Андрей Тенишев: Хакасии нужен не столько «разворот на восток», сколько разворот лицом к реальности

07.10.2025

Фото: из личного архива А.П.Тенишева

Фото: из личного архива А.П.Тенишева

Прошёл год с момента нашего первого интервью о ситуации в Хакасии с экспертом Президентской академии Андреем Тенишевым.  Но, похоже, в регионе «День сурка» и все прогнозы, озвученные год назад, сбылись, а предупреждения не услышаны или проигнорированы. Системные проблемы республики не только не были решены, но и перешли в более тяжелую, хроническую стадию.

- Андрей Петрович, ваш диагноз на октябрь 2025 года: кризис усугубился, перешел в вялотекущую стадию или республике удалось начать реальное оздоровление?

- Если говорить об экономике и финансах, это уже глубокий кризис. Стало хуже, но исполнительная власть не готова это признать.

- А в политике?

- То, что в республике называют политикой, на самом деле политикой не является. Еще за 100 лет до нашей эры древнеримский сатирик Ювенал вывел формулу завоевания и поддержания власти: «хлеба и зрелищ». Так вот, зрелищ местное правительство генерирует много, а с хлебом скоро станет совсем плохо.

- Назовите три ключевых экономических события года.

- Закон о бюджете Хакасии на 2024 год правительством республики не исполнен. Коллапс угольной отрасли. И третье, не произошло ни диверсификации экономики, ни реального «разворота на восток».

- Давайте подробнее о бюджете.

- Правительство не смогло исполнить закон о бюджете 2024 года. Доходы должны были составить 55,3 миллиардов рублей, а составили 48,3 миллиардов. Семь миллиардов неполученных доходов — это не просто 13% ниже плана. Если брать расходы на АПК в текущем году, то на эти деньги можно было бы лет десять финансировать сельское хозяйство республики.

Тревожные показатели по итогам 2024 года: рост госдолга на 12%, до 28,2 миллиардов рублей — почти 92% от собственных доходов; рост доли банковских кредитов в структуре госдолга; рост расходов на обслуживание долга почти на треть; рост кредиторской задолженности в 3,5 раза, до более чем 2 миллиардов рублей; рост просроченной кредиторской задолженности почти в 7 раз.

Совокупные долговые обязательства республики превысили её собственные доходы более чем на 10%. Без увеличения федеральных трансфертов республика оказалась бы в состоянии технического дефолта.

- Но ведь наверняка у правительства Хакасии есть оправдания?

- Есть, конечно, и можно долго слушать оправдания: кризис, санкции, происки мирового империализма. Они стандартны. Но давайте сравним с соседней Тывой, которую всегда считали аутсайдером. Безусловно, что бюджетная модель Тывы имеет свою специфику. Но динамика ее ключевых показателей наглядно демонстрирует разницу в эффективности управления экономикой и финансами. Доходы бюджета там выросли на 22% и составили 63,4 миллиарда рублей. Дефицит бюджета Тывы — 0,4%, в 15 раз меньше, чем в Хакасии. Социальные расходы — выше на 9,4 миллиарда рублей, расходы на образование — на 5,3 миллиарда рублей. Бюджет развития Тывы в 2,8 раза больше. При этом население Республики Тыва на 193 тысячи человек меньше.

- Вернемся к угольному кризису. В чем его суть?

- Ключевая проблема — логистика, и здесь федеральные органы власти бездействуют. Мировые цены падают, а тарифы железной дороги выросли более чем в два раза. Угольные компании Кузбасса и Хакасии до 80% с каждой тонны отдают за перевозку. Из оставшегося — налоги, зарплаты, затраты на добычу.

При стратегических планах правительства Хакасии обеспечить в 2025 году добычу 45 миллионов тонн угля, вряд ли удастся выполнить их хотя бы наполовину. Разрезы республики убыточны. Прогноз убытков по итогам года — до 20 миллиардов рублей.

- Но вот отчет главы республики от 26 мая 2025: «предприятиям установят гарантированные объемы экспорта на восток, с 1 мая — скидка 13% на перевозки в западном и южном направлениях, возобновлены понижающие коэффициенты на дальность». Разве этих мер недостаточно?

- Их было бы достаточно, если бы угольные предприятия республики их получили.

- То есть не получили?

- Нет. С начала мая 2025 года ни одно предприятие Хакасии мер господдержки не получило.

-  Значит Коновалов солгал?

- Без комментариев. Он отчитывался перед народом — пусть народ и оценивает.

- Но он же отчитывался и президенту! Цитата с сайта Кремля: «...если брать с 2017 года... мы практически в два раза увеличили доходы от сельского хозяйства...». Но такого роста ведь нет.

- Если открыть данные Росстата, то рост доходов сельского хозяйства Хакасии — исключительно инфляционный. В целом, это нормально — показывать главе государства лучшее, что есть в регионе. Но откровенно врать...

- Он потом вернулся в Хакасию и оправдался — мол, имел в виду не доходы, а расходы...

- Велик управленец — доходы с расходами перепутал. Но и с расходами все не так. Если в 2017 году объем бюджетных расходов на сельское хозяйство составлял 3,12% от общих трат республиканского бюджета, то в 2025 году - 1,09%. Из 537 миллионов рублей, предусмотренных в бюджете 2024 года на поддержку сельского хозяйства, производителям не выплачено ни копейки. В 2025 году расходы снова урезали в 1,9 раза. На 2026-2027 годы правительство планирует последовательное сокращение финансирования сельского хозяйства.

Впрочем, это типичное поведение республиканских чиновников. Чтобы скрыть провалы, правительство прибегает к разным приемам: от статистических манипуляций до откровенной лжи. И чем хуже ситуация, тем откровеннее ложь.

- А как с туризмом? «Больше 2 миллионов туристов в год» — вся республика смеется.

- С туризмом — не откровенная ложь, а наглядный пример статистических манипуляций. Считают по человеко-дням — 1,5 миллиона. По методике МТС — количество иногородних звонков — еще больше. По методике Сбера — учет по транзакциям — вот и два миллиона. Завтра придумают новую методику — увеличат турпоток. А серьезно, для туризма нужен якорный инвестор, как Сбер в Горном Алтае.

- Встреча с Шаскольским 4 июня. ФАС — главный тарифный регулятор. Не удалось решить проблемы угольщиков?

- Может, и удалось бы, если бы их обсуждали. Но обсудили госзакупки, ТКО, теплоснабжение — всё, кроме главной проблемы. Ни слова о тарифах на перевозку угля.

- Их же скоро снова повысят?

- Да, на 10% - это окончательно добьёт угольную отрасль и региональный бюджет. Тарифы нужно не повышать, а снижать. Минимум на 30%. Вот о чём надо было говорить.

- А может глава Хакасии обратится к президенту? Ситуация критическая.

- Не просто может, а должен. Каждый день задержки обходится угольной отрасли Хакасии примерно в 100 миллионов рублей убытков.

Поэтому он должен был сделать это давно, еще в июне. Тогда уже было очевидно, что поручение президента исполняется с точностью до наоборот. Сейчас, если он и решится на такой поступок, то это будет больше похоже не на своевременное управленческое решение, а на вынужденный жест отчаяния и признание провала.

- А вот позитив с сайта правительства: «для Черногорска разработают индивидуальную программу развития». Может он на это надеется?

- На что надеется не знаю. Заголовок красивый. Но речь об отраслевой образовательной программе от Минэнерго и ВЭБ.РФ для угледобывающих городов. Год учить чиновников преодолению кризиса — сигнал, что сама проблема угледобычи сохранится годами. Мы получаем не решение, а администрацию, адаптированную к затяжному кризису. Сложно назвать это достижением.

Вот, что можно сказать точно. Правительство Хакасии смогло сказать новое слово, создав экономику анонсов. Периодически перед населением вывешивается очередная морковка – смотрите что завтра будет.

- Что вы имеете в виду?

- Бесконечный поток объявлений о новых проектах, которые либо проваливаются, либо слишком малы, либо остаются на бумаге. Вот хроника «прорывов» последних лет:

2020: IT-парк в Абакане, инвестиции 500 миллионов рублей. Где он?

2021: на Петербургском форуме — цементный завод за 13 миллиардов рублей и туристические проекты за 25 миллиардов рублей. Четыре года прошло — где они?

2022: новая концепция ИТ-парка с «Иннополисом». И снова нет парка.

2024: ООО «Навара» — международный железнодорожный терминал для связи с Монголией и Китаем. Предполагалось 500 миллионов рублей инвестиций. В итоге Навара есть, терминала — нет.

2024: переработка лигнина и производство экологически чистых топливных брикетов — мегаважно для Абакано-Черногорской агломерации. Два года прошло — опять бумаги. Народ по - прежнему дышит отравленным воздухом.

Почти три года планам по строительству в Туиме завода металлического марганца и ферросиликомарганца. Вроде бы все есть. Поддержка федерального правительства. Месторождение марганца. Дорогу уже почти построили. Туим готов и потенциальный инвестор есть. Только завода, увы, нет.

- А как же особы экономические зоны и промпарки?

- О, это - отдельная печаль. Особая экономическая зона «Хакасская технологическая долина» анонсирована в 2022 году. Подали заявку лишь в 2025, Минэкономразвития России вернуло ее, так как не соответствует требованиям. Два года —и по сути заявки нет. А деньги тем временем в бюджете кончились. Нужно 7,1 миллиарда рублей.

Использовать механизм списания двух третей долга по федеральным бюджетным кредитам — как идея да, но как механизм — вряд ли. Ведь их же надо сначала вложить из бюджета в инфраструктуру, а потом списать.  В 2025 денег нет и в ближайшие годы не будет. За 8 месяцев долги списали дважды — на 18,7 миллионов и 765,6 миллионов рублей. Арифметика не бьется — лет 10 будем двигаться такими темпами. Будет «РУСАЛ» ждать? Или спокойно реализует этот проект в Красноярске?

Еще один долгострой — мусороперерабатывающий завод. В 2021 подписали соглашение с «ЭКО групп». Строительство должны были начать в 2021, закончить в 2022. Не построили. Менялись инвесторы, источники финансирования. И опять — бюджет и средства от списания долга.

И напомню: из этого же источника хотят финансировать «Хакасскую технологическую долину». Бюджет пуст, а цена проекта в головах чиновников — от 265 миллионов до 22 миллиардов рублей. Сроки ввода завода с 2022 года сдвинуты на конец 2027.

- А не соврал ли Валентин Коновалов президенту? Цитата: «Мы взаимодействуем с ППК «РЭО». Стоит задача, чтобы комплекс по переработке мусора появился до конца 2026 года».

- Нет, не соврал. Он не обещал построить завод к 2026. Он сказал, что стоит задача. Честно. Завод стоять не будет, а задача — да, будет стоять. И в 2026, и в 2027, и, похоже, очень долго. Но правительству есть куда стремиться: промпарк «Черногорский» — долгострой в 14 лет. Вложили 800 миллионов рублей и планируют еще 500. Результат? По словам журналистов — пристанище для бездомных собак. ТОР «Абаза» — 8 лет разговоров, ноль результатов.

Правда, «Ташебу» кое-как построили — к этому вынудили обстоятельства: 500 миллионов рублей федеральных денег и федеральный контроль. Но вопросов много: 4 резидента из 27 запланированных, инвестиции резидентов — 4,6 миллионов рублей, 27 рабочих мест. Дороговато вышло — больше 35 миллионов рублей за одно рабочее место.

И еще два вопроса — уже не правительству, а прокурору. Первый: как индустриальный парк, на который потратили 500 миллионов рублей из федерального бюджета, по версии министра экономики, стал частным? Второй: откуда 458 миллионов рублей инвестиций от управляющей компании, если даже в лучшие годы её выручка не превышала 20 миллионов рублей?

Пожалуй, про инвестиции всё. Хотя можно продолжать: логистический центр Wildberries — классика провалов. По плану — ввод в эксплуатацию был запланирован на лето 2025 - го и два миллиарда рублей налогов от Бакальчук очень бы сейчас пригодились.

- А вот глава Хакасии Коновалов заявляет о росте инвестиций в экономику республики. Как так?

- А это смотря как считать. Если так как правительство республики, то в 2023 году объем бюджетных инвестиций должен был составить 10,4 миллиардов рублей. Если верить  государственной системе  «Электронный бюджет» то - 2,7 миллиардов рублей. В текущем году этот показатель предусмотрен на уровне 2,6 миллиардов рублей.

- И вот позитив: на Совете развития анонсировали дата-центр на 48 МВт от Intellion. Это же круто? Миллиарды инвестиций, шаг в цифровое будущее!

- Хотелось бы порадоваться и поверить. Дата-центр такой мощности мог бы стать одним из крупнейших в стране, как Yandex Cloud в Калуге. Инвестиции сопоставимы с доходами бюджета. Но похоже, что это просто расширение майнинг-фермы с 32 до 48 МВт. Очередная инвестиционная фантазия.

Из той же серии, что и поправка правительства о финансировании стратегии развития в 1,2 триллиона рублей — почти 20 годовых бюджетов республики. При условии, что все деньги — в инвестиции, а зарплаты не платить, лекарства не покупать, детей в школах не кормить.

- Но вот еще позитив: рост промпроизводства на 4,8% за январь-август 2025. Хакасия — лидер в СФО.

- Проблема в том, что на протяжении последних лет этот индекс в Хакасии напоминает температурный лист тяжелобольного. Скачки то верх, то вниз. Это - ситуационный рост относительно низкой базы прошлого года. Тут не надо самообольщаться. Нужен стабильный и устойчивый рост индекса промышленного производства на протяжении нескольких лет. Тогда можно о чем-то говорить.

- А что сегодня с бюджетом?

- В 2025 году по инициативе правительства прошли две корректировки бюджета в сторону уменьшения доходов. Необходимость этого была очевидна еще при его принятии в конце 2024. Но правительство упорствовало. Время показало обратное.

Сравним текущий год с 2022-м: доходы снизились до 55 816,1 миллионов рублей (минус 866 миллионов рублей); расходы выросли до 61 766,3 миллионов рублей (плюс 9 986 миллионов рублей); бюджет перешел от профицита в 4,9 миллиарда рублей к дефициту в 5,9 миллиарда рублей. Республика тратит больше, чем зарабатывает, при сокращении доходов.

Провал по налогу на прибыль: план на 2025 — 12,9 миллиардов рублей, за 7 месяцев собрали 4,78 миллиардов рублей (37% от плана). Это катастрофическое неисполнение. Бюджет придется корректировать еще раз. Причина — экспортно-сырьевая ориентация экономики. Это не временная трудность, а системная проблема.

Госдолг Хакасии перевалил приближается к 30 миллиардам рублей. Правительство из последних сил держит критические показатели, показывая хорошую мину при плохой игре. Но за счет чего? Урезаются расходы практически по всем отраслевым направлениям. Кредиторская задолженность консолидированного бюджета — свыше 7 миллиардов рублей, из них просроченная — более 5. Задолженность по налогам и взносам учреждений — за 3 миллиарда.

Многомиллиардные долги по госконтрактам разоряют малый и средний бизнес. А на него же ложится тяжесть кризиса — налоги с МСП растут.

Фактически, угробили финансовую систему муниципалитетов: внутренний долг муниципалитетов — более 2,3 миллиардов рублей; кредиторская задолженность муниципалитетов — более 3,6 миллиарда рублей. Как следствие — счета 536 (это 80%) муниципальных учреждений (школ, детсадов, библиотек, домов культуры, больниц, предприятий ЖКХ) арестованы.

Начались задержки выплаты зарплат, отключения электроэнергии. Под угрозой подготовка к зиме — нет денег на ремонты и уголь. Проблемы с организацией детского питания в школах — нечем платить подрядчикам. Дальше можно перечислять долго.

Еще один результат - Хакасия находится в «красной зоне» по уровню кассового исполнения по целому ряду объектов культуры, здравоохранения и благоустройства городской среды. По сути республиканское правительство не просто банкрот, оно живет в долг у собственного населения и бизнеса.

- В Хакасии у власти точно коммунисты? В Китае за такое, наверное бы уже применили самое суровое наказание...

- Когда видишь происходящее, думается, что неплохо было бы вернуть в Уголовный кодекс пару статей из советского времени.

- Каких?

- Была ответственность за вредительство и приписки. Согласитесь, актуально.

- Каков ваш прогноз на 2025-2030 годы с учетом текущих тенденций и угольного кризиса?

- Период 2025-2027 гг. будет характеризоваться нарастанием бюджетного кризиса: рост госдолга, дефицита, просрочек платежей. В 2027 году республика достигнет точки бюджетного кризиса. Доходы могут упасть до 47,5 миллиардов рублей, расходы вырастут так, что республика не сможет удерживать дефицит и госдолг в рамках Бюджетного кодекса. В 2027-2028 гг. — перелом: либо дефолт, либо реформы.

К 2030 году: пессимистичный сценарий (без реформ): доходы — 42,5 миллиардов рублей критичный рост госдолга и расходов на обслуживание. Возможно введение временной финансовой администрации; оптимистичный сценарий (реформы + федеральная помощь): доходы — до 53 миллиардов рублей, дефицит — до 5,5%, госдолг — до 30 миллиардов, кредиторская задолженность — до 1,8 миллиардов рублей.

Стабилизация будет небыстрой и возможна только при диверсификации экономики, реструктуризации долга и росте федеральной поддержки. И главное – смена команды.

Сегодня республика находится под управлением тех, кто не способен диагностировать, признать и главное — решить системные проблемы. Кризис является не столько экономическим, сколько кризисом компетенций, ответственности и политической воли.

Мое глубокое убеждение, что пока во главе республики стоят эти люди, любая федеральная помощь будет просто-напросто разворована или направлена на латание дыр. Но это – отдельная тема и мы поговорим об этом позже.

- Последний вопрос. Если бы у вас была одна минута, чтобы сказать тем, от кого зависит решение проблем Хакасии, что бы вы сказали?

- Хватит заниматься «зрелищами» и сочинять нереальные стратегии. Республике нужен не столько «разворот на восток», сколько разворот лицом к реальности.

Ирина Гирш

Комментарии 0

Последние новости

07.10.2025

Абакан готовится к цифровой революции в рекламе
На аукцион выставлены места под двухсторонние видеоэкраны.

07.10.2025

Меркель назвала неожиданную причину начала украинского конфликта
Об этом она заявила в интервью венгерскому проекту Partizan

07.10.2025

Лукашенко жестко запретил повышать цены в Белоруссии
Лукашенко поручил ввести запрет на повышение цен в Белоруссии

07.10.2025

В Саяногорске ввели режим повышенной готовности
Определены два предполагаемых места порыва.