте обращение в прокуратуру.
- Фиксируйте все взаимодействия с госинстанциями: сохраняйте уведомления, чеки, записывайте даты и имена сотрудников.
Не в первый раз
Владимир Гариков из Красноярского края полтора года числился среди усопших, а его жена — вдовой при живом муже. Оказалось, что неизвестный при опознании тела назвал данные мужчины. Владимир уже восстановил свой статус, но до сих пор не знает, кто записал его в покойники.
А Александру Николаеву из Уфы и вовсе понадобилось почти 3 года, чтобы доказать: умер не он, а его полный тёзка из Читы. Совпали не только ФИО, но и дата рождения. В апреле 2024 года ему удалось вернуть свою жизнь. «Такое не забывается, конечно», — говорит Александр.
Мартин Шпирёнок из Иркутска стал «призраком» с лёгкой руки экс-супруги. Её сожитель скончался, и она заявила полиции, что умерший — Мартин. А вскоре не стало и самой женщины. Чтобы доказать, что он на самом деле жив, мужчине потребовалось больше года. Увы, волнения сказались не лучшим образом: после второго «рождения» мужчина прожил меньше двух лет и умер в мае 2025 года.







Комментарии 0