По мере того, как исчезнувшие триллионы рублей за коммуналку вызывают всё больше вопросов у правоохранителей, авторы реформ изобретают новые способы кормиться из наших карманов. Фонды капремонта прикрыли прошлые растраты, а обещания переработки отходов обернулись выбросами яда в атмосферу. Сегодня нас лишают права даже на судебную защиту своего имущества, превращая владение квартирой в повинность. Прогноз экспертов печален: выкачивание средств будет продолжаться, пока не сгниёт последняя труба. Однако есть способ не просто выйти из этой игры, но и заставить нашу землю работать на нас.
Плата "на капремонт" как легализация безответственности
Александр Толмачёв – доктор юридических наук, профессор, юрист-практик в сфере ЖКХ. Как член комитета по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Торгово-промышленной палаты, он своими глазами наблюдал всё то, что происходило с нашей коммуналкой за последние 40 лет. В эфире ток-шоу "Итоги дна с Делягиным" он рассказал депутату и ведущему Царьграда Михаилу Делягину всю изнанку отрасли.
В предыдущей части профессор Толмачёв рассказал, какой путь прошла реформа ЖКХ в России за эти годы – от попытки создать честный рынок до закрытой монополии, и какие суммы были на этом пути потеряны просто "походя".

Александр Толмачёв – доктор юридических наук, профессор, юрист-практик в сфере ЖКХ. Скриншот эфира ток-шоу "Итоги дна с Делягиным"
Когда схема с удвоившими коммунальные тарифы "инвестиционными надбавками" начала вызывать слишком много вопросов, у закулисных воротил чиновного бизнеса возникла идея системы сборов на капитальный ремонт. В 2012 году вместо единого федерального фонда, который хоть как-то софинансировал подобные работы, были созданы десятки региональных операторов. По словам Александра Толмачёва, главной целью, однако, был не капремонт, а легализация уже потраченных средств и создание "кормушек" с баснословными доходами для руководства:
Был такой Фонд развития ЖКХ, на него было выделено около 800 млрд руб. Федеральный бюджет готов дофинансировать капремонты в домах. Если население соберёт 5-10% со своего дома, то 90% софинансирует государство. И народ шёл на это дело. И вдруг в 2012 году нас собирают и говорят: "Вы знаете, 800 млрд, оказывается, не освоены, поэтому есть идея из одного глобального фонда ЖКХ создать такие же в каждом регионе – получится 80 с лишним таких фондов".
Толмачёв задал вопрос замминистра экономики:
Сколько будет стоить создание новых фондов? Ответ был "всего 157 млрд рублей". "А эти деньги, 800 млрд, надо туда отдать?" – "Да". Я говорю, а не проще ли эти деньги раздать народу, на дома? Он на меня смотрит и говорит: "Толмачёву отключить микрофон, он не понимает политику партии. У нас задача – не ремонт делать, а отчитаться за те деньги, куда их дели. И чтобы никого не посадили, нужно эти деньги распределить".
У этой истории ещё один штрих, который делает более понятными её "земные мотивы", поясняет юрист:
Чтобы вы знали, доход каждого руководителя регионального фонда составляет от 5 млн до 20 млн рублей в месяц. В месяц, не в год! Это общий доход: оклад плюс премия, плюс надбавки.

Стать руководителем фонда ЖКХ. И пусть весь мир подождёт, пока я считаю свои деньги… Коллаж Царьграда
Мусорный оброк
Долгое время коммунальщики не знали, как заставить граждан отдельно платить за вывоз мусора. Чтобы загнать их в ловушку, была проведена виртуозная юридическая подмена, рассказал Толмачёв. В Жилищном кодексе понятие "жилищно-коммунальные услуги", подразумевающее договор, с условиями которого частник может не согласиться, заменили на "ресурсы". Это превратило вывоз отходов из разряда двусторонних сделок и договорных отношений, где потребитель мог требовать качества и выдвигать претензии, в одностороннюю сделку, не подлежащую оспариванию.
Бенефициарами этой схемы стали конкретные влиятельные фамилии, а обещания о высокотехнологичной переработке обернулись экологической катастрофой. Вместо дорогих японских фильтров и глубокой переработки страна получила тлеющие полигоны и отравленный воздух:
Основной бенефициар – это семья одного бывшего генпрокурора. И когда сегодня у них спрашивают: "Что же вы делаете, мусор на поездах возите в архангельскую губернию и там захораниваете, мы-то думали, что будет переработка?" Они отвечают: "А зачем? Мы платим за перевозку". В Зеленограде купили мусорный завод, но японские фильтры для него очень дорогие. А зачем нам фильтры, если можно просто диоксины в атмосферу выпускать? В итоге город, который в советское время строился как самое чистое место для микроэлектроники, превратился в самое грязное.
Триллионные долги? Не страшно, порешаем
Финальным этапом демонтажа прав собственности стало законодательство о реновации, которое Александр Толмачёв называет фактической отменой градостроительного и земельного кодекса. Под прикрытием обновления жилья создан механизм, лишающий человека права на судебную защиту и распоряжение своим имуществом. При этом сами застройщики-гиганты, такие как ПИК или "Самолёт", обременены многомиллиардными долгами перед государством и населением. Но если коммунальщики удушат вас за вовремя неуплаченный рубль, то с этих солидных господ никто долги не спрашивает:
Старые директора девелоперов в ужасе сбежали за границу, на свои виллы на Лазурных Берегах. Пришли новые, и они спокойно говорят: "Нет, мы не будем банкротиться, нам обещали решить эту проблему".
Можно задаться вопросом – а где же тут про экономику, про эффективность, про реформирование системы? Однако эти вопросы, похоже, считаются риторическими.
Прогноз юриста неутешителен: система не собирается реформироваться или привлекать реальные инвестиции. Она настроена лишь выкачивать средства из населения до тех пор, пока физический износ инфраструктуры не дойдёт до краха.
Когда говорят, что система ЖКХ неприбыльная, я всегда смеюсь – она грабительская, она просто тёмная, и никто её светлой не сделает. Эта система будет работать, пока всё не будет уничтожено, пока последняя труба не сгниёт, а потом нам скажут: ну, вы сами, жители, за всё будете отвечать. Это вы во всём виноваты.

Система не собирается реформироваться или привлекать реальные инвестиции. Она настроена лишь выкачивать средства из населения Коллаж Царьграда
Пятеро смелых найдётся?
Однако даже в этой "бетонной" стене ЖКХ-монополизма Толмачёв видит юридические лазейки, которые всё ещё позволяют простым жителям защищать свои интересы. Поскольку классические ТСЖ фактически парализованы бюрократией (требованием нотариального заверения каждой подписи, что многоквартирному дому обойдётся в миллионы рублей), единственным выходом остаётся жилищная кооперация.
Согласно законодательству, сегодня существует возможность сформировать кооператив силами всего пяти инициативных человек, к которым позже смогут присоединиться остальные жильцы. Это даёт право собственности на землю под домом и придомовую территорию, что открывает путь к реальному доходу, поясняет Толмачёв:
Забирайте землю, она не облагается налогами. Тогда вы сможете провести капитализацию, сделать какие-то пристройки, не спрашивая у города, создавая себе доходную базу. С 2009 года появилась возможность получать деньги за рекламное пространство. Повесил вывеску, на крышу поставил рекламу оператора – 1 кв.м рекламы в Москве стоит 400 долларов. Я спрашиваю у людей: "У вас весь дом обвешан объявлениями, кто у вас собирает деньги?" Они пожимают плечами. ГБУ "Жилищник" говорит: "Мы управляем". "А как вы управляете, на каком основании, у вас договор есть, кто вам дал право управлять?" – "А нам велели, мы и управляем". Чиновники пользуются этим и сами прибирают это к своим рукам. Ребята! Если у вас есть мозги и в вашем доме есть хотя бы два-три человека, которые способны быть инициативными. Если у вас недоходные дома без нежилых помещений, которые можно сдавать, город позволяет образовывать квартальное сообщество и совместно использовать территорию для платных охраняемых парковок или киосков.
На этом месте ведущий Царьграда депутат Госдумы Михаил Делягин оживился:
Александр Васильевич, а у меня к вам просьба. Вы могли бы, как юрист, написать инструкцию для этих самых инициативных людей? Давайте вы её напишете, а я её растиражирую.
Профессор Толмачёв с удовольствием согласился исполнить просьбу депутата.
Ну что, пятеро смелых найдётся? Ну хотя бы два-три?
Вот так Царьград объединяет людей, готовых делать реальные дела для нашей страны.
Что с того
Ждать милости от регулятора или надеяться на "честный тариф" в условиях олигархической монополии бессмысленно. Единственный способ не пойти на дно вместе с лопнувшей старой трубой – перейти от пассивного ожидания к коллективному управлению своей собственностью через кооперацию. В противном случае "мурманский сценарий" рано или поздно придёт в каждый двор.

Надеяться на "честный тариф" в условиях олигархической монополии бессмысленно.Фото: Александр Авилов, АГН "Москва"
Царьград будет продолжать освещать эту важнейшую тему – следите за нашими новыми статьями.







Комментарии 0