О строительстве мусороперерабатывающего завода власти Хакасии говорят давно. Очень давно.
Ещё в 2021 году правительство Хакасии объявило о подписании инвестиционного соглашения и распоряжения главы Хакасии «О праве ООО «ЭКО групп» на заключение договора аренды земельного участка для строительства современного мусороперерабатывающего завода. Это давало право инвестору получить земельный участок в аренду без проведения торгов.
Общий объём инвестиций планировался в размере 265 миллионов рублей. Строительство завода собирались начать в 2021 году и закончить к 2022 году.
Но, в 2022 году завода не появилось.
Зато появились новые планы.
На сессии республиканского парламента товарищ Курлаевобъявил о том, что совместно с Российским экологическим оператором подписан план по реализации инвестиционного проекта по созданию объекта по обращению с ТКО на территории республики.
Определён земельный участок для строительства мусороперерабатывающего комплекса проектной мощностью не менее 150 тыс. тонн, проведены кадастровые работы, произведена передача земли из муниципальной собственности в собственность республиканскую. Стоимость нового завода при этом увеличилась до 1,5 миллиардов рублей.
В Правительство Российской Федерации и Минприроды России внесено предложение о переносе сроков окончания строительства завода с 2024 на 2025 год.
В 2023 году республиканское Минприроды объявило о том, проектно-сметную документацию на строительство мусороперерабатывающего завода в Хакасии планируют разработать в 2024 году.
Строительство объекта планировалось в рамках концессионного соглашения с инвестором. В начале 2024 года Российский экологический оператор объявил о том, что вместе с правительством Хакасии утвердил дорожную карту, в соответствии с которой планировалось построить мусороперерабатывающий комплекс.
Мощность обработки твёрдых коммунальных отходов на нём составит 155 тысяч тонн в год, утилизации — 62 тысячи тонн. Проект по созданию нового комплекса должен был быть реализован в рамках концессионного соглашения. Сметной документации должен был заняться РЭО.
Стоимость проекта оценивалась в 3,6 миллиардов рублей. По Хакасии сумма вложений РЭО должна была составить более 3,4 миллиардов рублей.
Обратите внимание: проектно-сметную документацию разрабатывает Российский экологический оператор, львиная доля вложений в проект тоже за РЭО.
После этого, в июне 2024 года на Петербургском Международном экономическом форуме глава Хакасии Валентин Коновалов и генеральный директор «Российский экологический оператор» Денис Буцаев подписали соглашение о сотрудничестве.
«Ввод в эксплуатацию современного мусороперерабатывающего комплекса мощностью 155 тысяч тонн позволит улучшить в республике экологическую обстановку, создать рабочие места, увеличить налоговые поступления в бюджет. После разработки проектно-сметной документации и получения заключений государственных экспертиз мы планируем привлечь федеральные средства на строительство завода в рамках подписанного с ППК РЭО соглашения», – заявил тогда товарищ Коновалов.
Подписали и дальше, как обычно, что – то пошло не так.
Настолько не так, что на проблему с твёрдыми коммунальными отходами в Хакасии обратил внимание Президент России. На встрече с Коноваловым Владимир Владимирович мягко и вежливо обратил внимание главы республики «И у вас тоже эта проблема существует. Надо с операторами поплотнее работать, помогать им, конечно, но и выстраивать работу так, чтобы они исполняли свои обязательства».
Товарищ Коновалов бодро отрапортовал: «Мы сегодня, Владимир Владимирович, взаимодействуем с ППК «РЭО». Вообще, стоит задача, чтобы у нас комплекс по переработке мусора появился до конца 2026 года. Работаем в этом направлении, мы сейчас активно стараемся внедрять и раздельный сбор, потому что понимаем, что, когда мусороперерабатывающие предприятия заработают, если раздельного сбора не будет, то это всё будет впустую».
И буквально через 5 дней после этого заявления главы республики Минприроды Хакасии сообщило, что оказывается в планах правительства Республики Хакасия задействовать вновь созданное республиканское АО «Экопарк» для строительства мусороперерабатывающего комплекса. Окончательная стоимость строительства неизвестна и будет определена после разработки проектно-сметной документации. И планировалось некое концессионное соглашение, финансовые обязательства Республики Хакасия по которому составят в размере 22,4 (!) миллиарда рублей. Но, заключение концессионного соглашения уже невозможно, поскольку Хакасия получает дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета. Это же подтвердил немногим позже заместитель главы республики Курлаев на сессии Верховного Совета Хакасии.
Концессия невозможна, и поэтому строить завод правительство республики теперь уже собирается в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта. Инициатором проекта является тот самый «Экопарк».
Срок перенесли, теперь это уже конец 2027 года. Строить предстоит за свой счёт, то есть из средств республиканского бюджета.
Расходы на строительство будут, якобы, учтены в 2025 году при формировании республиканского бюджета на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов.
Неизвестное пока ещё количество миллиардов рублей из того самого провального бюджета, которого и на жизнь то не хватает. И до 2027 года с ним ничего лучше не станет. По крайней мере, в законе республики о бюджете так написано.
Но, оказалось, что у правительства Хакасии тут всё распланировано. Источник финансирования они нашли, это — средства, высвобождаемые в результате списания задолженности двух третей задолженности региона перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам. По расчётам хакасских чиновников, общий объём высвобождаемых средств республики за период с 2025 по 2029 годы составит 12,4 миллиарда рублей, то есть ежегодно в течение 5 лет почти по 2, 5 миллиарда рублей.
Вот только Правительство России, как всегда, не в курсе планов республиканских чиновников.
И своим постановлением от 12 октября 2021 г. N 1740 утвердило Правила списания задолженности субъекта Российской Федерации.
И там установило, что задолженность субъекта Российской Федерации подлежит списанию только в объёме поступления в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов.
Так вот, таких налоговых доходов, как следует из распоряжения федерального правительства от 28 октября 2024 года №3028-р, у Хакасии оказалось чуть более 18 миллионов (не миллиардов) рублей.
Их и списали.
Как-то так, выходит. Таким темпами сотни лет списывать будем.
А если ни сотни лет, то тогда за счёт чего строить? Да, и если вдруг случится чудо и спишут, то не выгоднее ли построить завод за счёт федеральных средств, как это и планировалось изначально? Деньги из республиканского бюджета есть куда потратить. Тем же муниципалитетам помочь. Сельскому хозяйству долги вернуть. С теми же поставщиками по госконтрактам рассчитаться.
Да и других вопросов много.
Что со сроками? Они с 2022 года последовательно и неизбежно сдвигаются, сейчас уже на 2027 год.
Что с ценой проекта? — она колеблется от 265 миллионов до 22 миллиардов рублей.
Почему проектно-сметную документацию, которую обещал разработать Российский экологический оператор, будет разрабатывать республика за свой счёт? А это целых 70 миллионов рублей.
Почему сам завод будем строить за свой счёт, а не за счёт Российского экологического оператора?
Нет ответа.
Но, на главный вопрос: не соврал ли товарищ Коновалов Президенту России? — ответ есть. Не соврал. Он же не обещал мусороперерабатывающий завод построить к 2026 году. Он сказал, что стоит такая задача. Так, вот всё честно. Завод стоять не будет, а задача — да, будет стоять. И в 2026, и в 2027 и ещё очень долго.
Андрей Тенишев, эксперт РАНХ и ГС при Президенте РФ.
Товарищ
04.12.2024
Глядь! Эти псевдокоммунисты даже мусорный завод построить не могут. Но зато вранья уже столько, что дальше некуда!