Повторюсь, потому что это важно — рост этого показателя страшнее увеличения госдолга республики. Госдолг — это то, что республика должна федерации и банкам. А это то, что она должна бизнесу и это — невыплаченные зарплаты и расползающаяся по экономике цепочка неплатежей, снижение налоговых поступлений в местный бюджет. Череда банкротств.
Риски того, что в следующем году бизнес на госзакупки может не пойти. Будут судебные разбирательства. Штрафы и пени по госконтрактам, исполнительские сборы и судебные издержки увеличат нагрузку на консолидированный бюджет республики.
Что надо было делать? Жить по средствам и грамотно планировать свои расходы. Но, это не по силам республиканскому правительству. А есть с кого брать пример: Усть-Абаканский район. Просроченной задолженности по муниципальным контрактам нет. Совсем нет.
Что делать теперь? Срочно провести инвентаризацию государственных и муниципальных контрактов, а также задолженности по ним. Необеспеченные деньгами контракты расторгнуть, если это конечно, не поставка жизненно важных товаров. Не надо загонять бюджет в ещё большие долги и дальше разорять предпринимателей. По задолженности. Нужно определить источники её погашения.
Прозвучали предложения — просить помощи в Москве, провести приватизацию госимущества, выпустить государственные облигации, поискать другие инструменты для погашения задолженности — всё это надо обсуждать и в самое ближайшее время.
Лучше, пока формируется бюджет на следующий год. Ситуация чрезвычайная на самом деле, задолжали так задолжали. И делать вид, что всё хорошо и всё само собой рассосётся нельзя.
Финансовым контролерам республики необходимо проверить как формируются начальные (максимальные) цены контрактов, не завышаются ли они? А это есть точно и это опять ведёт к перерасходу бюджетных средств. В законе о бюджете на следующий год нужно понизить планку казначейского сопровождения госконтрактов с 50 до 10 миллионов рублей. Надо определить приоритеты погашения долгов.
Это должно быть не только то, что предлагает минфин – у кого раньше возник долг, тому и платить. Или тем, у кого есть судебные решения. Хотя и это тоже нужно. При очерёдности погашения также надо учитывать финансовое состояние поставщика – может невыплата по госконтракту приведёт к его банкротству. Может для него госзакупки единственный вид бизнеса.
Что ещё важно для бизнеса – знать когда с ним рассчитаются, планировать свою деятельность.
Поэтому в самое ближайшее время главным распорядителям бюджетных средств совместно с минфином необходимо сверить данные по задолженности с муниципалитетами и поставщиками. Составить соглашения и графики погашения задолженности. Тоже самое необходимо проделать в муниципалитетах.
Ну и административная ответственность госзаказчиков за нарушение сроков выплат по контрактам. Там вплоть до дисквалификации. Хороший стимул рассчитываться.
Эта публикация датирована 25 октября 2024 года. Прошло почти полтора года, но воз как говорится и ныне там, уверен Тенишев.
Комментарии 0