Самый главный феномен Нового года, который любят все россияне, и Хакасия не исключение, заключается в очень хитром волшебстве. Каждый следующий год в ритме хоровода под ёлкой очень быстро лишает граждан заработанных денег, раскручивая виток праздничной инфляции.
В то время, как шкала термометра неуклонно ползёт вниз, шкала цен на продукты ещё более беспощадно устремляется вверх. Изменения на практически всех ценниках продавцы фиксируют ежедневно – хоть на десять рублей, да выше будет стоить всё. Праздник ведь.
В ноябре, например, инфляция официально составила 8,9 процентов. Но перед торжествами она подстёгивается предновогодними расходами россиян, и уже сегодня этот показатель гораздо выше. Праздничный спрос – это штука посильнее «Фауста» Гёте. Специалисты отмечают, что даже политические и экономические события могут влиять на инфляцию меньше, чем предновогодний ажиотаж.
Конечно, аналитики твердят о том, что «новогодний стол» в этом году подорожал «всего лишь» на десять процентов. Ну, на то они и аналитики. В пересчёте на салаты «оливье» и селёдку под шубой (какая гадость эта ваша заливная рыба!), можно и в меньшую сумму уложиться. Если бы не привычка встречать праздник богатым застольем и тем самым гастрономическим удовольствием от блюд, которые в повседневной жизни не приготовишь. Когда ещё, как буржуй какой-нибудь, попробуешь рябчики и ананасы, икру красную, икру чёрную…
Так вот. В этом году можно ограничиться икрой «заморской баклажанной» -- она бюджет не подорвёт и инфляцию не раскрутит. На неё цена и не поднимается. А вот праздничный символ -- красная икра, дорога неподъёмно, 11-15 тысяч за килограмм. При средней зарплате в республике в 35 тысяч рублей, это уже предмет не еды, но роскоши. На вопрос, почему так дорого, продавцы плечами пожимают. Почему-почему, да потому что люди перед Новым годом покупают и за такую цену. И не факт, что она ещё на пару-тройку тысяч рублей не вырастет в самые ажиотажные дни.
Эгей, аналитики! Вы правда считаете, что семья из четырёх человек потратит на новогодний стол шесть тире десять рублей, и все волки будут сыты, а овцы довольны?
Ещё один символ торжества – рождественский гусь. От двух с половиной до трёх тысяч рублей. Индейка ещё дороже, в районе пяти. Хорошая домашняя курица потянет полторы. Это сегодня. А цены растут.
Язык говяжий, например, в мгновение ока переместился в другую ценовую категорию – вчера продавали за 800 рублей, сегодня уже за тысячу. И все спешат купить, потому что завтра такой же язык будет стоить гораздо дороже.
Масло, мёд, сыры, копчёные колбасы, рыба и мясо, даже зелёный горошек с кукурузой изменились в цене. Это принимается нормой – мы же знаем, Новый год, значит, так надо…
Но второе хитрое волшебство этого праздника заключается в том, что после его встречи шоковые цены уже не изменятся. Останутся такими же высокими.
Остаётся сделать вывод, что это народная забава такая – весь год ворчать, но смиряться с высокими ценами. А потом, перед Новым годом, спокойно принять их следующий скачок до небес. Потому что праздник!
Елена Абумова
Комментарии 0