Глаза, наполненные болью, истощенные тела, страх и даже смерть. Всё это челюстно-лицевой хирург Руслан Меллин видел, когда в первую ковидную волну главврач отправил его работать в приёмный покой. Это было еще до переезда в Хакасию. «у нас остались одни девушки. Больше некому, поэтому пойдешь ты», – объяснил свое решение руководитель. И Руслан пошёл.
Личные истории: хирург из Хакасии показал ковидную правду и свои неудачи
16.11.2025
Фото: Мария Дудник
Фото: Мария Дудник
- Мы тогда ещё не знали, что за эту работу платят деньги, но знали, что там умирают. Часто, посылая врачей в ковидные отделения, так просто избавлялись от ненужных специалистов. Меня, видимо не жалко было. Потом, когда первые выплаты на карточки стали поступать начали врачи драться между собой, кто пойдет работать, – вспоминает ковидные времена хирург Меллин во время авторской экскурсии по выставке своих картин.
Да, Руслан не только виртуозно владеет скальпелем, но и пером, и кистями, рисует даже пальцами. Свои работы, накопленные за десять лет, он представил в Абаканской картинной галерее имени Ф. Е. Пронских. Большая часть рисунков как раз посвящена коронавирусному периоду. На одном листе бумаги – врач, пытающийся надышаться у открытого окна. Комната пуста, никого нет. От работы веет какой-то безнадежностью.
Фото: Мария Дудник
- Восьмиэтажный перинатальный корпус полностью отдали под ковидных больных. На шестом этаже оставалась только одна свободная комната, где мы могли снять спец защиту и подышать в окно, – объясняет сюжет Руслан Меллин. – Это пациент. Бывший пациент лежит на каталке в пакете, не смогли его спасти. Это привоз еды на УАЗике – «буханке», – продолжает экскурсию автор.
Одну работу из ковидной серии очень хотели приобрести многие коллекционеры. Всё дело в том, что она выставлялась в швейцарской онлайн-галерее, где её и заметили.
- Это приемный покой, заполненный пациентами, из него реально не было выхода. Я сидел на оформлении больных. Очень тяжело, когда тебе в очки защитные плюют ошметки легких с кровью. Ну, пациенты это не специально делали, просто у них такой кашель выраженный был и внутренности выходили на меня. И на картине у меня повсюду присутствует смерть, – рассказал хирург.
Фото: Мария Дудник
В больницах Кемерова режим был жёстким, сбежать пациенты не могли. Вокруг дежурили полицейские. Были случаи, отмечает Руслан, когда кто-то не выдерживал, разбивал окно и выбегал, тогда за ним гнались люди с пистолетами и автоматами.
- Только они почему-то без спецзащиты были. . . Не понятно, может, на полицию ковид не садится. Это пациенты в реанимации очень тяжелые, бесперспективные. Вот я пришёл там реально такое царство теней: тишина, покой и страдание – вздохи, ахи. Это всё рисовал прямо там, чернилами, у меня перья закончились, потом мне их приносили коллеги. Иногда пальцами растушевывал, – поделился воспоминаниями автор работ.
Фото: Мария Дудник
Корреспонденту АДИ19 Руслан Меллин признался, что художественную школу заканчивал из-под палки. Не было у парня желания ходить туда, все на спорт шли, а ему – рисовать. Убегал. Находили, возвращали на занятия. Кое-как вытянул на тройки и сразу после выпускного кисти поломал и рисование забросил.
Когда отучился на врача, стал работать, понял, что нужно как-то разгружаться. Алкоголь Руслан не употребляет, поэтому вскоре увидел свое спасение в создании картин.
- Тяжелые моменты снова вернули меня к живописи. Начал изучать масло, так как им нас писать не учили. Скооперировались с иконописцем-самоучкой, он показал мне, как готовить холсты. Первое время сам их делал, так как качество было намного лучше покупного. Но на это уходит очень много времени, поэтому сейчас мне проще купить холст, – объясняет художник.
Фото: Мария Дудник
На вопрос, откуда у практикующего и такого популярного врача есть время еще и на искусство, Руслан отвечает: «А ночь на что? Жертвую сном». К примеру, к самой выставке он за две недели хотел закончить работу, задуманную во время путешествия в Непале. Во время походов вокруг Аннапурны, это гора такая, он встречал яков и местных жителей, сделал зарисовки, а по приезду домой взялся за большое полотно. Оно выделяется на фоне других – яркое, живое и буквально притягивает взгляд.
- Но не успел. Определенные техники, несколько слоев, краска сохнет долго, особенно светлых тонов. Не мог дождаться, пока высохнет следующий. Буквально вчера накладывал последние мазки на камнях. Попросил в таком виде ее повесить, она мне очень нравится, в Непал меня возвращает, а я вообще в него влюбился. В следующем году планируем с друзьями его посетить, – признался в разговоре с корреспондентом АДИ19 Руслан Меллин.
Фото: Мария Дудник
Вот поэтому на выставке есть картина с еще не созданным яком, а лишь его силуэтом. С врачебной миссией хирург из Хакасии побывал и в Африке. Вот там, говорит Руслан, действительно не было времени на творчества. Зарисовки то карандашами цветными, то ручками, делал в небольшом скетчбуке, там же записывал свои наблюдения. На экспозиции самого блокнот а нет, но организаторы заботливо его отсканировали вывели на проектор, можно оценить.
- Там лечишь бесплатно, местные на тебя охотятся, еще и саранча и другие насекомые одолевают, бегемоты к палаткам подходили. Меня Алексей Тихонович в пять утра будил, чтобы мы успели спастись, потому что прямо к нашей палатке приближались бегемоты, а они же буквально разрывают людей на части, – совсем немного коснулся африканских приключений Руслан.
Фото: Мария Дудник
Одна из работ на выставке посвящена профессиональной неудаче хирурга Меллина. О чём он откровенно рассказал во время экскурсии. Во время бытовых работ актёр-кукловод потерял два пальца. Ближе всего была минусинская больница. Но там и думать не стали над спасением утерянных частей, сделали культю и посоветовали сменить профессию.
- Каким-то чудом – третьими десятыми знакомыми вышел на нас. Я решил, почему бы и не попробовать, в фильмах видел, там все получалось, все очень легко. Позвал к нам, хоть и время было упущено. Команда быстро все организовала. Но у нас даже не было ниток, которыми можно сшить сосуды. Побежал в офтальмологическую больницу имени Одежкина, попросил глазные нитки, которые вы и не увидите без микроскопа. За шесть часов мы пальцы восстановили, реанимировали и они «прожили» 30 дней. Очень много было злых языков, надо мной издевались, смеялись. И в интернете, и коллеги. Очень много было радостных лиц, когда пальцы мы все-таки удалили. Конечно, неудачу переживал очень остро и тогда получилась вот такая картина. Но я получил бесценный опыт, который очень пригодился год спустя. В этот же день поступил ребёнок без пальцев, он пострадал, защищая родную мать от убийцы. И ему мы пальцы пришили, они прижились, сейчас мальчик проходит реабилитацию, – откровенничал с первыми посетителями выставки хирург.
Картина Руслана Меллина
Самая большая работа в экспозиции отражает отношение автора к абортам. На ней не родившийся младенец борется за свою жизнь. Часть картины прикрыта красной тканью, так как слишком откровенная.
Между пациентами и врачами существует некая бездна, уверен хирург. И одни не понимают других, и вторые рождаются с ненавистью к первым.
Фото: Мария Дудник
- Считаю, что моя выставка, искусство – это мост над бездной, проводник в путь медицины, хирургии. Чтобы пациенты нас больше понимали. Может быть, кто-то себя увидит, кто-то почувствует проблему врача. В каждой картине заложен смысл. Я не рисую просто цветы, натюрморты. В каждой работе есть идея. Если долго смотреть, может быть кому-то она откроется. Поэтому смотрите сами, не спрашивайте, если что-то не поняли, идите к другой картине, – напутствовал всех будущих посетителей своей выставки Руслан Меллин.
Фото: Мария Дудник
Вечером после открытия выставки хирург собирался оперировать коллегу, которому во время отдыха в Сочи сломали челюсть, а на следующий день Руслан Меллин улетел в Иран. Сейчас преподает там для врачей и студентов-ординаторов и немного путешествует. Из поездки, наверняка, вернётся с зарисовками для новых работ. Надеемся, и про яка не забудет, уж очень нам понравилась эта не законченная работа.
Фото: Мария Дудник
Последние новости
16.11.2025
16.11.2025
16.11.2025
16.11.2025







Комментарии 0