Сергей Сокол: «Мы как будто живем в королевстве кривых зеркал»

10.03.2025

На минувшей неделе председатель Верховного Совета Хакасии Сергей Сокол дал большое интервью программе «Большие гости» на радио «Искатель». В числе прочих речь зашла об инвестиционном климате республики. Почему интересные бизнес-проекты обходят Хакасию стороной, а вкладывать в республику деньги желающих практически нет — об этом сегодня подробно для тех, кто по каким-то причинам пропустил это интервью в прямом эфире.

— Нам совершенно не все равно, что происходит в республике, и иногда мы даже, что называется, заступаем за черту своих полномочий. Пытаемся рассмотреть, проанализировать вопросы, относящиеся к компетенции исполнительной власти, и выдать свои рекомендации.

Многие говорят, что мы только и делаем, что критикуем. Но ведь это не так. Мы создали порядка двадцати экспертных советов, целью которых является обсуждение проблем, касающихся жизни республики с последующей выработкой конкретных рекомендаций, которые мы направляем в правительство. И часть из них реализуется. За почти год работы экспертных советов реализовано порядка 64 рекомендаций. Их выработали наши эксперты вместе с представителями общественности и бизнес-сообщества.

Экспертные советы — это такое теневое правительство?

— Я бы не стал так говорить. Теневое правительство, как правило, показывает возможную альтернативу развития. Но мы не просто ее демонстрируем, типа, а вот мы бы пошли другим путем. Мы хотим вместе с правительством республики работать над решением проблем. И весь тот интеллектуальный продукт, который производим, мы передаем правительству, чтобы оно его реализовывало.

А правительству это, извините, надо?

— Хороший вопрос. Не всегда. К сожалению, правительство далеко не всегда нас слышит. Иногда министры в сердцах хлопают дверью, потому что нелицеприятное, порой, слышат свой адрес.

К вопросу об эффективности государственного управления в республике. У нас есть структуры, которые дублируют друг друга по функционалу. Есть подведомственные учреждения или фонды, польза от которых не очевидна. Бывает, разные люди в одном и том же ведомстве занимаются одним и тем же. И это очень серьезный источник для экономии бюджета.

Может, тогда необходимо провести ревизию действующих структур?

— Когда мы, в соответствии с рекомендациями Минфина Российской Федерации, отправили нашу Контрольно-счётную палату проверить эффективность расходования средств на государственное управление, чтобы именно это и выяснить, нам закрыли доступ. Очень нервно правительство отреагировало на заход КСП. При этом, засекретив все данные. Но у нас же не было цели найти какого-то виноватого и привязать его к позорному столбу. Нет! Мы должны были вместе с правительством выявить, где и на чем у нас можно сэкономить. К сожалению, пока мы не научились зарабатывать в республике. Но если республика у нас не зарабатывает, пока не зарабатывает, давайте хотя бы начнем нормально экономить.

Почему вы, как человек, скажем, со связями не используете их на благо того региона, в котором теперь работаете? Не привлекаете сюда крупный бизнес, инвесторов? Вы, когда шли на выборы, обещали работать, в том числе, и в этом направлении.

— У главы республики и председателя Верховного Совета совершенно разный функционал. Каждый должен заниматься своим делом. Председатель Верховного Совета — это законотворчество, работа с избирателями, контроль за исполнением законодательства в рамках отведенных законом полномочий.

Глава республики, руководитель — он один. Ему дают деньги в Правительстве Российской Федерации, под его гарантии на территорию приходит инвестор. Потому что администрировать все эти процессы может только правительство республики. Депутаты Верховного Совета, Государственной Думы, сенаторы при всем своем желании в этот процесс вмешаться не могут. Да, они могут договориться с инвестором о том, чтобы он зашел в регион. И здесь очень важен подход к инвестору. Вот когда у нас, в Хакасии, правительство перестанет пугать инвесторов, тогда, возможно, мы и увидим здесь что-то новое. 

Вы никогда не вложите деньги туда, где не будете уверены, что они к вам вернутся сторицей. А здесь... 

Вы много видели инвесторов, кто за последнее время сюда вложил деньги? Вот набившая оскомину ситуация с Вайлдберриз. В 2023 году компания хотела разместить здесь логистический центр, вложить сюда миллиарды рублей, создать тысячи рабочих мест, но всему этому правительство предпочло гравийный карьер.

Ну, кто здесь бизнес может делать? Только такие фанаты, как в Приисковом, которые просто из любви к спорту вкладывают туда деньги и сами для себя создают условия, чтобы впоследствии туда приезжать и жить в комфортных условиях. 

К сожалению, все, что здесь делается, как правило, вопреки, а не благодаря. Инвестор вот вроде и готов, нравится ему, интересно вложиться. А приезжает, пообщается и понимает, что бизнес здесь делать невозможно. И это плохо. 

Это плохо, потому что сейчас, возможно, геополитическая ситуация в мире поменяется. В течение нескольких лет мы жили в обстоятельствах, когда капиталы, произведенные в России, направлялись внутрь страны на ее развитие. Мы этот момент упустили и упускаем сейчас. Наша репутация, как инвестиционной площадки, не является привлекательной. И сейчас, когда, возможно, сложится ситуация, что можно будет вкладывать и вне периметров страны, конкуренция за ресурс станет гораздо выше. И это тот самый упущенный момент, который другие субъекты, особенно с точки зрения развития туризма, не упустили, а использовали в своем развитии.

Если вы говорите про гарантии, то почему не использовать возможности законодательной власти? Примите такие законы, которые будут гарантировать права этим частным инвесторам, большому бизнесу, чтобы исполнительная власть уже не могла их как-то перечеркнуть своими постановлениями.

— Просто помимо законодательства есть еще много других факторов…

Личностные?

— В том числе. Бизнес очень часто строится на отношениях. Но в данном случае главное даже не это. В самом начале работы нашего Верховного Совета мы приняли закон, направленный на то, чтобы инвестиционная привлекательность Хакасии, скажем так, соответствовала современным параметрам. Тем не менее, это не помогло. Посмотрите на наш аэропорт, например. Вся страна уже отстроила новые, мы до сих пор живем с тем, который был построен в советское время. И, самое главное, нет никаких движений в сторону модернизации. Было бы хотя бы движение, мы бы всемерно помогали. Но невозможно, скажем так, работать с ватой.

Значит, Хакасия так и будет жить с протянутой рукой, перебиваясь с копейки на копейку.

— Да, это наши ближайшие перспективы. К сожалению, пока мы будем работать с таким настроением, как сейчас, я имею ввиду исполнительную власть, никто другой, ни депутаты Верховного Совета, ни сенаторы, ни депутаты Госдумы — никто не в силах и не в состоянии все это подправить. Когда мы пытаемся это сделать, нас обвиняют в критиканстве. Как правило, это средства массовой информации, обслуживающие интересы правительства.

Мы как будто живем в королевстве кривых зеркал. Как будто эти люди здесь не живут, им не важно какое качество воздуха, которым мы дышим, дороги, по которым мы ездим. А под лежачий камень вода не течет. Все можно сделать, нет нерешаемых вопросов. От качества государственного управления, зависит наше качество жизни здесь. На 200% зависит от того, кто нами управляет. Поэтому к нему нужно предъявлять особенные требования, не обижаться на критику, или не защищать того, кого критикуют от критики, потому что мы его любим, а тех недолюбливаем. Нужно не эмоционально, а рационально относиться к власти. В конце-то концов, это вопрос уровня заработных плат, это вопрос качества жизни, это вопрос, останется здесь молодежь дальше жить или нет. 

Когда-то, когда я работал в Красноярске заместителем губернатора, а это было 22 года назад, мы ездили отдыхать в Абакан и в Хакасию. Потому что там, в Красноярске, ситуация была не такой благополучной, как здесь. Но я вижу здесь перспективу. Я оптимист, я вижу будущее здесь, в Хакасии. Я приложил руку к тому, чтобы ситуация в Красноярском крае изменилась. Сейчас Красноярск очень сильно отличается от того, что было 20 лет назад. И очень сильно, к сожалению, отличается от того, что сейчас у нас здесь, в Хакасии. Но мы можем очень быстро догнать, потому что Хакасия более компактный регион, и вообще здесь, скажем так, возможностей все это быстрее реализовать больше. Потенциал огромный, нереализованный. У федерального правительства очень много инструментов развития, которые можно было бы применить здесь. И тогда нам не приходилось бы побираться, экономить крохи просто для того, чтобы хоть как-то выжить. 

Мы должны думать о развитии. Понимаете, вот о чём надо думать.

Алексей Кириченко

Комментарии 0

Последние новости

10.03.2025

Застройщики Хакасии ввели в эксплуатацию в январе всего один дом
Росстат: «Сильнее всего в СФО ввод многоквартирного жилья сократился в Республике Хакасия — сразу в 90 раз».

10.03.2025

Жительница Хакасии за деньги помогала мигрантам оставаться в России
Женщина заключала с приезжими фиктивные трудовые договоры.

10.03.2025

В Абакане пожарные провели учения на химически опасном объекте
По легенде, спасателям пришлось ликвидировать сразу два очага пожара.

10.03.2025

Абаканец испугался уголовного дела и выплатил детям 600 тысяч алиментов
Мужчина игнорировал обязанности в отношении двоих детей.

10.03.2025

За 10 лет спортивный Центр в Аскизе стал центром притяжения детворы
Место для занятий боксом и борьбой создали по инициативе депутата Верховного Совета.

10.03.2025

В Хакасии задержали фуру, перевозившую подозрительные яйца
Больше 29 тысяч куриных яиц не имели ветеринарных сопроводительных документов.