Создатель и руководитель Саяногорского «спиЦназа» Елена Кончакова начала собирать гуманитарную помощь бойцам на СВО в феврале 2022 года, буквально через несколько дней после того, как была объявлена операция.
-- Растерянности не испытывала абсолютно. Воспитана советскими военными книгами и фильмами о Великой Отечественной войне – там всегда говорится о помощи тыла фронту, значит это и наш долг. Сразу подумала, чем же могу помочь? Пошла в свою кладовочку, достала пряжу и начала вязать носки. Понятно же, что хоть в бою, хоть на отдыхе, но ноги должны быть в тепле. Навязала много пар – почти мешок. Куда их? Начала искать адреса, где собирают гуманитарные грузы. Обратилась к Вадиму Дорошенко, председателю Саяногорского отделения ХРО ВООВ «БОЕВОЕ БРАТСТВО», ещё в городское объединение «Женский круг». Так всё начиналось, -- рассказывает она.
После того, как запасы личной пряжи подошли к концу, Елена обратилась за помощью к Александру Векшину, в республиканский фонд содействия реализации региональных проектов и инициатив «Опора». Она и после не один раз обращалась в «Опору», и всегда получала там и финансовую, и правовую помощь.
-- Сразу выделили нужную сумму. На эти деньги много пряжи купили. Столько, что стало понятно – одна не справлюсь. Пошла на городское телевидение, сняли сюжет. В нём просила помощи у тех, кто умеет вязать. Тогда же и родилось название «Саяногорский спИцназ». Очень много женщин откликнулось на мою просьбу. Разобрали пряжу по домам, начали вязать носки, пояса. Потом приносили их мне. Но только носками не обходилось. Несли продукты, письма – всё, чем могли поделиться с нашими защитниками. Недолгое время понадобилось, чтобы нашим спИцназом была сформирована первая партия гуманитарного груза – целая «Газель», -- рассказывает она.
Дальше по нарастающей. В городе были созданы пункты приёма гуманитарной помощи, они работали постоянно, волонтёры едва успевали паковать груз в коробки.
-- Огромный подъем был гражданского самосознания. Помогали все. Особенно когда ребята с СВО стали присылать конкретные обращения к родственникам, друзьям. Мы объединились с Черёмушками, Майна – собирали грузы, паковали коробки, и продолжали вязать носки, маскировочные сети. Это нужно бойцам постоянно – и раз мы можем это сделать, то мы делаем это. Был организован и сбор денег. Я уверена, что самый большой вклад в помощь бойцам сделали обычные, рядовые граждане, а не собственники «заводов, газет, пароходов», -- говорит Елена Кончакова
И сейчас гуманитарная помощь для СВО во многом складывается из пожертвований простых людей, а жители Хакасии безвозмездно изготавливают и собирают по заявкам то, что требуется.
-- Спальные мешки, карематы, сапоги, рации, дождевики, солярка, продукты, многое другое. Благодаря заявкам мы уже знаем фактически, без чего нельзя обойтись. Перечни меняются еженедельно – всё зависит от перемещения бойцов, погодных условий, активности противника – многих факторов. И когда ты видишь своими глазами то, как необходима бойцам не только наша материальная помощь, но и моральная поддержка, ты понимаешь, что всё сделал правильно, -- говорит руководитель Саяногорского спИцназа.
Десять дней, с 6 по 16 ноября Елена провела в Донецке – передавала гуманитарный груз для госпиталя и разведчиков. Артиллеристам, среди которых много бойцов из Саяногорска и Бейского района, вместе с партией гуманитарного груза был передан автомобиль – отремонтированная «буханка».
--Там сразу делается понятно, что мы ничего не знаем о том, что и как там происходит. Разбитые дороги, сожжёные машины, осколки, следы пуль – объективная реальность. В первый вечер пребывания своего в Донецке я испытала первый настоящий ужас. Над местом, где я стояла, вдруг повис дрон. Просто дрон. Просто повис. Но стоишь, замерев, не зная, что делать. Не знаешь, чья эта машина – своих или тех, других. И что сделает человек, наблюдающий сейчас за мной с помощью этого дрона, если я начну двигаться? Там всегда находишься в напряжении. Наши бойцы предупредили – пока ты здесь, постоянно держи в поле зрения небо и обязательно носи с собой резиновый жгут. Если случится что-то, то нужно успеть оказать себе помощь самостоятельно, всё зависит от секунд, минут. Здесь пересматриваешь взгляды на жизнь, и, стоя перед разбомбленными домами, или на «Аллее Ангелов» понимаешь, что ты мало сделал для СВО, для тех, кто воюет за нас с вами, для тех, кто постоянно живёт под прицелом, -- объясняет Елена.
Она видела, как влияют на солдат, которые находятся на поле боя, обычный привет из дома, переданный адресно мамин пирог, письма детей – взрослые, обожжёные войной мужики не скрывают слёз.
-- Там всё так по-настоящему, по-честному, и возвращаясь, думаешь, что, может, лучше остаться на СВО– помогать в госпитале, готовить еду, да мало ли? Кажется, что я многое могла бы сделать там. И в то же время я теперь точно знаю, что значит для наших бойцов понятие «тыл». Не только место, где верят и ждут, хотя это очень важно. В первую очередь это тот оплот, на который можно опереться, откуда никогда не ударят в спину. Это по сути второй фронт, фронт помощи и поддержки. Нам всем сейчас важно понимать это.
Елена Абумова.
Комментарии 0