Детальный анализ состояния угольной отрасли сделал эксперт РАНХ и ГС АндрейТенишев.
История как замкнутый круг
Три десятилетия угольная промышленность России жила по железному правилу: каждые 6–8 лет — кризис, за которым следовало восстановление. Каждый спад имел узнаваемый сценарий: ценовой шок → падение добычи → социальный взрыв в моногородах.
Но механизмы выживания менялись:
- 1990-е: распад СССР, массовое закрытие шахт, приватизация. Государство устранилось, оставив города-призраки без поддержки
Выход: рыночная адаптация через приватизацию и реструктуризацию долгов.
Роль государства: минимальная – ограничилась законодательным оформлением ликвидации предприятий. Социальная цена – дестабилизация моногородов.
- 2008–2010: мировой финансовый кризис. Отрасль спасли кредиты и экспансия в Азию — бизнес выжил без государства. Драйвер спада: глобальный финансовый кризис, падение спроса, сокращение добычи на 8,5%.
Выход: кредитная экспансия банков и переориентация экспорта в Азию с дисконтами до 20%.
Роль государства: фактически отсутствовала – компании выживали самостоятельно.
- 2014–2016: обвал цен на энергоуголь (с $110 до $50/т).
Выход: инфраструктурные проекты РЖД и портов при косвенном участии властей. Драйвер спада: коллапс цен на уголь и избыток предложения.
Выход: ускорение поставок в Китай и Юго-Восточную Азию, модернизация портов Дальнего Востока.
Роль государства: косвенная – развитие инфраструктуры через РЖД.
Исторически отрасль регенерировалась за 2–3 года через новые рынки или рост цен.
Кризис 2024–2025 годов ломает шаблон.
2025: почему это уже не цикл, а коллапс?
Нынешний спад — не временный сбой, а системный разрыв.
Три ключевых фактора исключают прежние модели восстановления
1. Геоэкономические:
- глобальный тренд на декарбонизацию и ESG.
- практически полная потеря европейского рынка.
- введение Китаем пошлин на энергоуголь.
- экспортные контракты торгуются с большим дисконтом.
2. Транспортный паралич:
- резкий, опережающий рост железнодорожных тарифов на перевозку угля в 2022 – 2025 годах привел к тому, что логистика съедает до 70%, а на отдельных направлениях и до 80% себестоимости экспорта (в 2010-х было 40–50%).
- произошёл геополитический разворот грузопотоков с запада на восток и РЖД не справилась с перевозками в силу ограниченной пропускной способности восточного направления.
3. Финансовая агония:
- убытки отрасли в 2024 г. -112,6 миллиардов рублей (против прибыли 289 миллиардов рублей в 2023 г.).
- долги к 2025 г. могут вырасти до 1,5 триллионов рублей вследствие высоких тарифов и необходимости рефинансирования.
Произошел ключевой сдвиг и теперь инструменты экспортной экспансии, спасавшие ранее, менее эффективны чем прежде. Азия сокращает зависимость от импорта (Индия нарастила добычу угля более чем на 7% в 2024 г.), а новые направления (Ближний Восток, Африка) не компенсируют потери.
Впервые отрасль требует столь масштабной господдержки.
Хакасия как эпицентр угольной катастрофы
Республика стала индикатором системных рисков. Жестокая экономическая реальность: при росте отгрузок угля на 7,7% в первом квартале 2025 года, убытки угольных компаний Хакасии выросли в 3,6 раза и достигли 4,9 миллиардов рублей.
Катастрофическое для республиканского бюджета сокращение налоговых платежей. Риск роста безработицы в угольных муниципалитетах до 15%. Пять из восьми предприятий Хакасии в «красной зоне». Минэнерго — на грани банкротства.
Два основных фактора такого состояния: критичная зависимость региональной экономики от добычи угля и периферийное положение республики в логистике РЖД. Это доказывает — кризис структурный, а не конъюнктурный.
Поэтому для Хакасии наряду с диверсификацией и декарбонизацией региональной экономики необходимо создание кластерной ТОР, предусматривающей налоговые и тарифные льготы в обмен на модернизацию региональной угольной отрасли.
Рецепты выживания: от «скорой помощи» к перезагрузке
Краткосрочные меры (2025-2026).
- государственная поддержка угольных регионов и моногородов;
- восстановление понижающих коэффициентов на железнодорожные перевозки;
- не кратковременная отсрочка от уплаты налогов, а их средне - и долгосрочная реструктуризация с жесткими обязательствами.
Структурные преобразования (2027-2030).
- логистика: строительство частных железнодорожных веток и перераспределение грузов снизит зависимость от монополизма РЖД.
Долгосрочные соглашения с РЖД о гарантированных объемах вывоза угля позволят угольной отрасли планировать свою деятельность и развитие.
Кардинальный пересмотр тарифной политики в отношении железнодорожных перевозок угля.
- рынки: развитие биржевой торговли углем, в том числе и на экспорт, и введение приоритетных транспортных коридоров для биржевого угля. Закрепление в Индии и выход на страны Юго-Восточной Азии и Ближний Восток. Стимулирование внутреннего потребления.
- технологическая модернизация: развитие углехимических и теплоэнергетических кластеров в Сибири. Снижение себестоимости добычи и переработки через внедрение новых технологий как способ повысить конкурентоспособность в условиях высоких издержек.
- управление рисками: создание стабилизационных фондов и выработка механизмов хеджирования ценовых, и валютных рисков для отрасли.
Прогноз: Три пути в бездну... или к спасению
- инерционный сценарий (вероятность 45%): экспорт упадет до 166 миллионов тонн, банкротство 30% компаний, безработица в угольных регионах вырастет в 2,5 раза.
- адаптационный (35%): экспорт стабилизируется на 180–190 миллионов тонн за счет господдержки угольных регионов и моногородов.
- трансформационный (20%): рост экспорта до 200+ миллионов тонн и новые производства в угольных регионах.
При этом, и сегодня и в долгосрочных прогнозах необходимо оценивать роль глобального энергоперехода как фундаментального драйвера кризиса. Высокую вероятность структурного спада спроса на энергетический уголь из-за энергоперехода (ESG, развитие ВИЭ, газа и технологий улавливания углерода CCS). Также нужно учитывать и экологические императивы и риски, связанные с углем.
Что можно сказать в заключение?
Эпоха рыночной романтики закончилась. Хотя по-прежнему рынок (спрос, цены, конкуренция) остается главным драйвером, теперь для выживания отрасли в ее текущем виде необходима массированная государственная поддержка из-за фундаментального ухудшения рыночных условий. Если в 1990-2010-х годах отрасль выходила из спада через рыночную самоорганизацию, то сейчас необходима централизация стратегических решений.
Иначе уголь может потерять статус экспортной отрасли к 2030 году, а спад 2025 года продолжится и станет последним.
Андрей Тенишев, эксперт РАНХ и ГС при Президенте России.
Комментарии 0