Поклонники скорбят о Вере Алентовой: 83-летняя актриса скончалась в день прощания с коллегой и давним другом Анатолием Лобоцким, которого знала более четверти века.
Последние минуты её жизни запечатлели камеры очевидцев, когда Вера Алентова приехала в театр имени Маяковского на гражданскую панихиду, чтобы проститься с коллегой, артистом, ушедшим из жизни 20 декабря в 66 лет после борьбы с онкологическим заболеванием.
Вдова режиссёра Владимира Меньшова, с которым она прожила более 50 лет, пришла с букетом красных гвоздик и быстро поднялась по театральной лестнице. Однако непосредственно во время церемонии прощания, едва увидев гроб с телом Лобоцкого, она почувствовала себя плохо.
Наступила клиническая смерть. Актрису в бессознательном состоянии вынесли на носилках и экстренно доставили в больницу, но спасти её не удалось. Врачи боролись за её жизнь более полутора часов. К сожалению, чуда не произошло. Врачи констатировали смерть от острого инфаркта миокарда.
Многие в соцсетях и СМИ пишут, что сердце актрисы не выдержало горя, и образно описывают произошедшее так: "Анатолий Лобоцкий забрал с собой Веру Алентову".
Для зрителей она навсегда останется Катей Тихомировой
Их творческая связь была особенной: в 2000 году они вместе снялись в драме "Зависть богов", которую поставил супруг Алентовой Владимир Меньшов. Фактически это была последняя работа Меньшова как режиссёра.
Сцена любви между героями Алентовой и Лобоцкого, где актрисе было под 60, а актёру – чуть за 40, вошла в историю отечественного кино как одна из самых проникновенных.
Вера Алентова была прежде всего актрисой театра. Её кинематографическая фильмография не столь обширна, но включает целый ряд знаковых ролей. Это, конечно же, в первую очередь Катя Тихомирова в легендарной картине мужа, Владимира Меньшова, "Москва слезам не верит", а ещё работы в фильмах "Время желаний" и "Завтра была война".
Однако настоящей творческой обителью для актрисы на протяжении 60 лет всё-таки оставался Московский драматический театр имени Пушкина. На его сцене она сыграла десятки ярких ролей.
И всё же в памяти миллионов зрителей Вера Алентова навсегда останется Катей Тихомировой – провинциальной девушкой, которая через трудности и одиночество пробилась к мечте – поступила в вуз, получила высшее образование, стала директором завода – и поняла, что жизнь после сорока только начинается...
"Вам даже к сцене не стоит приближаться!"
Вера Алентова родилась в 1942 году в северном городе Котласе, где работали её родители, оба были актёрами. От отца у неё осталось лишь одно смутное воспоминание: он взял её с собой в ларёк за пивом и разрешил сделать маленький глоток, что ей очень понравилось. Когда Вере не было ещё трёх лет, отец ушёл из семьи – в поисках лучшей доли и из-за другой женщины. Правда, вскоре умер в возрасте 28 лет. Точные обстоятельства его смерти так и остались для Веры тайной. Мать, горько переживавшая уход мужа, уничтожила все его фотографии и отказывалась говорить о нём.
Мать с детства прививала дочери не только практические навыки: шить, готовить, штопать, но и строгий моральный кодекс. В своих мемуарах Алентова перечисляет эти жизненные заповеди: "Быть готовой к неприятностям и уметь их достойно переживать. Не хвастать. Со своими проблемами разбираться самой, не ставя людей в зависимость от своей ситуации. Не лгать и никогда не брать чужого. Держать данное слово. Быть одинаково любезной с любым человеком, будь то дворник или король".
Этим принципам она старалась следовать всю жизнь. Вместе с матерью Вера переезжала с места на место: из Архангельской области – на Украину, затем в Узбекистан, на Алтай... Из Барнаула в 1961 году она отправилась в Москву, чтобы поступить "на актрису".
В Щепкинском училище ей без обиняков заявили:
Вам, дорогая, не стоит даже приближаться к сцене. Вы никогда не будете актрисой.
Другие попытки тоже оказались неудачными. Пришлось вернуться в провинцию, год отработать в Орском театре, и только после этого, в 1962 году, её приняли в Школу-студию МХАТ. (Для сравнения: её будущему мужу Владимиру Меньшову удалось поступить туда лишь с четвёртой попытки, после долгих лет отчаянных усилий.)
Студенческие годы были бедными, но Вера вспоминала их с теплотой. Литературу у них вёл Андрей Синявский, а предмет под названием "манеры" преподавала настоящая княгиня Елизавета Волконская.
Как изящно сидеть, как держать сумочку и зонтик. Как снять перчатки и шляпку и отдать их "прислуге" вместе с сумочкой и зонтиком, ничего при этом не уронив. И как выглядеть свободной и элегантной… После успеха [картины] "Москва слезам не верит" мне пришлось много ездить, представляя фильм в других странах. Меня приглашали на приёмы разного уровня – и как же я была благодарна нашей очаровательной, абсолютно современной, но превосходно воспитанной княгине за её божественные уроки,
– писала Алентова.
"А знаешь, ты хорошо сыграла"
С Владимиром Меньшовым Вера Алентова познакомилась в Школе-студии МХАТ. Будучи одной из самых ярких и многообещающих студенток, она сразу разглядела в нём необыкновенный талант, хотя педагоги к его перспективам относились скептически. Они поженились в 1962 году.
В 1969 году у них родилась дочь Юлия, сегодня известная актриса и телеведущая. В середине 1970-х их отношения настиг серьёзный кризис: супруги временно разъехались, но официально не разводились, оставляя возможность для возвращения.
Воссоединение произошло, когда Юлия пошла в первый класс, и с тех пор Алентова и Меньшов стали одной из самых прочных пар в отечественном кинематографе, оставаясь вместе до самой кончины режиссёра.
В 1979 году Меньшов снял жену в главной роли мелодрамы "Москва слезам не верит". Как позже признавался режиссёр, это было вынужденным решением. Изначально он собирался пригласить на роль Катерины Тихомировой Ирину Купченко или Маргариту Терехову, но обе актрисы отнеслись к сценарию без особого энтузиазма.
Согласись Купченко или Терехова, я бы Веру не выбрал, несмотря ни на какие кинопробы и родственные связи. Но они отказались, и я стал внимательнее присматриваться к Вере...
– рассказывал Меньшов.
Сама Алентова тоже не была в восторге от предлагаемой роли – и история, как говорится, в сердце не отозвалась, да и героиня не понравилась. Но Алентова решила дождаться, чем всё это закончится.
Меньшов, человек далёкий от религии, в день её проб даже зашёл в церковь и поставил свечу с просьбой, чтобы руководство "Мосфильма" утвердило Веру на роль. Признался он в этом жене лишь спустя несколько лет после выхода фильма. А её игру оценил по-настоящему и вовсе через десятилетие.
Посмотрел картину, когда её в очередной раз повторяло телевидение, посмотрел отстранённо – и вдруг сказал: а знаешь, ты хорошо сыграла Катерину...
– вспоминала Алентова.
Искажённое пластикой лицо
Актрису часто обвиняли – мол, делает пластику. Алентова и не отрицала. При этом подчёркивала – это не столько блажь, сколько профессиональная необходимость.
Первую пластическую операцию, подтяжку век, Вера Алентова сделала в конце 1990-х, готовясь к новому проекту. Процедура убрала возрастные изменения и вернула взгляду выразительность.
Вторая, липосакция шеи и подбородка, была выполнена в 2000-х и помогла скорректировать овал лица. Актриса объясняла эти шаги так: на сцене важна чёткость мимики, и чистые контуры лица помогают зрителю лучше воспринимать эмоции.
Третье и четвёртое вмешательства касались коррекции носогубных складок и области вокруг рта с помощью филлеров. Все операции проводились в проверенных московских клиниках, и после каждой из них Алентова возвращалась к работе обновлённой, продолжая активно играть в театре и сниматься.
Переломный момент наступил в 2019 году. Во время визита в одну из клиник Санкт-Петербурга врач предложил ей "революционную и безопасную" процедуру – липофилинг, инъекцию собственного жира в область щёк и висков для создания объёма и омоложения.
Процедуру провели под местной анестезией. Придя в себя, Алентова испытала шок: в зеркале было незнакомое опухшее асимметричное лицо. Как выяснилось позже, договор на услуги оформлен не был, чеки на 300 тысяч рублей исчезли, а из личных вещей пропали наличные.
Путь к восстановлению занял два года и превратился в настоящий марафон. Он включал многочисленные процедуры, в том числе регулярные визиты к физиотерапевту.
"Теперь они вместе"
Огромную роль сыграла семья. Юлия Меньшова стала главной опорой: консультировалась с ведущими специалистами, контролировала лечение и следила за питанием. Владимир Меньшов до своей кончины в 2021 году поддерживал супругу с юмором. Пережив мужа на четыре с половиной года, Алентова ушла из жизни в тот самый день, когда прощалась с партнёром по его легендарной ленте.
Осиротевшая Юлия Меньшова прокомментировала кончину своей матери, Веры Алентовой. Телеведущая и актриса призналась, что раздавлена горем.
Мамы больше нет. Теперь они вместе,
– написала дочь Владимира Меньшова и Веры Алентовой, имея в виду воссоединение родителей на Небесах.
Прощание с Верой Алентовой состоится 29 декабря в театре имени Пушкина, которому актриса посвятила 60 лет своей жизни. Вдова режиссёра Владимира Меньшова до последних дней оставалась активной: играла в спектаклях, снималась и преподавала. Так, 17 декабря она вышла на сцену в постановке "Ложные признания". А последняя репетиция была 24 декабря.







Комментарии 0