Андрей Тенишев: ключевой фактор давления на угольную отрасль — тарифы РЖД

28.09.2025

Фото: АДИ19

Фото: АДИ19

Эксперт РАНХ и ГС проследил взаимосвязь между кризисом в угольной отрасли и тарифами РЖД.

Отрасль находится в глубоком кризисе: мировые цены обвалились, компании несут значительные убытки. Однако главная причина — не столько санкции или внешняя конъюнктура, сколько внутренняя тарифная политика РЖД, которая сдерживает экспортный потенциал.

Дисбаланс в цепочке создания стоимости.

Рост тарифов РЖД за последние годы почти втрое опередил инфляцию. В 2025 году экспорт энергетического угля убыточен по всем направлениям, кроме восточного (где доходность — околонулевая).

Дисбаланс маржинальности самой выгодной восточной цепочки поставок выглядит так:

· РЖД +46%

· порты +53%

· операторы полувагонов - 4%

· угольные компании -20% и ниже

Таким образом, экспортная цепочка остаётся прибыльной для инфраструктурных монополий, но разорительна для производителей.

Потенциал для дальнейшего роста тарифов исчерпан.

Доля тарифа РЖД в конечной цене угля на экспорт уже достигает 50–60%, а общая доля транспортно-логистических расходов доходит до 80%. Любое новое повышение тарифов приведёт не к росту доходов РЖД, а к коллапсу экспорта, поскольку угольные компании будут вынуждены дальше останавливать добычу.

Уголь критически важен для грузовой базы РЖД.

На уголь приходится почти 40% грузооборота РЖД. В случае коллапса экспорта компания столкнётся с резким падением доходов. Условно-постоянные расходы придётся распределять на оставшиеся грузы. Это вызовет неизбежный рост тарифов для всех других категорий грузов на 20% и более, что спровоцирует их уход на автомобильный транспорт.

Требуется не субсидирование, а перераспределение.

Решение проблемы — не в бюджетных дотациях, а в регуляторном вмешательстве для исправления перекоса.

Запланированное увеличение железнодорожных тарифов на перевозку угля на 10% поставит отрасль на грань выживания. Необходимо, напротив, снижение тарифов РЖД на перевозку угля как минимум на 30% — это вернет их к реальному (с учетом инфляции) уровню начала 2022 года.

Такая мера позволит установить для всех участников цепи (угольщики, операторы, РЖД, порты) равную и положительную маржинальность на уровне около 20%.

Этот подход сохранит и экспорт угля, и грузовую базу РЖД, и социальную стабильность в угольных регионах.

Вывод

В такой ситуации  предстоящие тарифные решения на 2026 год, это – не внутреннее дело ФАС России и РЖД. Это – проблема общегосударственного масштаба, требующая участия в её решении заинтересованных федеральных органов власти и ведомств, губернаторов угольных регионов и бизнес-объединений.


Андрей Тенишев.

Комментарии 0

Последние новости

28.09.2025

Что случилось к этому часу: главные новости дня к 19:00 28 сентября
Зеленский рассказал о подготовке "мегасделки" с США по покупке оружия...

28.09.2025

Понеслось: в Хакасии меняется погода
На 29 сентября объявлено предупреждение.

28.09.2025

В Белгородской области мальчик потерял сознание после домашней ингаляции
В Белгородской области ребенка госпитализировали после ингаляции с лидокаином.

28.09.2025

Полицейские нашли потерявшуюся в Саяногорске Жужу
Семья питомца поблагодарила страж порядка, а историю рассказала Ирина Волк.