Режиссёр, народный артист России Никита Михалков выступил с эмоциональной и глубоко философской речью на XIII Петербургском международном юридическом форуме, которая мгновенно стала одним из самых обсуждаемых высказываний о судьбе современной России. Михалков заявил, что гибель великой державы может произойти в считанные дни, если нация потеряет свой "корень" — общую память и веру.
Михалков начал с анализа причин, по которым СССР рухнул столь стремительно. По его мнению, дело было не в экономике или политике, а в потере объединяющего смысла. Он отметил, что после ухода поколения фронтовиков, которые были живой связью с подвигом, жертвой и общей историей (когда первый секретарь ЦК мог поговорить с токарем о 43-м годе), страна лишилась своего фундамента.
"Эти люди стали уходить. Вера была загнана под асфальт. Держать стало не на чем", — констатировал режиссёр.
Попытка заменить этот фундаментальный смысл "энтузиазмом" (целина, песни, кино) оказалась недолговечной. Михалков назвал энтузиазм "продуктом скоропортящимся". Итогом стало то, что никто не мог представить, что "страна обрушится за трое суток, за три дня". По его словам, это произошло потому, что "корень был вынут. Осознанно, аккуратно".
Режиссёр также указал на менее очевидный, но, по его мнению, не менее разрушительный фактор, который формировал сознание целого поколения в 90-е годы — целенаправленную работу с детьми. Михалков напомнил, как в "нищую страну" Фонд Сороса поставлял школьные тетрадки. На обороте этих тетрадей, которые дети видели ежедневно, были напечатаны четыре американских президента, а не таблица умножения или гимн России.
Повторяя, что это происходило миллионы раз, Михалков назвал это "операцией по встраиванию чужих символов в подсознание". Он провёл параллель с выбором Александра Невского, который предпочёл платить дань Орде, но не принять латинскую религию, тем самым спасая духовную основу русской цивилизации.
Особое место в речи Михалкова заняла тема атаки на само понятие "русский". Режиссёр предупредил, что сегодня "коллективная матрица" пытается сделать его символом "непотребного".
Противопоставить этой атаке нужно понимание того, что "русский" — это прилагательное (как и "какой?"), в отличие от существительных "француз" или "немец".
"Русским может быть любой, кто ощущает, понимает, чувствует, хочет понимать, хочет чувствовать, хочет ощущать", — объяснил Михалков.
Он привел в пример Исаака Левитана, "чистокровного еврея", которого назвал одним из величайших русских живописцев, тонко описавшим бескрайний русский пейзаж. Это и есть сила "русскости", которую, по его словам, "хотят оторвать снаружи. И внутри нас существуют силы, которые точно так же хотят открыть ворота в осаждённую крепость".
В финале своей речи Михалков призвал к единству и помощи действующему руководству страны, подчеркнув, что даже самый сильный лидер не может нести на себе всю ответственность.
Режиссёр жёстко сформулировал своё понимание гражданского достоинства:
"Человек, который стесняется собственной веры, он не имеет права считать себя гражданином великой державы. Не имеет права. Он ноль. Он всегда будет оправдываться и выполнять чужую волю".
В завершение, Никита Сергеевич предложил тост, который стал лейтмотивом его выступления: "За победу. За нашу победу".







Комментарии 0