Кажется, противостояние Верховного Совета и Правительства Хакасии принимает в республике уже какие-то гротескные формы. На каждое действие одной власти, вторая отвечает противодействием. И как бы при этом публично ни улыбались друг другу представители противостоящих сторон, каким бы ни было крепким их дружеское рукопожатие, ощущение, что жмут они друг другу руки исключительно с целью нанести увечье одно из них не проходит.
И даже преодоление губернаторского вето на закон о межбюджетных отношениях прошло на недавней сессии республиканского парламента как будто в пику исполнительной власти, как «ответка» за то, что губернатор не сделал свой годовой отчет в Верховном Совете.
О старой/новой политической реальности Хакасии в прямом эфире радио «Искатель» мы поговорили с депутатом ВС РХ, предпринимателей Олегом Гавловским.
– Я не соглашусь с вами, что мы преодолели губернаторское вето в пику, - сразу расставил точки Олег Гавловский. – Это вето мы преодолевали в любом случае.
– Но почему-то вы не делали этого почти полгода.
– Этому есть вполне понятное объяснение. Для того, чтобы преодолеть вето, необходимо собрать достаточное количество голосов, а, к сожалению, люди болеют, люди находятся в командировках, в отпусках.
– В итоге за преодоление вето проголосовали даже некоторые коммунисты.
– Потому что это разумно.
Почему считается, что это делается в пику правительству? В данной ситуации о политике речи быть не может. Никто не отнимал у правительства право наказывать тех, кто нарушает финансовую дисциплину. Речь идет только о том, что эти деньги не могут правительством использоваться по своему усмотрению. Туда, куда им захотелось. Они должны проходить через изменение бюджета.
Наказывайте, пожалуйста, но нельзя эти деньги взять и запихнуть какой-то угодной территории, чтобы ее поощрить. Нельзя эти деньги использовать на другие статьи.
Если эти расходы были приняты законом о бюджете. И если мы какую-то статью бюджета меняем, у кого-то эти деньги забирая абсолютно обоснованно, будьте любезны, пожалуйста, узаконьте это. Никаких других подводных камней здесь нет.
– Но вы же читаете комментарии проправительственных СМИ и пабликов в соцсетях, в которых основной упор делается на то, что у глав территорий теперь развязаны руки, а зарплаты они себе установят просто космические?
– Бюджетный кодекс никто не отменял, работу прокуратуры и других контрольных структур никто не запрещал. Ну, что за чушь! Это же полная ерунда.
– Для чего это делается?
– Это же деньги, а управлять финансовыми потоками хочется всегда. Мы сегодня отлично понимаем, что денег в бюджете не хватает на многие статьи. И если я кого-то наказал, то мне же хочется где-то этими деньгами дырку заткнуть. А, может быть, есть и какие-то другие подводные течения, например, отдать эти деньги тому, кто в рот смотрит, а не пытается возражать.
– Следующее наше «яблоко раздора» – реформа местного самоуправления. Есть же такой вариант, чтобы, как говорится, и волки были сыты, и овцы целы, пойти на комбинированную систему, тем более, закон это допускает. Ну, хочет район оставить у себя двухуровневую систему – пусть оставляет. Не захочет – пожалуйста, одноуровневая.
– Давайте так, я все-таки больше предприниматель, нежели политик. Управленец. Я всегда пытаюсь данные вещи объяснять на каких-то более понятных моделях.
К примеру, у меня есть достаточно крупная компания, допустим, по сбору дикоросов, ее центральный офис находится в Аскизе. У меня есть свой небольшой совет директоров, который я раз в пять лет меняю, у меня есть единая финансовая служба, единая служба персонала, кадровая, единая служба маркетинга. В каждом поселке у меня работает филиал.
И вдруг ко мне приходят какие-то новомодные консультанты и говорит, слушай, твоя модель вообще неправильная. Для того, чтобы это работало хорошо, ты должен в каждом поселке создать отдельную компанию. У нее должен быть свой директор, главный бухгалтер, маркетолог, свой отдел кадров. А помимо этого, у каждой из этих компаний должен быть свой маленький совет директоров. Причем не ты его выбираешь, не ты его назначаешь, а его раз в пять лет избирают сами сотрудники этой компании. Но там должна быть специальная процедура, и ты ее должен оплачивать. И вообще на все это тратить деньги.
Вот это то, чем сегодня отличаются одноуровневая и двухуровневая системы.
Двухуровневая система такое новомодное явление, которое к нам пришло относительно недавно, чуть больше двадцати лет назад. И я понимаю территории, в которых: а – достаточное количество денег, чтобы это содержать; б – достаточное количество не просто людей с компетенциями, а хотя бы просто людей.
Что сегодня происходит в республике Хакасия? Впервые за всю ее историю на одной из сессий Верховного Совета мы упразднили Беренжакский сельский совет в Ширинском районе. И только потому, что он не выполнял свои функции. По представлению прокуратуры мы вынуждены были его упразднить.
Людей-то там избрали в этот сельский совет, только они не факт, что этого очень хотели, хотя зачем заявились, непонятно. И они просто совсем ничего не делали. Или потому, что не умели, или потому, что не хотели.
Совсем недавно мы стали свидетелями истории про то, как молодая девушка, «наевшись» управленческих ресурсов и всего остального, приняла решение сложить с себя обязанности главы поселкового совета. И так далее, и так далее, и так далее.
Откуда нам, в нашей бедной республике, взять столько денег, чтобы, во-первых, это всё содержать, во-вторых, все это выбирать каждый раз?
И, главное, где взять людей?
– Так все плохо с управленческими кадрами?
– С кадрами плохо везде, и не только в управленческой сфере. С кадрами плохо и в бизнесе, с кадрами плохо и во всех остальных отраслях.
– Но куда они деваются? У нас ХГУ не успевает студентов выпускать.
– Насколько мне известно, не более 30% выпускников ХГУ остаются в республике уже по истечении первого года – это раз.
Во-вторых, мы отлично понимаем, какое количество людей сегодня ушло из республики Хакасия для выполнения своего долга. Мы знаем, какое огромное количество людей сегодня работает на вахтах. По самым скромным подсчетам, сегодня только официально в экономике республики Хакасия не хватает почти десяти тысяч человек. А не официально, я думаю, намного больше.
– Республика обезлюдела?
– А вы посмотрите, какая у нас безработица сегодня официальная. И вот те пол процента, которые на учете в службе занятости находятся, это профессиональные безработные. Это те люди, которые просто-напросто не хотят работу найти.
Но вернемся к реформе. На сегодняшний день противники одноуровневой системы рассказывают, что сейчас полностью заберут управление на местах. Да чушь это полная! Как был глава поселка, так он и будет, но только называться будет начальником теруправления.
Великолепный пример на одной из встреч привел Евгений Иванович Молодняков, глава Саяногорска. После того, как к городу присоединили Богословку, Черемушки, Майна, им от этого стало только лучше. И никто там глав не менял. Если человек свою работу делает хорошо, зачем его убирать?
А в плане финансов – это один большой плюс. Когда возникают вопросы, связанные либо с аккумулированием средств для решения той или иной проблемы, либо с победой в том или ином федеральном конкурсе на получение грантов, маленькое поселение никогда само не справится. Зато сделать это намного проще, если объединить все эти разрозненные ресурсы.
Еще одна проблема – сегодня часто происходит ситуация, когда главой поселка избирают человека, который больше нравится населению. Но хороший парень это ведь не специальность, мы видели это на других примерах. Во главе должен быть, в первую очередь, профессионал или человек, который имеет хотя бы минимальный набор компетенций для того, чтобы эту работу делать.
– Тогда встречный вопрос. Почему правительство настаивает на другом варианте? Или они видят другие плюсы?
– Давайте будем говорить откровенно: никто не отменял на выборах муниципальный фильтр. И большинству партий этот муниципальный фильтр на будущих выборах преодолеть будет очень сложно. И чем меньше будет поселковых советов, тем сложнее будет его пройти. Сегодня для того, чтобы выдвинуться в кандидаты на выборах главы Республики, необходимо набрать в разных территориях от пяти до десяти процентов голосов муниципальных депутатов разного уровня. Вдобавок ко всему, должно быть охвачено не менее, чем 75 процентов территорий. Чем больше этих территорий, чем больше депутатов, тем легче этот муниципальный фильтр преодолеть.
– Вы намекаете на то, что действующая исполнительная власть уже ведет подготовку к следующим выборам?
– Я думаю, что это так. Это мое личное мнение. Но, опять же, я делаю выводы, приложив палец к носу.
Второй вариант. Сегодня, если есть глава района, который имеет свою позицию и если он относится к другой политической партии – это неудобный для региональной власти руководитель. Но смириться с его существованием можно, если в возглавляемом им районе есть достаточно большое количество глав поселений, которые дышат, скажем так, в другую сторону – разделяй и властвуй. Вот почему еще двухуровневая система на сегодняшний день выгодна действующей власти.
Однако теперь давайте посмотрим федеральную политику и на федеральную позицию. Ну, неужели, если бы двухуровневая система устраивала федеральный центр, был бы принят закон, позволяющий переходить к одноуровневой системе?
Я допускаю, что в отдельных территориях по тем или иным причинам это вполне возможно и обосновано. Но я еще раз говорю, у этой территории тогда должно быть достаточное количество денег и достаточное количество человеческих ресурсов для того, чтобы эту систему содержать. В нашей республике, в которой остродефицитный бюджет и, извините меня, колоссальные долги на всех уровнях, я считаю, что это абсолютно неоправданное расточительство средств.
Алексей Кириченко
Комментарии 0