Андрей Диринг: «Если у кого-то забираете, то делите на всех»

20.01.2025

В Хакасии — очередное недопонимание властей. Аккурат перед новогодними каникулами законодательная наша ветка принимает поправки в один из законов. И так же аккурат, но только сразу после новогодних каникул, исполнительная ветвь накладывает на него свое вето. Речь о Законе о межбюджетных отношениях, а конкретнее о внесении изменений в его 12-ю статью.

Что это за статья? Почему правительство выступает категорически против этих поправок? И каким образом в на стороне законодательной власти оказались представители власти исполнительной в лице некоторых муниципалитетов? Об этом в эфире радио «Искатель» мы поговорили с главой Ширинского района Андреем Дирингом, одним из инициаторов процесса изменения вышеназванного закона.

Андрей Андреевич, прямо или косвенно, но Ширинский район выступает сейчас прямо-таки возмутителем спокойствия в нашей благостной Хакасии. Вы явились одним из инициаторов поправок в Закон о межбюджетных отношениях, которые были приняты на последней в прошлом году сессии Верховного Совета. На этот обновленный закон глава республики Валентин Коновалов наложил вето. Чего вы хотели добиться с помощью этих поправок? И что не понравилось правительству?

— Действующим законом о бюджетном процессе и межбюджетных отношениях предусмотрен ряд моментов, которые мы считаем несколько несправедливыми. Смотрите, суммы, которые предусмотрены республиканским бюджетом для органов муниципальной власти, для муниципальных образований, городов, районов и поселений в виде финансовой помощи, дотаций, в том числе на выравнивание, согласно бюджетному кодексу являются постоянной и неизменной величиной. Они предусмотрены Законом о республиканском бюджете, утверждаемом на сессии Верховного Совета. Стало быть и все изменения этих цифр, сокращения должны так же проходить через утверждение депутатами Верховного Совета. Чтобы все было честно и справедливо. Потому как именно на основании тех дотаций, которые утверждены законом о республиканском бюджете, принимаются бюджеты районов, городов, поселений. И если впоследствии происходит какое-то их сокращение, перераспределение, то, соответственно, все должно быть открыто и прозрачно.

Давайте уточним. Допустим, в бюджет республики при его принятии заложен один миллион рублей, я условно говорю, который выделен вашему району в качестве какой-то дотации. И этот один миллион рублей в любой момент правительство может волевым решением изъять у вас?

— На сегодняшний день получается, что так, согласно тому соглашению, которые мы заключили с Министерством финансов РХ. За любое нарушение мы подвергаемся штрафным финансовым санкциям. Вот, например, если Совет депутатов не принял бюджет…

А ваш район, единственный, который до сих пор не принял бюджет на 2025 год.

— Да. И мы уже попадаем под стопроцентное лишение дотации на выравнивание. Для Ширинского района это 95 миллионов.

То есть вы их уже лишились в этом году?

— Глядя в соглашение, получается так.

Второй момент. Если мы примем бюджет, но с уровнем дефицита, превышающим тот норматив, который установлен в бюджетном кодексе, мы также попадаем под статью наказания. И это не какие-то 5-10 процентов, а тоже 100 процентов лишения дотации на выравнивание. 

Спросите, зачем мы подписывали такое соглашение, если им предусмотрены столь драконовские меры? Но подписать его мы тоже не можем. Здесь Минфин подстраховался Постановлением правительства республики. В случае неподписания соглашения мы так же попадаем на стопроцентное лишение дотации на выравнивание.

И таких моментов там еще целый ряд. Если, например, у нас есть кредиторская задолженность по заработной плате, либо по отчислениям от заработной платы, а это есть, поверьте, не только у нас, а у всей республики, потому что счета заблокированы налоговой инспекцией, то мы тоже наказываемся финансово на определенный процент. Если мы превысили норматив по фонду оплаты труда, то с нас тоже удержат дотацию в размере превышения. И таких вот драконовских мер там еще много.

Андрей Андреевич, но в чем смысл этих штрафных санкций? Получается, что республика наказывает свое же население, не перечисляя в местный бюджет те деньги, которые необходимы на обеспечение жизнедеятельности муниципального образования? На что идут эти деньги?

— В полномочия органов местного самоуправления входит содержание наших учреждений, оплата коммунальных услуг, платежи поставщикам, подрядчикам за выполняемую ими работу.

Но, повторюсь, зачем республике наказывать саму себя?

— Не знаю. Может быть, чтобы привлечь нас к ответственности, сэкономить эти финансовые средства и потом перераспределить их.

Однако деньги же все равно нужно будет отдавать, к примеру, тем же поставщикам еды в школьные и дошкольные учреждения. И выплаты какие-то первоочередные проводить. Может быть, дело не в межбюджетных и экономических отношениях, а в личных? Может быть, вы не сошлись на какой-то политической волне?

— Отношения у нас, как у главы района и главы республики — рабочие.

Насколько известно из СМИ, в вину вам вменяют еще и превышение фонда оплаты труда. Условно говоря, район поднял зарплаты своим чиновникам, а теперь жалуется, что денег нет. Насколько эта информация верна?

— Да, это уже очевидно распиаренная тема, которая используется, как основной аргумент. Заявляют, что мы себе повысили безмерно заработную плату. Я бы обратился к тем, кто этот вопрос освещает. Уважаемые, поднимите действующее законодательство и почитайте Закон о муниципальной службе, изменения в который были внесены в конце 2021 года. Там есть такое понятие, как соотносительность должностей. Что это значит? Это значит, что определенный уровень оплаты определенной должности муниципального служащего должен соответствовать уровню оплаты определенной должности государственного служащего. И сами увеличить зарплату мы не можем.

Есть, условно говоря, шкала, прописанная в 210-м Постановлении правительства республики, где установлены оклады выборным должностным лицам, к коим относятся глава района, председатель совета депутатов, председатель контрольно-счетной палаты и, соответственно, далее идет градация по должностям муниципальной службы. Здесь же предусмотрены все выплаты, надбавки, компенсационного стимулирующего характера. И через это постановление никто не перепрыгнет. Если бы хоть один глава попытался превысить свои полномочия, что-то там доначислить, увеличить, досчитать, то уже бы давно надзорные органы, контролирующие пришли и поправили. 

Но сегодня к уровню заработной платы-то вопросов нет. Единственный вопрос – превышение норматива на фонд оплаты труда, который просчитан Минфином. Он изобрел формулу, утвержденную 210-м Постановлением. Ее еще называют чудо-формулой, потому что благодаря ей, происходят настоящие «чудеса». На примере Ширинского района объясню почему. 

Итак, по данной формуле берется численность муниципальных служащих на 1 октября 2017 года. В Ширинском районе она, условно говоря, составляла тогда 20 человек. Она была фактически просчитана для того, чтобы этих служащих было достаточно для возложенных на муниципалитет полномочий. Мы с этим согласны и не спорим, хотя с семнадцатого года много воды уже утекло. 

По идее, понимая, что уровень возложенных на муниципалитете полномочий растет, множатся выполняемые ими функции, соответственно должна расти и численность. Ведь кто-то же все это исполняет. Но по выходу из этой формулы вместо условных 20 человек, мы получаем 15. А люди-то есть. Люди функции исполняют! Выполняют возложенные на них задачи. Им платится заработная плата. А с чего она платится? С фонда заработной платы. Но в утвержденном по формуле нормативе этих пяти человек нет. Вот он первый разрыв почему наш фонд оплата труда не соответствует нормативу, который считает Минфин.

Второе несоответствие. За этот промежуток времени случилась индексация заработной платы. Увеличение проходило согласно документам федеральных органов власти и рекомендациям республики. Но этого тоже там нет. Несколько раз повышался МРОТ. 

Скажете, при чем тут МРОТ? У служащих зарплата соответствующая, все же говорят, что она у них высокая. Да нет. Я так не скажу и не считаю, потому что есть ряд категорий муниципальных служащих, у которых заработная плата ниже МРОТ, и которым необходимо доплачивать до МРОТ. А этих расходов там тоже нет.

Вернусь к тем государственным полномочиям, которые переданы с уровня республики на муниципалитет без учета ставок на их исполнение. Но их же тоже кто-то должен выполнять! Таких полномочий 12, по девяти из них ставки для Ширинского района не предусмотрены. 

В итоге, насколько вас наказали за эти, так называемые, нарушения?

— По-прошлому году нас наказывают на 26 миллионов рублей. Мы с этим, конечно же, не согласились, но с апреля с нас начали удерживать эту сумму. В мае мы обратились в суд, где доказали, что Минфин неправ и незаконно применяет к нам эту меру ответственности. И не просто доказали. В конце прошлого года через судебные инстанции, мы взыскали с Минфина около 21 миллиона рублей: с апреля по октябрь включительно. Сегодня мы уже закинули иск на ноябрь и декабрь. Эта общая сумма составляет 26 миллионов с небольшим.

Но на сегодняшний день решение суда в силу не вступило, так как Минфин в последний возможный срок обжаловал его в апелляционной инстанции. И сейчас мы будем еще несколько месяцев с ним судиться. 

Но нам уже сказали, мол, ребята, решение в законную силу не вступило, поэтому этих денег не ждите. Исключительно только после того, как вступит. А вступит оно, когда пройдут все суды, а мы постараемся по максимуму этот срок затянуть. Видимо, для того, чтобы нам было больнее. Ведь 26 миллионов для района, это серьезная сумма. 

Я так понимаю, что идея о поправках в Закон о межбюджетных отношениях именно поэтому и появилась?

— В том числе. Мы хотели, чтобы те штрафные санкции, которые предусмотрены сейчас, принимались публично, в соответствии с действующим законодательством и бюджетным кодексом. Ведь распределение дотаций утверждается Законом о бюджете, будьте добры их перераспределение утверждать этим же законом. И не делать этого без внесения изменений.

Кстати, с нами согласилась и ассоциация глав муниципальных образований РХ. Ведь подобная ситуация не в одном только Ширинском районе.

Наша инициатива прошла обсуждение в бюджетном комитете, ее рассмотрели правовые службы. В итоге появилась поправка, которая была вынесена на сессию Верховного Совета. Она предусматривала, что если к муниципалитету применяется мера ответственности, то для ее принятия необходимо внести изменения в бюджет. Без внесения изменений бюджет она не допускается. И после распределяться она должна по методике, утвержденной как раз этим законопроектом, чтобы не получилось так: эти плохие, у них мы заберем и накажем, а эти — наши, хорошие им мы и дадим. Чтобы было все честно и прозрачно. Если у кого-то забираете, то делите на всех. 

Но, собственно, почему вдруг все так взбудоражились, что глава правительства Валентин Коновалов наложил вето на этот законопроект? На сегодняшний день конституционное большинство в Верховном Совете принадлежит фракции «Единая Россия», она с легкостью может преодолеть это губернаторское вето.

— Ну, вот ближайшая сессия и покажет, как это возможно. Есть же определенный механизм преодоления вето. Посмотрим, как это будет. 

Андрей Андреевич, а вот это все, оно вам надо? Вы, надо полагать, хороший специалист и в состоянии найти себе другую работу. Может, просто плюнуть на все и уйти с этой должности? Зачем вам эта головная боль, эти нервы, потраченное здоровье, в конце концов?

— Как я могу так поступить, если меня поддержали люди? Я стоял и всегда стою за интересы людей. Как я могу их предать? Другого здесь не дано. Работаем.

Алексей Кириченко

Комментарии 0

Последние новости

20.01.2025

Байден опубликовал прощальное селфи из Белого дома
«Еще одно селфи на память. Мы любим тебя, Америка», — подписал фотографию Байден

20.01.2025

Путин поздравил Трампа со вступлением в должность
Российский лидер обсудил с постоянными членами Совбеза РФ тему инаугурации президента США

20.01.2025

Заповедник «Хакасский» ищет голос для горы Чалпан
Объявлен конкурс дикторов для экскурсии.

20.01.2025

Ворон, издающий странные звуки, живет недалеко от Абакана
Сотрудники Минусинской лесопожарной станции за горой Лысуха услышали странные звуки.

20.01.2025

«Что? Где? Когда?» или кадровая политика Коновалова
Ох и неожиданное оно, правительство Хакасии.