– Время выборов в Хакасии. Сколько избирательных кампаний в вашем районе в этом году?
– У нас довыборы двух депутатов в районный совет, выборы глав трех поселений и практически во всех населенных пунктах – депутатов местных советов. Но что самое интересное, в некоторых населенных пунктах с трудом нашли желающих участвовать в этих выборах.
– Сколько они будут стоить вашему району?
– Более восьми миллионов рублей. В целом по республике на них будет потрачено около 100 миллионов рублей. Но даже эти деньги есть не у всех и в некоторых населенных пунктах в вопрос финансирования выборов уже вмешивается прокуратура. Но откуда их взять, если на счетах денег просто нет. Их на выплату зарплаты нет.
– А разве они не были заложены в бюджеты? Все же знали, что будут выборы, на них так настаивало правительство, они, как минимум, должны быть финансово обеспечены.
– В бюджете деньги заложены. Но живых денег нет. И даже когда главы сельсоветов просят дотацию, пусть где-то и опережающую, то и ее не всегда получают. У нас на сегодняшний день есть поручение главы республики – погасить задолженность в виде дотации двум сельсоветам, которые должны за коммуналку около 4,5 млн.
– И в то же время на выборы необходимо потратить восемь миллионов рублей?
– Ну да. Но есть еще и долги прошлого года. На сегодняшний день в общей сложности это около шести с небольшим миллионов рублей.
– За коммуналку?
– Да. Из них около пяти миллионов – сельские советы, 700 тысяч — наши образовательные учреждения, потому что у них счета заблокированы и райбольница — 200 с небольшим тысяч рублей. А теперь представьте, как готовиться к зиме и как работать?
– А что это за история была не так давно с детскими садами у вас, которым отказали в молоке и молочных продуктах?
– Буквально несколько дней назад наш поставщик, с которым были заключены договоры, заявил, что не может больше поставлять молоко в наши образовательные учреждения – долг 300 тысяч рублей. Мы можем его погасить, на счетах деньги есть, но сами счета заблокированы. У нас всего четыре школы и один детский сад пока работают без блокировки.
И поставщика можно понять, это только наш долг 300 тысяч, а в целом по республике ему должны уже 13 миллионов рублей – завод-производитель отказывается работать в долг.
Большое спасибо нашему предпринимателю, Татьяне Аркадьевне Дыриной, представляющей компанию «Сибирь», которая взяла на себя поставки молочной продукции в наши детские сады.
– В долг?
– Конечно, в долг. Но она наша, местная, понимает трудности, с которыми мы столкнулись. Надеемся, что счета будут разблокированы и мы рассчитаемся по всем долгам.
Проблема в том, что в плане финансов мы работаем с колес, закрывая прежде всего зарплату. А ведь у нас еще – подготовка к зиме.
– И как она у вас идёт? Уголь-то есть на что покупать?
– Тоже пока вопрос. У нас долг за уголь копится с прошлого года. Сумма не такая большая, около двух миллионов рублей. Но она растет. Скоро и эти поставщики скажут: «Извините меня».
Понимаете, здесь мы зависим от потребителей. Когда к нам зашла СГК, то жители от нас ушли к ним. Мы обслуживаем только социальные учреждения. А они где деньги берут? В бюджете. И получается просто какой-то замкнутый круг. Из-за проблем с бюджетом мы не можем рассчитаться с поставщиками. Конечно стараемся договариваться, но, опять же, в долг.
– Столько спикеров прошло через эту студию за полтора года и постоянно мы здесь говорим про деньги, вернее о том, что их нет и как выходить из этой ситуации. А, самое страшное, что ситуация-то, совсем не меняется. Мы обозначаем проблему, мы ее обговариваем, акцентируем на ней внимание, но дальше разговоров в республике, похоже, дело не идет. Зато с успехом – политические шоу. Постоянная тяжба правительства и Верховного Совета. Уже и суд к междоусобным разборкам притянули. Сейчас там рассматривается правомерность принятия закона «О межбюджетных отношениях», губернаторское вето на который преодолел парламент.
– Я больше, чем уверена, что этот суд выиграет Верховный Совет. Есть Бюджетный Кодекс, в котором прописано, что объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальным образованиям определяется и утверждается через Закон. Российская Федерация распределяет дотации субъектам и утверждает тоже через Закон. Федеральный центр дает регионам, регионы – муниципалитетам. И оформлено это все Законом. Я как-то сомневаюсь, что председатель правительства Российской Федерации вдруг своим постановлением стал бы выделять дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности каким-то регионам. Поэтому я больше, чем уверена, что Верховный Совет все сделал по закону.
– И пока суд да дело, вы не можете, скажем так, истребовать свои долги с республики. Знаете, у меня вот какая шальная мысль появилась: может, все это делается для того, чтобы оттянуть время, чтобы не платить по счетам сейчас, когда этих денег в бюджете просто нет? Сколько вам должны?
– 33 миллиона за прошлый год и за позапрошлый тоже 33 миллиона. Но самое-то интересное, в Бюджетном Кодексе написано, что объем дотаций на следующий год не должен быть меньше, чем за предыдущий, а у нас уменьшили.
Мало того, что отчисления по НДФЛ нам срезали, так еще и объем дотаций сократили. Почему это людям не рассказывают?
Сейчас уже идет формирование бюджетов. В том числе и федерального. В нем дотации регионам рассчитываются по специальной методике и с определенными показателями, которые федералы запрашивают у регионов. Там все это изучают, а потом согласовывают. Казалось бы, так должно быть и на нашем уровне. Но с нами кто-нибудь эту дотацию и показатели согласовывал? Нет. Мы каждый год просим, давайте согласовывать, расскажите нам, что в этой методике, какие вы критерии используете и так далее. Чтобы все было прозрачно и понятно. На сегодняшний день этого нет.
У нас забрали с НДФЛ процент, как вы считаете это справедливо? Это разве правильно? У нас забрали то, что мы заработали.
Вы знаете, у нас в республике сейчас каждый сам за себя. Говорят, нам дали самостоятельность. Что значит дали? Она у нас и была! А ты попробуй без правительства войди в федеральную программу.
Кто-нибудь собрал нас вместе, «на сетку» положил, какой район, в какой программе должен участвовать и как ему добавить денег на софинансирование. Понимаете, должна быть четкая картинка по всей республике. Я думаю, у правительства ее на сегодняшний день нет. Людям, не побоюсь этого слова, сегодня просто замыливают глаза.
Разве что Сергей Михайлович [Сокол – прим. авт.] старается что-то делать. Его обвиняют во всех смертных грехах лишь за то, что он пытается как-то разрулить эту ситуацию. Почему Верховный Совет спрашивает, как мы живём и чем вам помочь? А помочь-то они не сильно чем и могут, потому что они законодательная власть, не исполнительная.
Я считаю, что вместе с главами, вместе с ассоциацией глав городов и районов сегодня нужно выходить на Сибирский Федеральный округ, проговаривая эти вопросы. Там, мне кажется, даже не знают масштаб бедствия в республике.
– Вы сейчас серьезно говорите о том, что у нас бедствие?
– А разве нет? Когда заблокированы счета, когда нет денег на зарплату во многих учреждениях, не только в нашем районе.
Из сегодняшнего дня в завтрашний как смотреть? Как формировать следующий бюджет? Его хватит только на зарплату. Как быть-то?
– На развитие вообще ничего нет?
– Ничего! И мы прекрасно видим, как с некоторых и нацпроектов, и федеральных программ уходят подрядчики. Почему? Денег нет! А как достраивать объекты? Большие объекты.
Я считаю, что сегодня правительство должно и обязано заниматься этим, так, как положено, как должны заниматься. И делать это вместе с руководителями районов.
Хватит играть политику. Надо заниматься делом.
Надо найти правильные пути решения всех этих вопросов. Совместные пути решения. У нас очень красивая республика и очень богатая. Главное правильно выстроить взаимоотношения между бизнесом, муниципалитетами, властью законодательной, исполнительной и федеральным центром.
– А, главное, прекратить уже эту междоусобицу.
– Сто процентов!
Алексей КИРИЧЕНКО
Комментарии 0