Вторая половина сентября для администрации Абакана стала настоящим испытанием на прочность по причине, которая, казалось бы не предполагала ничего подобного. Все получилось буквально по поговорке – не делай добра – не будет и зла.
10 сентября мэрия Абакана объявила о начале отопительного сезона с 15 числа. Принимая это решение, в администрации учитывали чрезвычайно холодное и сырое начало месяца – в первые дни осени в республиканской столице выпало больше месячной нормы осадков. Сырость буквально поглотила город. Отопление было решено включить. А когда работы по подключению отопления начались – в город пришло бабье лето. Причем неожиданно для этого времени года теплое. В итоге получилось жарко снаружи и жарко внутри.
Об этом и многих других актуальных вопросах из жизни города и республики мы поговорили с главой Абкана Алексеем Леминым в прямом эфире программы «Большие гости» радио «Искатель».
Подробности – ниже.
ФАЛЬСТАРТ ОТОПИТЕЛЬНОГО СЕЗОНА
– Горячие батареи в жилых домах при температуре воздуха за окном +25 – ошибка администрации?
– Запускать отопление мы стали в начале сентября, когда установилась дождливая и очень прохладная погода. Для того, чтобы запустить систему отопления в таком городе, как Абакан, требуется от семи до десяти дней. Примерно столько мы и потратили на запуск системы отопления, и тут пришло крайне неожиданное для Сибири и крайне редкое явление, как осеннее тепло.
Можно ли было остановить систему отопления? Теоретически возможно. Но это не электроплита, которую включил-выключил. И если бы мы систему выключили, когда в город пришло тепло, то на запуск ее по новой потребовалось бы еще ровно столько же. А похолодание прогнозировалось уже к 1 октября. Для того, чтобы успеть запустить тепло в дома до прихода холода, начинать работы пришлось бы все равно именно в эти теплые дни бабьего лета.
Конечно, никто не ожидал такого неожиданного тепла.
– А прогнозы?
– Прогнозы не всегда сбываются. И когда мы объявили о начале отопительного сезона, было довольно холодно. Кстати, обычно отопительный сезон в нашем городе начинается именно 15 сентября.
РЕМОНТ ШКОЛ
– Недавно в городе Татарске Новосибирской области рухнула школа, построенная еще при Иосифе Виссарионовиче. В Абакане тоже есть несколько старых школ. Насколько безопасны они?
– Сейчас мы как раз ремонтируем самые старые школы города. Одна из них – 10-я. По этой школе у нас был целый аварийный блок. И когда мы начали демонтажные работы, выяснилось, что одна стена держалась даже не на штукатурке, а практически на честном слове, кирпичи отваливались.
В каждой из четырех школ, которые мы ремонтировали и ремонтируем, мы меняем балки несущих конструкций, потому что есть еще деревянные перекрытия. И часть из них – в аварийном состоянии. Некоторым из этих школ по 70-80 лет, в них мы полностью меняем несущие конструкции. Делаем усиление.
Основные дефекты выявляются уже при демонтажных работах, поэтому вносятся соответствующие изменения в проект. Где-то полностью меняются балки перекрытия, где-то частично. И, наверное, самая сложная ситуация по 10-й школе. Именно поэтому у нас несколько затянулся в ней период капитального ремонта.
Самая тяжелая ситуация складывается по первой школе. Мы были вынуждены расстаться с прежним подрядчиком, который срывал сроки проведения ремонта. Сейчас на объект зашел Муниципальный жилищный фонд, что позволяет надеяться на завершение всех работ уже в этом году.
ВЫРУБКА ДЕРЕВЬЕВ В ГОРОДЕ
– Жители Абакана переживают, что в парке Победы массово вырубаются тополя, впрочем как и на центральных улицах города.
– Они и будут вырубаться. Более того, в Черногорском парке и парке Победы требуется еще 62 дерева вырубить. То, что сейчас выкорчевывается, было высажено даже не 60-е годы, а гораздо раньше. Эти деревья пережили срок своей службы, стали ломкими и представляют реальную угрозу жизни горожан.
Вместе с тем, вы можете видеть, что в парке Победы проводится замещение вырубленных деревьев.
К сожалению, мы были вынуждены убрать деревья с территории 19-й школы – причина та же – угроза жизни. На их вырубке наши коммунальщики работали практически три дня, если не больше.
Но «голой» школа не останется, как и те места, где проходит вырубка. На сессии городского совета депутатов мы обсуждали этот вопрос с депутатами, и даже получили поручение от депутатского корпуса на следующий год предусмотреть дополнительные средства именно на обрезание старых деревьев.
Еще одной из причин, по которой мы были вынуждены форсировать вырубку, стал дождливый август и начало сентября. Деревья впитали очень много влаги, стали хрупкими и начали подгнивать.
И вы сами понимаете, что в центре города деревья все высаживались примерно в одно и то же время. Пришло время их заменить. Мы эту работу ведем давно и планово. Десять лет назад высаживали по тысяче в год. Потом били рекорды и высаживали по 10 тысяч деревьев, но при этом очень сильно страдало их содержание. Опытным путем пришли к тому, что теперь высаживаем по три тысячи деревьев в год – это оптимальная цифра.
Во многом, это хвойные деревья, сосна, которая нам достается практический бесплатно, ее берут из под линий ЛЭП. Она хорошо приживается в городских условиях, приживаемость где-то 85 процентов.
– Следует ли из ваших слов вывод, что проспект Ленина тоже будет «очищен» от старых тополей?
– Несомненно, но всему своё время. Делать это надо постепенно.
О ГУБЕРНАТОРСКОМ ВЕТО НА ЗАКОН О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
– Вы продолжаете «педалировать» одноуровневую систему местного самоуправления?
– Я не то, чтобы педалирую, я всегда высказывал и не менял свою позицию, с учетом того управленческого опыта, который у меня есть. Я считаю, что система должна быть выстроена четко.
В том, почему этот вопрос стал настолько болезненным, во многом – искажение информации. К примеру, говорят, что будут ликвидированы сельские советы. Но ведь спекулируют! Не будут они ликвидированы. Просто не будет выборов председателя сельского совета. А советы останутся и будут подчиняться непосредственно администрации района.
Для жителей этих населенных пунктов, я думаю, во многом это вообще не имеет значения. Гражданину важно, чтобы это был работающий орган, который действует четко. А, самое главное, чтобы у него были деньги на реальные дела в этом сельском совете.
И, да, у нас не будет этих бесконечных выборов, на которые приходит…
– 0 целых 0 десятых процента избирателей.
– Совершенно верно. При этом управленческая система будет выстроена чётко. Когда сельский совет будет подчинён району, район будет подчинён губернатору – это чёткая, ровная система. Глава региона будет назначать главу района, глава района будет назначать главу сельского совета.
О ДЕНЬГАХ, КОТОРЫЕ ИЛИ ЕСТЬ, ИЛИ ИХ НЕТ
– Мы заходим в новый финансовый год. Год нам в очередной раз обещают сложный, впрочем к этому мы давно привыкли. А какие перспективы у Абакана?
– Абакан практически не получает субсидий, субвенций из регионального бюджета.
– Добились статуса столицы?
– Добились статуса столицы. Мы живем ровно на те средства, которые сам Абакан и зарабатывает. Это наши налоги, это наши неналоговые поступления в виде арендной платы, которую Абакан очень серьезно собирает. Только, к сожалению, имущества у нас становится все меньше и меньше.
– Куда оно уходит?
– Главное наше имущество — это земельные участки, которых уже практически нет.
Да, сегодня мы уже начинаем прикидывать бюджет следующего года. Во многом пойдем по параметрам бюджета текущего года. К сожалению, наши доходы в этом году растут не так оптимистично, как это было в прошлом и позапрошлом годах. Рост составляет 4−5%, а, к примеру, год назад у нас НДФЛ рос на 12%.
Рост прочих налогов идет, но не так оптимистично, поэтому параметры городского бюджета во многом будут схожи с теми параметрами, которые есть сейчас, за исключением одного «но». На заработную плату средств пойдет значительно больше, потому что с нового года значительно повышается МРОТ, поэтому фонд заработной платы вырастет очень серьезно.
– То есть, по большому счету, мы будем проедать наши доходы?
– Да, совершенно верно. В прошлом году мы еще получали доплату из регионального бюджета на повышение МРОТ – было такое. Правда очень недолго, когда Абакан получал эти дотации, в этом году их уже не было. Сами прекрасно понимаете, что региональный бюджет испытывает трудности, но есть у меня подозрения, что на следующий год ситуация в этой части не поменяется.
Поэтому да, совершенно верно, наши затраты будут больше, хотя это неправильно. Правильно больше вкладывать средства в развитие, а не на проедание, как Николай Генрихович всегда говорил.
О МНОГОЭТАЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
– Насколько уместны в центре Абакана постоянно растущие многоэтажки? Что это за точечное строительство, которое во многих городах уже давно предано анафеме?
– Это не точечное строительство. Сейчас это называется несколько по-другому – комплексное развитие территории. И в первую очередь город реализует его там, где дома у нас находятся в ветхом, либо аварийном состоянии.
Вспомните проспект Ленина, сколько домов барачного типа мы там заместили. Но застройщики пошли дальше, и скупают в том числе частный сектор, покупают ветхие и на их месте, в соответствии с нормативами, строят дома в 9−12 этажей – они допускаются в центральной части города. У нас есть ограничения только выше 15 этажей – за счет близости аэропорта Абакан.
– Но, может, все-таки запретить 12-этажные дома в центре?
– 12-этажки — это все-таки не 30-этажки и не 25-этажки. Домов очень высокой этажности в Абакане, к счастью для нас, не будет. И если вы хотите услышать мое мнение, то, наверное, самый удачный район города – это Авиаторов. Жилые дома 5-6, от силы, 7 этажей. Эти невысокие дома, уютные дворы создают совсем иной микроклимат района. Место, где многие знают друг друга в лицо – такая большая, городская семья.
Тот же микроклимат в Лазурном, в Новой Согре.
К сожалению, у многих застройщиков цели и задачи другие. Малоэтажные дома они строят только там, где есть жесткие ограничения по этажности.
– Административно ограничить этажность в центре можно?
– Можно, но только это не будет работать по законам экономики. Просто старые и ветхие дома останутся на месте. Никто не будет их сносить, так как строить малоэтажное жилье на их месте невыгодно. Застройщику надо не только расселить людей в хорошее жилье, но еще и окупить свое строительство. В этих домах от 8 до 16 квартир. И если мы говорим про проспект Ленина, то там на переселение для застройки надо отдать 4-5 домов. Сколько современных квартир можно построить при малоэтажном строительстве на их месте? Их просто будет экономически невыгодно сносить. Экономика здесь в любом случае играет значение, потому что застройщики, если они видят, что им не выгодно этот дом выкупать, они это делать не будут.
ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ МОБИЛЬНОГО ИНТЕРНЕТА
– Отвечу коротко: как раньше уже не будет, к сожалению. Это не решение администрации города и даже не решение правительства Республики. Мера вынужденная. Мера, которая направлена на безопасность людей. Связь ограничивается ее операторами возле объектов критической инфраструктуры. Для города Абакана это аэропорт железнодорожный вокзал, Абаканская ТЭЦ, станции водозабора и водоподъема, воинская часть. А, учитывая компактность нашего Абакана, перекрывается практически большая часть города.
Да, неудобно, да, некомфортно. Скажу более – нам сложно работать. Например, те же самые светофоры, наша «зеленая волна», которую мы настраиваем на основных городских магистралях, мы делаем через мобильный интернет.
Но выбирать здесь, поверьте, не приходится и решение от нас не зависит. Это все делается в угоду безопасности. Безопасность людей – самое главное.
Комментарии 0