Закон о бюджете Хакасии на 2025 год принят. Основные параметры ожидаемые: доходы — 48,2 миллиарда рублей, расходы — 54,5 миллиарда рублей. Дефицит республиканского бюджета максимально возможный - 6,3 миллиарда рублей.
Общий объём доходов запланирован на уровне 48,2 миллиардов рублей, из них 6,2 миллиардов рублей планируется безвозмездно получить из федерального бюджета.
Доходы по налогу на прибыль в 2025 запланированы правительством республики в размере 16,4 миллиардов рублей, оценка ФНС – 9, 2 миллиардов рублей.
Ещё примерно на 1 миллиард рублей расходятся прогнозы республиканского правительства и налоговой службы по налогу на доходы физических лиц.
Государственный долг Хакасии на 2025 год запланирован в сумме 33,7 млрд. рублей, из них займы у федерации - более 21 млрд. рублей, остальное - кредиты банков.
Прогнозируется, что просроченная кредиторская задолженность к началу 2025 года достигнет около 9,5 миллиардов рублей.
А что по стране в целом?
Дефицит бюджетов регионов в 2024 году составит около 100 миллиардов рублей. Дефицит бюджета республики по итогам 2024 года составит около 4% от этого показателя, а Хакасия не самый большой регион в стране.
Рост собственной доходной базы субъектов федерации в 2024 году составляет 15%.
В 2025 году ожидается прирост собственных доходов регионов на 10% к уровню текущего года, рост расходов порядка 7,5%.
В Хакасии же доходы республиканского бюджета в 2025 году снизятся на почти на 13%. Но, это прогнозная цифра. Всё, на самом деле, может быть хуже.
Ситуация в угольной промышленности провальная, РУСАЛ заявил о сокращении производства.
А что у соседа, Тувы? Общий объём доходов бюджета республики в 2025 году ожидается на уровне 49,5 миллиардов рублей, это на 1,3 миллиарда рублей большее, чем в Хакасии. Расходы запланированы в сумме 50,7 миллиардов рублей. Это при том, что население Хакасии около 530 тысяч человек, а Тувы – почти 338 тысяч человек.
Дефицит бюджета Тувы составит 1,29 миллиардов рублей, это - в 1,6 раза меньше 15-процентного предела. Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Тувы растут. И увеличивается размер финансовой помощи из федерального бюджета – умеет глава республики Владислав Ховалыг работать с федеральными органами власти – это факт.
Поэтому, хакасскому правительству расслабляться рано. Вспомнилось, в связи с этим. У моих друзей, уже давно сын окончил 3 класс. Пришёл домой радостный, показывает дневник с записью «переведён в 4 класс». Родители ему – покажи оценки. Он в ответ – какие оценки, видите же написано «переведён в 4 класс» и забросил дневник на шкаф. Так вот, для исполнительной власти республики с принятием закона о бюджете учебный год не закончился.
Он только начнётся в 2025 м. Предстоит работа над ошибками и начать её надо уже в первом квартале следующего года.
Бюджет приняли и он, конечно, более реалистичный, чем в 2024 году. Но, изъянов в законе о бюджете много. У депутатов выбора не было, принять проблемный закон - меньшее зло, чем его отклонить. Иначе, пришлось бы республике жить без бюджета и без федеральной помощи.
Надо решить, что делать с неподтверждёнными доходами бюджета, а это более 8 миллиардов рублей. Очень даже вероятно, что придётся корректировать прогноз социально-экономического развития Хакасии на 2025 и на плановый период 2026 и 2027 года. Хотя, в нынешней ситуации, слово развитие вызывает диссонанс. План оздоровления финансов надо дорабатывать, так себе план. И Минфин России его раскритиковал. Не выйдешь по нему из финансового кризиса.
Просроченную кредиторскую задолженность нужно погасить и это, прежде всего, долги перед малым и средним бизнесом Хакасии – поставщиками по государственным контрактам.
Источники в бюджете для этого надо найти. Средства от экономии на государственных и муниципальных закупках, например, или средства от приватизации, если правительство республики все таки сможет предложить приемлемый план приватизации имущества.
Проблему с государственным долгом нужно решать, особенно с той его частью, что состоит из коммерческих кредитов.
Министр финансов России считает неправильными решения регионов брать кредиты у коммерческих банков в нынешних условиях и готов предоставлять казначейские кредиты. Но, тут проблема – не может правительство Хакасии найти общий язык с федеральным минфином. Камень преткновения – раздутые расходы на госуправление в республике.
Ещё один вывод, который можно сделать из прошедшей бюджетной сессии Верховного Совета республики - в Хакасии появились зачатки реальной политики.
Не того, суррогата, о котором трубят последние годы местные СМИ. Кто как чихнул и кто на кого не так посмотрел.
Это – не политика.
Реальные дела во благо народа и республики – вот политика.
На сессии были одобрены поправки депутатов на общую сумму более пятисот миллионов рублей. Даже в этом проблемном бюджете, с трудом, но деньги на полезное дело удалось найти. Это те мероприятия, что предлагал поддержать Съезд хакасского народа.
Почти вдвое увеличено финансирование госпрограммы «Сохранение и развитие хакасского языка». 50 миллионов рублей выделено на разработку проектно-сметной документации для Хакасского национального драматического театра.
На 300 миллионов рублей предусмотрена дополнительная поддержка сельхозпроизводителей. Из них на техническую модернизацию сельского хозяйства 100 миллионов рублей. На развитие овцеводства - 100 миллионов рублей. На государственную поддержку растениеводства – 100 миллионов рублей.
Около 160 миллионов будет направлено дополнительно для поддержания муниципалитетов.
Депутаты планировали больше – 1,9 миллиарда рублей. Миллиард рублей на исполнение решений Съезда хакасского народа, 900 миллионов рублей – на поддержку муниципалитетов.
Правительство республики не планировало ничего - ноль рублей. В результате длительных согласительных процедур удалось всё-таки выйти на те самые полмиллиарда. Больше правительство не потянуло, а ведь именно ему исполнять закон о республиканском бюджете.
Злая зая
29.11.2024
По делу то по делу? Да людям то что делать? Как жить с этим правительством?
Ветер
28.11.2024
Господин Тенишев, спасибо вам. Все четко и по делу