Эксперт РАНХ и ГС проследил взаимосвязь между кризисом в угольной отрасли и тарифами РЖД.
Отрасль находится в глубоком кризисе: мировые цены обвалились, компании несут значительные убытки. Однако главная причина — не столько санкции или внешняя конъюнктура, сколько внутренняя тарифная политика РЖД, которая сдерживает экспортный потенциал.
Дисбаланс в цепочке создания стоимости.
Рост тарифов РЖД за последние годы почти втрое опередил инфляцию. В 2025 году экспорт энергетического угля убыточен по всем направлениям, кроме восточного (где доходность — околонулевая).
Дисбаланс маржинальности самой выгодной восточной цепочки поставок выглядит так:
· РЖД +46%
· порты +53%
· операторы полувагонов - 4%
· угольные компании -20% и ниже
Таким образом, экспортная цепочка остаётся прибыльной для инфраструктурных монополий, но разорительна для производителей.
Потенциал для дальнейшего роста тарифов исчерпан.
Доля тарифа РЖД в конечной цене угля на экспорт уже достигает 50–60%, а общая доля транспортно-логистических расходов доходит до 80%. Любое новое повышение тарифов приведёт не к росту доходов РЖД, а к коллапсу экспорта, поскольку угольные компании будут вынуждены дальше останавливать добычу.
Уголь критически важен для грузовой базы РЖД.
На уголь приходится почти 40% грузооборота РЖД. В случае коллапса экспорта компания столкнётся с резким падением доходов. Условно-постоянные расходы придётся распределять на оставшиеся грузы. Это вызовет неизбежный рост тарифов для всех других категорий грузов на 20% и более, что спровоцирует их уход на автомобильный транспорт.
Требуется не субсидирование, а перераспределение.
Решение проблемы — не в бюджетных дотациях, а в регуляторном вмешательстве для исправления перекоса.
Запланированное увеличение железнодорожных тарифов на перевозку угля на 10% поставит отрасль на грань выживания. Необходимо, напротив, снижение тарифов РЖД на перевозку угля как минимум на 30% — это вернет их к реальному (с учетом инфляции) уровню начала 2022 года.
Такая мера позволит установить для всех участников цепи (угольщики, операторы, РЖД, порты) равную и положительную маржинальность на уровне около 20%.
Этот подход сохранит и экспорт угля, и грузовую базу РЖД, и социальную стабильность в угольных регионах.
Вывод
В такой ситуации предстоящие тарифные решения на 2026 год, это – не внутреннее дело ФАС России и РЖД. Это – проблема общегосударственного масштаба, требующая участия в её решении заинтересованных федеральных органов власти и ведомств, губернаторов угольных регионов и бизнес-объединений.
Андрей Тенишев.
Комментарии 0