Аналитики бьют тревогу из-за жёсткой денежно-кредитной политики ЦБ. Россия - в замкнутом круге: из-за инфляции, подстёгиваемой ростом тарифов, не получается перейти к решительному снижению ставок. Вмешаться пришлось Владимиру Путину.
Специалисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования предупреждают о высокой вероятности спада отечественной экономики в 2026 году. По их оценке, сводный опережающий индикатор, фиксирующий риск рецессии, превысил критическое значение. Это, по мнению экспертов, указывает на возможное сокращение физических объёмов ВВП.
Главной причиной ухудшения прогноза специалисты называют рост процентных ставок, который повышает издержки бизнеса и сдерживает инвестиции. В ЦМАКП уточнили, что до конца 2025 года экономику будет временно поддерживать активный внутренний спрос, подогретый ожиданием повышения НДС, однако уже в 2026-м этот стимул исчезнет, и деловая активность может заметно ослабнуть. Тревожные перспективы в программе "Царьград. Главное" оценил финансовый аналитик Ян Арт.
Фото: Bulkin Sergey/Globallookpress
"Мы имеем рукотворную инфляцию"
По мнению собеседника "Первого русского", ЦМАКП - это объективная структура, данным которой вполне можно доверять. Он добавил, что этот прогноз центра своими соображениями недавно дополнила Счётная палата:
Если ЦМАКП говорит, что главная проблема сейчас - высокая ключевая ставка, высокая стоимость денег, а вторая проблема - это повышение НДС, но она смикшируется, то Счётная палата, на мой взгляд, очень справедливо говорит следующее, следующий делает ход... Я сейчас просто как бы перевожу: мы, мол, говорим о том, что затянувшаяся высокая ключевая ставка ЦБ мешает развитию. Но при таком повышении тарифов мы будем вынуждены иметь эту ставку, поскольку тарифы, по мнению Счётной палаты, обеспечивают невозможность снизить инфляцию не то что до таргета, а даже до значения где-то рядом. Замкнутый круг.
Таким образом, аналитики бьют тревогу из-за политики ЦБ. Но Россия оказалась в замкнутом круге и не может перейти к более решительному снижению ставок. Вмешаться уже пришлось президенту России Владимиру Путину.
Теперь мы имеем рукотворную инфляцию, которая мешает снизить ставки. Но рукотворность в чём заключается? Тарифы, утильсборы, акцизы и повышение налогов. Государство уже чувствует эту проблему. И, например, было недавно распоряжение Путина отменить акцизы хотя бы на дизтопливо. Чтобы остановить вот это безумие, ведь есть вероятность скатывания в топливный кризис. И рост утильсбора сейчас обсуждается. Может быть, отложат его бешеное повышение,
- предположил эксперт.
Ян Арт. Фото: Царьград
Механизм повышения ставки не работает
Ранее экономист Максим Довгялло заметил в разговоре с Царьградом, что можно сколько угодно говорить о том, что высокая ключевая ставка сдерживает инфляцию, но "если у нас с вами дорогой кредит, то этот дорогой кредит транслируется и в цене товара":
И это мы с вами видим на полках магазинов, когда заходим покупать мясо, овощи, фрукты. Видим, что они все дорожают примерно с тем же самым темпом, который закладывает эта ставка финансирования.
Говорить о борьбе с инфляцией посредством ставки можно было бы, если бы существующая кредитно-денежная политика касалась только вопросов, связанных с финансированием потребительского кредитования.
Но не финансирования производства ключевой продукции для жизни нашего населения, ключевой продукции для обороноспособности страны,
- констатировал эксперт.
Максим Довгялло. Фото: Царьград
По его мнению, Банк России и Министерство финансов ещё могут отвести кризис и защитить отечественную экономику от шоков, но для этого требуется структурное изменение их политики:
И здесь на самом деле, я думаю, мы с вами не увидим света в туннеле до тех пор, пока финансовые власти страны не решат проблему кардинального изменения подходов. Во-первых, к финансированию реального сектора экономики. И, во-вторых, к формированию нормальной, эффективной кредитно-денежной политики, направленной на обеспечение хотя бы поддержания объёмов производства в ключевых секторах.







Комментарии 0