В Хакасии делят деньги и власть

17.02.2025

Отказ от подписания закона, сводит к нулю разработку планов развития для муниципалитетов

Главная тема начала года – преодолеет ли Верховный Совет вето главы Хакасии на закон, изменяющий межбюджетные отношения в республике. Не будем давать прогнозов, февральская сессия покажет. А пока, шума много.

Много громких политических заявлений. Своим мнением о сложившейся ситуации в Хакасии делится учредитель и основатель АНО Институт устойчивого развития поселений, кандидат философских наук Сергей Абышев.

Попробуем лучше разобраться, что же на самом деле происходит. Из- за чего, собственно, сыр бор.

Ответ простой – деньги и власть.

Денег стало меньше. Падение в региональной экономике. В 2024 году при потребности угольщиков вывезти минимум в 11 миллионов тонн, квота была в 6,5 миллионов тонн. Закономерно, что доходы угольных предприятий упали и их налоговые отчисления сократились. РУСАЛ впервые в своей истории объявил о сокращении производства. При этом, мировые цены на металл снижаются. И налогов от алюминиевой промышленности стало закономерно меньше. Кроме того, просевшее в республике сельское и лесное хозяйство.

Пока есть только декларации чиновников о диверсификации экспортоориентированной экономики. Но если мы говорим об устойчивом развитии территории, то это понятие включает более широкий спектр вопросов, чем диверсификация. Речь идет, в том числе о понимании результатов, которые должны быть достигнуты регионом.

Без долгосрочного планирования и строгого его исполнения, достижение целей вряд ли возможно. Отказ от подписания закона, сводит к нулю разработку планов развития для муниципалитетов, поскольку нет понимания – какие объемы финансовых средств есть на их реализацию. Кроме того, есть возникают вопросы к справедливости процедуры принятия решения о лишении дотаций и дальнейшего перераспределения этих средств. Перекосы здесь недопустимы — они могут привести к дестабилизации отношений между муниципалитетами.

На этом фоне оптимистичный прогноз социально-экономического развития Хакасии на 2025 год и составленный на его основе проект закона о бюджете республике был жестко раскритикован спикером республиканского парламента Сергеем Соколом. И он заявил, что над законом о бюджете надо будет работать и в декабре 2024 года и весь 2025 год. А также то, что надо экономить и начинать, прежде всего, с республиканских министерств и ведомств. Расходы на госуправление он предложил сократить на 10%.

Это было в ноябре 2024 года.С тех пор произошло два события, которые полностью подтвердили то, что Сокол был прав.

Первое. Республиканскому правительству так и не удалось получить на 2025 год квоту на вывоз угля. По самым оптимистичным прогнозам республике удастся вывезти 4 миллиона тонн угля. Но, тут еще вопрос: а, какой ценой. Что это значит? Угольная отрасль Хакасии в одном шаге от банкротства и налоговые платежи от нее сократятся катастрофически.

Второе. Евросоюз объявил о намерении ввести санкции против РУСАЛа. А это может вылиться в потерю почти 20% доходов и 12% рынка сбыта компании. И это опять потери республиканского бюджета.

Невосполнимые потери.

Так, и экономить надо и бюджет корректировать. Ужимать аппетиты.

Понимают это и в республиканском правительстве.

Но, как это нужно делать? Вот тут подходы разные.

Что предлагает Сокол. Начать с того, что подсократить расходы на раздутый чиновничий аппарат правительства и его подведомственных учреждений. А потом уже браться за города и районы. Да, там тоже есть где сэкономить.

Перестать «закатывать» бюджетные деньги в асфальт. Экономить на госзакупках. И начать развивать собственную экономику. Начать зарабатывать.

По такой логике и был построен план проверок Контрольно - счетной палаты Хакасии. Сначала проверить расходы на государственное управление и найти там резервы для экономии бюджетных средств. А потом уже проверки муниципалитетов.

Но, правительство решило по-иному. Проверку КСП блокировать. А основное бремя экономии бюджета возложить на муниципалитеты. Это становится очевидно, если открыть правительственный План по росту доходов и оптимизации расходов Республики Хакасия, сокращению государственного долга Республики Хакасия на 2025-2027 годы. Он был утвержден 8 ноября 2024 года постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия №306-п. Еще раньше, 23 октября 2024 года постановлением Правительства Хакасии № 620 для муниципалитетов были кратно увеличены уровни софинансирования расходных обязательств. Увеличить то расходы муниципалов увеличили, а денег не дали. И это поставило под угрозу срыва и строительство школ, детских садов, и ремонт дорог.

Ну и дальше, во исполнение того самого плана Минфин Хакасии разослал в города и районы соглашения об оздоровлении финансов. И них не только обязательство не повышать зарплаты муниципальным чиновникам, как это преподносит правительственная пропаганда и депутаты-коммунисты. Там еще много чего есть. Всего 17 пунктов. Среди них, например, требование отсутствия просроченной кредиторской задолженности. И не только у самого районного бюджета, но и у бюджетов поселений. Да да! Той самой, что у самого правительства оценивается почти в 10 миллиардов рублей. И соблюдение предельного дефицита районного или городского бюджета.Формально правильное требование, конечно. Но, по существу — издевательство.

Сначала поставить муниципальный бюджет в такое положение, что дефицит его превысит нормативный. Так, Аскизский район оценивает реальный дефицит своего бюджета больше, чем 230%, Ширинский – больше 700%. А потом, наказывать за бюджетные нарушения.

Вот теперь об интересном. О бюджетном неравенстве. Странная история происходит в республике с муниципальными бюджетами. А, может, и не странная вовсе, а закономерная.

Еще в 2023 году депутаты Верховного Совета Хакасии озадачились этой проблемой. Почему доходная часть бюджета Алтайского района на 2024 год больше бюджета Саяногорска? Хотя население города, который традиционного является донором для всей республики, превышает население Алтайского района более чем в два раза? Или почему бюджет того же района почти равен бюджету Черногорска, а население которого больше в три с лишним раза. А доходы Ширинского района, сопоставимого с Алтаем по численности, почти на 30% меньше. Так, может все по справедливости? И руководство Алтайского района показывает чудеса эффективности в своей работе. Да, нет. Например, собственные налоговые и неналоговые доходы Черногорска и Саяногорска они существенно выше, чем в Алтайском районе.

Так как так? Города зарабатывают намного больше, а доходы их бюджетов меньше? Все просто. Дело в тех самых «управленческих» талантах главы Алтайского района. Талант один, правда, но важный. Просить деньги у правительства республики. Поэтому безвозмездные поступления из республиканского бюджета в Алтайский район намного больше, чем в Саяногорск, Черногорск или тот же Ширинский район.

В бюджете 2024 года по инициативе депутатов Верховного Совета эту ситуацию удалось смягчить. Более 800 миллионов рублей в бюджете республики было выделено на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов. Получилось смягчить, но не устранить.

При принятии бюджета на 2025 год странности продолжились.

Диспропорции муниципальных бюджетов увеличились. Так, бюджет Ширинского района почти на полмиллиарда меньше Алтайского бюджета. А вот население там почти одинаковое. Бюджет Аскизского района немногим больше Алтайского, но там почти на 60% выше численность населения. В Таштыпском районе население почти на 40 % больше, чем в Боградском, но бюджет меньше почти на 250 миллионов рублей. А у Сорска, сопоставимого по численности населения с Боградским районом, бюджет меньше в 2,1 раза!!!

Бюджет Усть-Абаканского района примерно равен бюджету Алтайского района, а вот население там почти в два раза больше.

И опять, это неравенство обусловлено не столько тем, как муниципалитеты зарабатывают, а сколько тем, как распределяются дотации, субсидии и субвенции из республиканского бюджета.А в результате на среднестатистическую душу населения в Бограде бюджетных денег приходится вдвое больше, чем Аскизе, а в Алтайском районе вдвое больше, чем в Усть-Абаканском.

Надо понимать, бюджетная обеспеченность – это не просто чиновничья формулировка. Бюджетная обеспеченность – это то, от чего зависит развитие и качество жизни в отдельно взятой территории, и, как следствие, семейный бюджет каждого из жителей республики.

В этот раз попытка Верховного Совета республики ликвидировать такое бюджетное неравенство удалась не очень. Сергей Сокол с группой депутатов внес поправку в проект закона о бюджете. Они предлагали выделить 900 миллионов рублей на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов. Но, правительство секвестировало эту поправку. Путем длительных переговоров в закон о бюджете удалось внести около 200 миллионов рублей на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, но они не сильно помогло муниципалитетам.

И вот в такой ситуации правительство республики решило наводить порядок с муниципальными финансами.

Правильно. Надо его наводить. Давно пора.

Но, прежде, хорошо бы правительству все муниципальные образования поставить в равные финансовые условия.

Иначе, кто первым будет наказан? Список выше. Это —  Аскиз, Усть-Абакан, Таштып, Шира и Сорск прежде всего. Они в зоне максимального риска. Это бедные муниципалитеты. Нет у них денег ни дефицит бюджета на уровне держать, ни по долгам рассчитываться. Правительство республики этих денег не дало, и попытку Верховного Совета исправить эту несправедливость заблокировало.

Минимальные риски у Алтая и Бограда. У них есть деньги, чтобы выполнять все необходимые бюджетные нормативы. В серой зоне – Абакан, Черногорск, Саяногорск, Бея, Абаза и Копьево. Риски быть наказанными у них выше среднего.

И первые звоночки уже прозвенели. В Абазе и Черногорске. Жалобы на задержку выплаты зарплат учителям. Дальше будет больше.

Чем будут наказывать? Лишением дотаций. То есть, бедных будут делать еще беднее. И второй вопрос. Отберут деньги у бедных районов и куда их?

Заберут себе любимым или отдадут тем самым богатым ребятам, которые ничего не нарушали? И богатые тогда станут еще богаче?

Теперь о том, как это будут делать. Как изымать республиканские деньги из муниципальных бюджетов.

Правительство республики считает, что это его полномочия и своим постановлением оно может лишить город или район дотаций.

Верховный Совет предлагает делать это же, но по-другому. Раз деньги муниципалитету выделены законом о бюджете, то и лишать их надо через поправки в закон о бюджете Хакасии. Именно этой логики и придерживались депутаты республиканского парламента, проголосовавшие в декабре прошлого года за поправки в закон о бюджетном процессе.Наказание за бюджетные нарушения будет, но процедура усложняется.

Не росчерком пера главы правительства, а поправками в закон о бюджете. В чем разница? Правительство, решив лишить муниципалитет дотаций и отдать эти деньги другому, выходит в парламент с проектом поправок в бюджет Хакасии. Готовит обоснование, почему и за что лишают дотаций муниципальный бюджет. Депутаты обсуждают эти поправки на комитетах и фракциях. Потом выносят на голосование и надо набрать большинство голосов, чтобы законопроект прошел. У депутатов будет тогда возможность выступить в защиту родного муниципалитета, внести поправки в закон о бюджете. И у городских и районных советов депутатов будет право законодательной инициативы. И главы городов и районов на сессии выступить могут, объяснить, что не так у них с бюджетом.

Мотивация правительства, выступившего против принятия такого закона понятна. Зачем им вся эта гласность, неприятные вопросы, прямая трансляция из зала заседаний. В общем, исходя из этого, они видимо и заявили о посягательстве на их полномочия.

Но, чем тогда руководствовались депутаты, голосовавшие против. И те, что сейчас бомбят принятый закон со всех экранов. Что скажет депутат Старостин жителям Усть-Абаканского района, когда из и так нищего районного бюджета заберут последнее. А разве депутат Попияков не захочет выступить в поддержку родного Ширинского района, когда оттуда будут забирать дотации. Возможно, захочет, но не сможет, если вето не будет преодолено. Ведь и товарищ Штыгашев уже не чиновник, а рядовой депутат.

Что он скажет Таштыпскому району? Я голосовал против и отдал судьбу вашего бюджета на откуп исполнительной власти?

А депутат Миягашев? Не захочет выступить в защиту Аскизского района, который одним из первых попадет под санкции? А вот тут вряд ли. Тут интрига. Депутат Миягашев предложил пойти дальше и не только лишать муниципалов дотаций, но и увольнять провинившихся глав муниципалитетов в связи с утратой доверия.

И вот тут внимание. Похоже, что товарищ Миягашев вскрыл истинные намерения коммунистов. Под предлогом наведения порядка в муниципальных финансах, поменять власть в неугодных муниципалитетах. И тогда всё встаёт на свои места. Всё логично. Миягашев сменит надоевшего правительству неуступчивого Челтыгмашева.

Попияков тогда логично идет на Ширинский район, а Старостин в Усть-Абаканский. И для других муниципалитетов кандидатуры у КП РФ тоже припасены.

Да и Штыгашев мечтает вернуться в старое кресло.

Но тогда называть вещи своими именами. КП РФ затеяла провести февральскую революцию в отдельно взятой Хакасии.

Власть то может и поменяется, а вот порядка точно больше не будет.

И денег в бюджете, в том числе семейных, тоже.

Комментарии 1

Николай

17.02.2025

Браво, Сергей Абышев! Вы вскрыли подоплеку трений вокруг дотаций муниципальным образованиям Хакасии, сообщили много чего интересного.

Последние новости

27.08.2025

Судимая многодетная мать 53 раза обворовала магазины в Красноярске
Последние 2 раза женщина «ходила на дело» на костылях.

27.08.2025

В Хакасии судебный пристав задержал разыскиваемого грабителя
Злоумышленник не явился на суд и не находился по адресу проживания.

27.08.2025

Что случилось ночью, 27 августа 2025 года
Дайджест журнала "Профиль"

27.08.2025

В Госдуме предложили ввести ежегодную выплату учителям к 1 сентября
Вице-спикер ГД Чернышов предложил ввести ежегодную выплату учителям к 1 сентября