Курьерская доставка в России вышла за рамки опционального и экзотического сервиса и стала системной экономической проблемой – с миграционной зависимостью, налоговыми перекосами, ростом аварийности и политическими рисками. Решение этой проблемы всё очевиднее смещается в сторону роботизации. И первые шаги уже сделаны.
На вчерашнем совещании Совета по развитию гражданского общества и правам человека Владимир Путин, комментируя ситуацию в сфере курьерской доставки, указал на ключевой структурный перекос: рынок вырос быстрее, чем система его регулирования, и в результате оказался зависим от миграционного труда, стал точкой притяжения для мигрантов:
Я вижу, что происходит с этой доставкой. Вижу. Это, безусловно, вызывает озабоченности у наших граждан. Мне говорили об этом и руководители регионов, в частности губернатор Санкт-Петербурга. Это касается дисбаланса на рынке труда. Предлагал даже запретить трудовым мигрантам заниматься доставкой, потому что получают больше, чем на предприятиях. Полагаю, это так и есть. Движение на улицах городов должно быть отрегулировано. Дам дополнительные поручения МВД, попрошу мэров городов и руководителей регионов России сделать соответствующие предложения.

Комментируя ситуацию в сфере курьерской доставки, Владимир Путин указал на ключевой структурный перекос: рынок вырос быстрее, чем система его регулирования. Фото: Kremlin.ru
И прозвучавшее заявление Путина – важная фиксация проблемы на высшем уровне. Курьерская доставка перестала быть нишевым сервисом. А превратилась, как бы кто ни отрицал, в инфраструктурную часть городской экономики, сопоставимой по значимости с такси или розницей.
Мигранты, ДТП и уход от налога: издержки бума курьерской доставки
Курьерская доставка как самостоятельная отрасль действительно возникла практически из ниоткуда. Ещё в середине 2010-х годов её доля в экономике была несущественной. Резкий рост произошёл в период пандемии, когда сформировался устойчивый потребительский спрос на быструю доставку товаров повседневного спроса. За 2–3 года сложился рынок с оборотами в триллионы рублей, собственной логистикой, складской инфраструктурой и цифровыми платформами. При этом контуры отраслевого регулирования – требования к занятости, безопасности, квалификации, налогообложению – оказались вторичными по отношению к скорости масштабирования бизнеса.
Следствием этого стала высокая мигрантоёмкость сектора. Низкий порог входа, отсутствие жёстких профессиональных требований, возможность работать через режим самозанятости сделали доставку одним из основных каналов занятости гастарбайтеров.
По данным, опубликованным ещё несколько месяцев назад, в Москве за январь – апрель было зафиксировано 49 тысяч административных нарушений ПДД со стороны курьеров, из них почти 46 тысяч – протоколы на иностранных граждан. То есть 93,5% всех нарушений приходится на мигрантов. За 2024 год в Москве курьеры стали участниками более 800 ДТП, 10 человек погибли, свыше 800 получили травмы. Аналогичная ситуация фиксируется и в Санкт-Петербурге, где некоторое время назад за месяц рейдов было выявлено около 1300 доставщиков без документов и легального статуса.
Параллельно возникает и социально-политический вопрос. Очередная фетва Совета улемов при ДУМ РФ, запрещающая мусульманам доставлять свинину, алкоголь и "харамные" товары, стала даже не религиозным, а политическим заявлением, усиливающим межнациональную рознь. В условиях напряжённости вокруг миграционной темы подобные заявления ещё больше работают на разжигание конфликта. Это показывает, как курьерская доставка превращается из мигрантоёмкой сферы занятости в точку формирования общественно-политических настроений мигрантов.
Экономическая же составляющая выглядит ещё более показательно. Средний доход курьера в Москве в 2024 году составил около 132 тыс. рублей в месяц. Окончательных данных по 2025 году ещё нет, но, предварительно, доход составит не менее 150 тыс. рублей. Это выше, чем средняя зарплата квалифицированных специалистов в производственном секторе по стране. Существенная же часть этих доходов выводится за пределы российской экономики.
По итогам прошлого года только в страны Средней Азии было переведено более 13 млрд долларов. При этом значительная доля курьеров оформлена как самозанятые и платит 6% налога, практически не участвуя в формировании пенсионных, медицинских и страховых фондов. В результате цифровые платформы получают хорошую маржинальность, курьеры – высокий доход, а фискальная и социальная нагрузка перекладывается на государство. То есть на нас с вами.
Безусловно, можно и нужно поднимать зарплаты в производственном и прочих высокотехнологичных секторах: конструкторам, инженерам, IT-специалистам, иным квалифицированным кадрам. Однако даже если увеличить доход в два раза, разница всё равно не будет являться существенной, если учесть вклад в развитие экономики страны. Дело здесь даже не столько в номинальном доходе, сколько в системе налогообложения. Когда с "белой" зарплаты инженера платится 43,2% налогов и взносов, а с дохода курьера-самозанятого всего 6%, в большинстве случаев экономика не будет сходиться.
Роботы вместо мигрантов: новая логика доставки в России
В этой ситуации принципиальным становится вопрос технологической альтернативы. От самой доставки отказаться уже сложно – она встроена в повседневное потребление.
Можно с теплом вспоминать времена, когда жители мегаполисов каждое утро ходили в магазины у дома, но к настоящему моменту поведенческие привычки изменились, и это нужно принимать, как бы подобное ни раздражало проживающих в небольших городах и прочих населённых пунктах.
Запрещать доставку – не вариант. Иначе так можно договориться до того, что каждый гражданин страны должен самостоятельно косить и сеять поле, выращивая себе продукты питания, а магазины – баловство, придуманное лентяями.

Роботы вполне могут заменить мигрантов. Фото: Василий Кузьмичёнок/АГН "Москва"
Следовательно, ключевая развилка – это не запрет услуги, а смена её производственной базы через замену мигрантов роботами. Здесь показателен опыт Яндекса, который начал поэтапное внедрение роботизированных логистических зон в дарксторах "Лавки".
Параллельно развивается направление роботизированной доставки "последней мили". Сейчас парк роботов-доставщиков насчитывает около 260 машин. В IV квартале 2024 года стоимость такой доставки практически сравнялась с услугами обычных курьеров в ряде локаций.
По мере выхода на серийное производство экономический эффект будет усиливаться. К концу 2027 года планируется нарастить количество роверов до 20 тыс. единиц. Это уже немало, а скорее всего, будет даже несколько больше.
В совокупности подобное формирует вертикально интегрированную модель "от стеллажа до двери", где каждый участок логистической цепочки может работать независимо от человеческого ресурса.
В более широком горизонте автоматизация доставки и транспорта напрямую связана с внедрением. Согласно исследованию компании "Яков и партнеры", через десять лет доля беспилотных автомобилей в России может превысить 25%, а к началу 2040-х годов приблизиться к 80%. Даже если эти оценки окажутся завышенными, тренд на вытеснение низкоквалифицированного труда технологиями является устойчивым.
Встраивание роботизированных решений в логистику дает государству сразу несколько эффектов. Во-первых, сокращается массив низкопроизводительных рабочих мест, не создающих высокой добавленной стоимости. Во-вторых, снижается структурная зависимость от миграционного труда. В-третьих, высвобождающиеся ресурсы могут быть перераспределены в пользу высококвалифицированных специалистов – инженеров, разработчиков, операторов сложных систем при должной выстроенной системе переквалификации и дополнительного обучения. Это соответствует логике перехода к следующему технологическому укладу, где определяющим фактором становится не количество рабочих мест как таковых, а их продуктивность.
Что с того?
В этом контексте дискуссии о необходимости существования массовой курьерской доставки выглядят запоздалыми. Экономическая же реальность уже постепенно уводит отрасль от массового ручного труда к автоматизированным решениям. Вопрос заключается не в том, сохранять ли курьерскую доставку, а в том, на какой технологической и трудовой базе она будет существовать через 5–10 лет. Чем раньше будет сделан и простимулирован окончательный выбор в пользу роботизации, тем ниже окажутся издержки, как экономические, так и социальные.
Но и столько времени ждать, пока роботы окончательно заменять мигрантов, у нас нет. Необходимо принимать радикальные решения. Так, власти Санкт-Петербурга запретили гастарбайтерам работать в сфере курьерской доставки. Вопреки россказням либералов, никакого удорожания стоимости услуги не последовало. Поэтому подобный опыт должен быть внедрён во всех без исключения регионов. Глядишь, в этом случае к концу 2027 года у нас будет не 20 тысяч роботов-курьеров, а кратно больше.







Комментарии 0