– Вопрос о ста миллионах рублей, которые сейчас расходуются правительством на местные избирательные кампании. Смысл их проведения, после принятия Верховным Советом закона о местном самоуправлении, весьма сомнителен. Да, глава Хакасии наложил вето на этот закон…
– Мы намерены это вето преодолеть.
– Но выборы уже к тому времени пройдут. Деньги будут потрачены.
– Деньги, действительно, будут потрачены.
– Я к чему веду? К тому, что ваша родная Вершина Теи сидит сейчас без денег с заблокированными счетами, насколько я понимаю?
– Да, как и многие муниципальные образования в республике.
– Сколько нужно денег в Вершине Теи, чтобы разблокировать счет?
– На сегодняшний день (начало июля – прим. авт) это больше 7 миллионов.
– Всего?
– Да. Но это только администрация. Мы не считаем еще, что, например, у культуры заблокирован счет. И 7 миллионов необходимы для разблокировки сейчас. Однако сумма с каждым днем растет, исполнительные листы приходят в администрацию каждый день. И какова будет задолженность через месяц – неизвестно. И это не только Вершина Теи. У нас в таком неловком положении все муниципальные образования, и выхода не видит никто.
– И при этом мы выделяем 100 миллионов на те выборы, которые, по большому счету, ничего не решают, которые в данный момент физически не оправданы.
– Это вы так считаете, я так считаю. У главы Республики другое мнение.
Знаете, нам сейчас постоянно говорят, что мы проголосовали, не спросив народ. А народу, который как бы против, хоть кто-то объяснил против чего он именно? Люди ведь, по большому счету, даже не понимают суть реформы. А все эти вот обращения к народу с призывами сохранить демократию на местах – это все демагогия, давайте называть вещи своими именами. Демократия – хороша на сытый желудок. Но когда поселения не могут исполнить свои самые минимальные обязательства – это уже никакая не демократия, а финансовая кабала.
– Чем грозит в итоге блокировка счетов?
– К примеру, я не понимаю, как они будут там сейчас готовиться к зимнему отопительному периоду.
– Когда он начинается?
– Уже сегодня, сейчас!
– А Вершине Теи, кажется, раньше, чем в других территориях?
– Как правило, уже 15 сентября начинается отопительный период. Иногда даже пораньше.
– То есть, осталось два месяца?
– Да. И при этом еще ничего не сделано. Угля в настоящее время нет. Да, большое спасибо правительству республики, которое в минувшем сезоне договорилось о безвозмездной поставке в поселок 10 тысяч тонн угля. Это колоссальная помощь. Но на сегодняшний день больше 5 миллионов рублей муниципалитет должен за доставку того угля. То есть, подрядная организация выполнила свои обязательства, но денег не получила.
А вопрос стоит уже о следующем отопительном периоде. Сейчас нужно запасаться углем, сделать минимальный запас, чтобы запустилась котельная, хотя бы на 10 суток, а вообще-то требуется запас на 30 суток. Я не знаю, где найдется такой подрядчик, который сегодня за здорово живешь, повезет уголь в Вершину Теи.
– И я так понимаю, мы затронули только то, что лежит на поверхности?
– Да.
– А еще, условно говоря, могут за долги отключить электричество.
– Да. Под угрозой ходят все муниципальные образования. Это хорошо, когда энергетики идут навстречу, понимают, но до бесконечности это все продолжаться не может. Конечно, если сегодня отключат свет, прокуратура заставит завтра его подключить. Но сами долги никто не простит. И мы все больше и больше сползаем в эту долговую яму.
– Галина Николаевна, но здесь, как мне кажется, важен еще и психологический момент, потому что очень сложно постоянно жить в такой нервной обстановке. Когда невозможно что-то даже планировать. Такое ощущение, что мы в нашей республике живем в режиме: нам бы день простоять, до ночь продержаться. Но так нельзя жить и работать.
– На это сегодня муниципалитетам говорят: а что сделали вы, да?
– Грибы-ягоды собирали, тушенку варили?
– Да, муниципалитеты ведь у нас – самостоятельные, вот самостоятельно, видимо, и должны решать свои проблемы. Потому мы и говорим, что в наших условиях, в Республике Хакасия, в одиночку муниципалитетом выжить очень сложно. И как раз одноуровневая система — выход из данной ситуации. Чтобы не один глава со своими проблемами боролся, а совместно эти проблемы решались. На это нам снова и снова отвечают, что поселения – самостоятельные муниципальные образования, мы им и так достаточно хорошо помогаем. Достаточно, да. Но откуда тогда такие долги у этих муниципалитетов? Как им их гасить и вообще, как им жить дальше?
Алексей Кириченко
Комментарии 0