Эксперты предрекают закат угольной отрасли

14.06.2025

Фото: АДИ19

Фото: АДИ19

Детальный анализ состояния угольной отрасли сделал эксперт РАНХ и ГС АндрейТенишев.

История как замкнутый круг

Три десятилетия угольная промышленность России жила по железному правилу: каждые 6–8 лет — кризис, за которым следовало восстановление. Каждый спад имел узнаваемый сценарий: ценовой шок → падение добычи → социальный взрыв в моногородах.

Но механизмы выживания менялись:

- 1990-е: распад СССР, массовое закрытие шахт, приватизация. Государство устранилось, оставив города-призраки без поддержки

Выход: рыночная адаптация через приватизацию и реструктуризацию долгов.

Роль государства: минимальная – ограничилась законодательным оформлением ликвидации предприятий. Социальная цена – дестабилизация моногородов.

- 2008–2010: мировой финансовый кризис. Отрасль спасли кредиты и экспансия в Азию — бизнес выжил без государства. Драйвер спада: глобальный финансовый кризис, падение спроса, сокращение добычи на 8,5%. 

Выход: кредитная экспансия банков и переориентация экспорта в Азию с дисконтами до 20%. 

Роль государства: фактически отсутствовала – компании выживали самостоятельно. 

- 2014–2016: обвал цен на энергоуголь (с $110 до $50/т).

Выход: инфраструктурные проекты РЖД и портов при косвенном участии властей. Драйвер спада: коллапс цен на уголь и избыток предложения.

Выход: ускорение поставок в Китай и Юго-Восточную Азию, модернизация портов Дальнего Востока. 

Роль государства: косвенная – развитие инфраструктуры через РЖД.

Исторически отрасль регенерировалась за 2–3 года через новые рынки или рост цен.

Кризис 2024–2025 годов ломает шаблон.

2025: почему это уже не цикл, а коллапс?

Нынешний спад — не временный сбой, а системный разрыв.

Три ключевых фактора исключают прежние модели восстановления

1. Геоэкономические:

- глобальный тренд на декарбонизацию и ESG.

- практически полная потеря европейского рынка.

- введение Китаем пошлин на энергоуголь.

- экспортные контракты торгуются с большим дисконтом.

2. Транспортный паралич:

- резкий, опережающий рост железнодорожных тарифов на перевозку угля в 2022 – 2025 годах привел к тому, что логистика съедает до 70%, а на отдельных направлениях и до 80% себестоимости экспорта (в 2010-х было 40–50%).

- произошёл геополитический разворот грузопотоков с запада на восток и РЖД не справилась с перевозками в силу ограниченной пропускной способности восточного направления.

3. Финансовая агония:

- убытки отрасли в 2024 г. -112,6 миллиардов рублей (против прибыли 289 миллиардов рублей в 2023 г.).

- долги к 2025 г. могут вырасти до 1,5 триллионов рублей вследствие высоких тарифов и необходимости рефинансирования.

Произошел ключевой сдвиг и теперь инструменты экспортной экспансии, спасавшие ранее, менее эффективны чем прежде. Азия сокращает зависимость от импорта (Индия нарастила добычу угля более чем на 7% в 2024 г.), а новые направления (Ближний Восток, Африка) не компенсируют потери.

Впервые отрасль требует столь масштабной господдержки.

Хакасия как эпицентр угольной катастрофы

Республика стала индикатором системных рисков. Жестокая экономическая реальность: при росте отгрузок угля на 7,7% в первом квартале 2025 года, убытки угольных компаний Хакасии выросли в 3,6 раза и достигли 4,9 миллиардов рублей.

Катастрофическое для республиканского бюджета сокращение налоговых платежей. Риск роста безработицы в угольных муниципалитетах до 15%. Пять из восьми предприятий Хакасии в «красной зоне». Минэнерго — на грани банкротства.

Два основных фактора такого состояния: критичная зависимость региональной экономики от добычи угля и периферийное положение республики в логистике РЖД. Это доказывает — кризис структурный, а не конъюнктурный.

Поэтому для Хакасии наряду с диверсификацией и декарбонизацией региональной экономики необходимо создание кластерной ТОР, предусматривающей налоговые и тарифные льготы в обмен на модернизацию региональной угольной отрасли.

Рецепты выживания: от «скорой помощи» к перезагрузке

Краткосрочные меры (2025-2026).

- государственная поддержка угольных регионов и моногородов;

- восстановление понижающих коэффициентов на железнодорожные перевозки;

- не кратковременная отсрочка от уплаты налогов, а их средне - и долгосрочная реструктуризация с жесткими обязательствами.

Структурные преобразования (2027-2030).

- логистика: строительство частных железнодорожных веток и перераспределение грузов снизит зависимость от монополизма РЖД.

Долгосрочные соглашения с РЖД о гарантированных объемах вывоза угля позволят угольной отрасли планировать свою деятельность и развитие.

Кардинальный пересмотр тарифной политики в отношении железнодорожных перевозок угля.  

- рынки: развитие биржевой торговли углем, в том числе и на экспорт, и введение приоритетных транспортных коридоров для биржевого угля. Закрепление в Индии и выход на страны Юго-Восточной Азии и Ближний Восток. Стимулирование внутреннего потребления.

- технологическая модернизация: развитие углехимических и теплоэнергетических кластеров в Сибири. Снижение себестоимости добычи и переработки через внедрение новых технологий как способ повысить конкурентоспособность в условиях высоких издержек.

- управление рисками: создание стабилизационных фондов и выработка механизмов хеджирования ценовых, и валютных рисков для отрасли.

Прогноз: Три пути в бездну... или к спасению

- инерционный сценарий (вероятность 45%): экспорт упадет до 166 миллионов тонн, банкротство 30% компаний, безработица в угольных регионах вырастет в 2,5 раза.

- адаптационный (35%): экспорт стабилизируется на 180–190 миллионов тонн за счет господдержки угольных регионов и моногородов. 

- трансформационный (20%): рост экспорта до 200+ миллионов тонн и новые производства в угольных регионах.

При этом, и сегодня и в долгосрочных прогнозах необходимо оценивать роль глобального энергоперехода как фундаментального драйвера кризиса. Высокую вероятность структурного спада спроса на энергетический уголь из-за энергоперехода (ESG, развитие ВИЭ, газа и технологий улавливания углерода CCS). Также нужно учитывать и экологические императивы и риски, связанные с углем.

Что можно сказать в заключение?

Эпоха рыночной романтики закончилась. Хотя по-прежнему рынок (спрос, цены, конкуренция) остается главным драйвером, теперь для выживания отрасли в ее текущем виде необходима массированная государственная поддержка из-за фундаментального ухудшения рыночных условий. Если в 1990-2010-х годах отрасль выходила из спада через рыночную самоорганизацию, то сейчас необходима централизация стратегических решений.

Иначе уголь может потерять статус экспортной отрасли к 2030 году, а спад 2025 года продолжится и станет последним.

Андрей Тенишев, эксперт РАНХ и ГС при Президенте России.

Комментарии 0

Последние новости

15.06.2025

Две пенсионерки из Абакана угодили в сети мошенников
Сумма ущерба составила более 700 тысяч рублей.

15.06.2025

Голосуй за Хакасию!
Республика стала участником Всероссийского флешмоба «Русский вальс».

15.06.2025

МЧС России призывает туристов регистрировать свои маршруты
Это касается как одиночных, так и групповых походов.

15.06.2025

День медика: «ваша работа самая сложная и самая благородная!»
Медработников с профессиональным праздником поздравила глава Абазы.

15.06.2025

Россиянам назвали размер зарплаты для начисления максимальной пенсии
Депутат Никитин: для максимальной пенсии нужно зарабатывать 230 тыс. рублей.

15.06.2025

Елена Егорова: «в ваших руках - наше доброе самочувствие, наше здоровье и долголетие!»
Глава Усть-Абаканского района поздравила с Днём медицинского работника.