«Учиться, учиться и ещё раз учиться». Красные власти Хакасии забыли заветы Ильича?

28.11.2024

Закон о бюджете Хакасии на 2025 год принят. Основные параметры ожидаемые: доходы — 48,2 миллиарда рублей, расходы — 54,5 миллиарда рублей. Дефицит республиканского бюджета максимально возможный - 6,3 миллиарда рублей.

Общий объём доходов запланирован на уровне 48,2 миллиардов рублей, из них 6,2 миллиардов рублей планируется безвозмездно получить из федерального бюджета.

Доходы по налогу на прибыль в 2025 запланированы правительством республики в размере 16,4 миллиардов рублей, оценка ФНС – 9, 2 миллиардов рублей.

Ещё примерно на 1 миллиард рублей расходятся прогнозы республиканского правительства и налоговой службы по налогу на доходы физических лиц.

Государственный долг Хакасии на 2025 год запланирован в сумме 33,7 млрд. рублей, из них займы у федерации - более 21 млрд. рублей, остальное - кредиты банков.

Прогнозируется, что просроченная кредиторская задолженность к началу 2025 года достигнет около 9,5 миллиардов рублей.

А что по стране в целом?

Дефицит бюджетов регионов в 2024 году составит около 100 миллиардов рублей. Дефицит бюджета республики по итогам 2024 года составит около 4% от этого показателя, а Хакасия не самый большой регион в стране.

Рост собственной доходной базы субъектов федерации в 2024 году составляет 15%.

В 2025 году ожидается прирост собственных доходов регионов на 10% к уровню текущего года, рост расходов порядка 7,5%.

В Хакасии же доходы республиканского бюджета в 2025 году снизятся на почти на 13%. Но, это прогнозная цифра. Всё, на самом деле, может быть хуже.

Ситуация в угольной промышленности провальная, РУСАЛ заявил о сокращении производства.

А что у соседа, Тувы? Общий объём доходов бюджета республики в 2025 году ожидается на уровне 49,5 миллиардов рублей, это на 1,3 миллиарда рублей большее, чем в Хакасии. Расходы запланированы в сумме 50,7 миллиардов рублей.  Это при том, что население Хакасии около 530 тысяч человек, а Тувы – почти 338 тысяч человек.

Дефицит бюджета Тувы составит 1,29 миллиардов рублей, это - в 1,6 раза меньше 15-процентного предела. Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Тувы растут. И увеличивается размер финансовой помощи из федерального бюджета – умеет глава республики Владислав Ховалыг работать с федеральными органами власти – это факт.

Поэтому, хакасскому правительству расслабляться рано. Вспомнилось, в связи с этим. У моих друзей, уже давно сын окончил 3 класс. Пришёл домой радостный, показывает дневник с записью «переведён в 4 класс». Родители ему – покажи оценки. Он в ответ – какие оценки, видите же написано «переведён в 4 класс» и забросил дневник на шкаф. Так вот, для исполнительной власти республики с принятием закона о бюджете учебный год не закончился.

Он только начнётся в 2025 м. Предстоит работа над ошибками и начать её надо уже в первом квартале следующего года.

Бюджет приняли и он, конечно, более реалистичный, чем в 2024 году. Но, изъянов в законе о бюджете много. У депутатов выбора не было, принять проблемный закон - меньшее зло, чем его отклонить. Иначе, пришлось бы республике жить без бюджета и без федеральной помощи.

Надо решить, что делать с неподтверждёнными доходами бюджета, а это более 8 миллиардов рублей. Очень даже вероятно, что придётся корректировать прогноз социально-экономического развития Хакасии на 2025 и на плановый период 2026 и 2027 года. Хотя, в нынешней ситуации, слово развитие вызывает диссонанс. План оздоровления финансов надо дорабатывать, так себе план. И Минфин России его раскритиковал. Не выйдешь по нему из финансового кризиса.

Просроченную кредиторскую задолженность нужно погасить и это, прежде всего, долги перед малым и средним бизнесом Хакасии – поставщиками по государственным контрактам.

Источники в бюджете для этого надо найти. Средства от экономии на государственных и муниципальных закупках, например, или средства от приватизации, если правительство  республики все таки сможет предложить приемлемый план приватизации имущества.

Проблему с государственным долгом нужно решать, особенно с той его частью, что состоит из коммерческих кредитов.

Министр финансов России считает неправильными решения регионов брать кредиты у коммерческих банков в нынешних условиях и готов предоставлять казначейские кредиты. Но, тут проблема – не может правительство Хакасии найти общий язык с федеральным минфином. Камень преткновения – раздутые расходы на госуправление в республике.

Ещё один вывод, который можно сделать из прошедшей бюджетной сессии Верховного Совета республики - в Хакасии появились зачатки реальной политики.

Не того, суррогата, о котором трубят последние годы местные СМИ. Кто как чихнул и кто на кого не так посмотрел.

Это – не политика.

Реальные дела во благо народа и республики – вот политика.

На сессии были одобрены поправки депутатов на общую сумму более пятисот миллионов рублей. Даже в этом проблемном бюджете, с трудом, но деньги на полезное дело удалось найти. Это те мероприятия, что предлагал поддержать Съезд хакасского народа.

Почти вдвое увеличено финансирование госпрограммы «Сохранение и развитие хакасского языка». 50 миллионов рублей выделено на разработку проектно-сметной документации для Хакасского национального драматического театра.

На 300 миллионов рублей предусмотрена дополнительная поддержка сельхозпроизводителей. Из них на техническую модернизацию сельского хозяйства 100 миллионов рублей. На развитие овцеводства - 100 миллионов рублей. На государственную поддержку растениеводства – 100 миллионов рублей.

Около 160 миллионов будет направлено дополнительно для поддержания муниципалитетов.

Депутаты планировали больше – 1,9 миллиарда рублей. Миллиард рублей на исполнение решений Съезда хакасского народа, 900 миллионов рублей – на поддержку муниципалитетов.

Правительство республики не планировало ничего - ноль рублей. В результате длительных согласительных процедур удалось всё-таки выйти на те самые полмиллиарда. Больше правительство не потянуло, а ведь именно ему исполнять закон о республиканском бюджете.

Но, не думаю, что здесь поставлена точка. Скорее, запятая. Проблемы городов и районов Хакасии, межбюджетных отношений в республике и дисбаланса бюджетной обеспеченности муниципалитетов настолько велики, что в течение 2025 года к решению этой проблемы надо будет вернуться не раз. И чем раньше, тем лучше.

В пять раз, до 10 миллионов рублей, депутаты снизили сумму казначейского сопровождения государственных контрактов.

Председатель Верховного Совета республики на парламентских слушаниях предложил на 10% сократить расходы на содержание госаппарата, глава республики на сессии пообещал сократиться на 5%. Немного, но это уже лучше, чем ничего.

Осталось только дождаться, что это обещание будет выполнено. И устроят ли Минфин России эти символические 5%.

А вот, вопрос с сокращением многочисленных подведомственных с непонятными функциями и фантастическим доходами их руководителей так и повис в воздухе. Реакции исполнительной власти пока никакой.

А вот эти деньги, от сокращения госслужащих и ненужных подведов, хорошо было бы направить на целевую поддержку наиболее нуждающихся муниципалитетам.

Почти вдвое сокращено финансирование губернаторского телеканала РТС. Причина – многочисленные финансовые нарушения и завышенные показатели в государственных заданиях. И это пока самая мягкая реакция. Последнее слово, думаю, будет за прокурором.

Верховный Совет Хакасии принял закон, продлевающий до 2027 года преференциальный режим упрощенной системы налогообложения малого и среднего бизнеса. Это – то, о чём просил бизнес республики.

Парламент сохранил и расширили льготы многодетным семьям, в том числе продлил действие регионального материнского капитала. Напомню, что к федеральным выплатам маткапитала республика добавляет ещё более 100 000 рублей, а для семей из малых сёл – более 200 000. Также сохранена компенсация на коммунальные услуги. Многодетные семьи смогут бесплатно посещать государственные музеи, выставки и парки.

Депутаты не приняли представленный правительством план приватизации государственного имущества Хакасии на 2025 год. Да и трудно назвать планом продажу одного земельного участка в Черногорске. На публичных слушаниях по бюджету речь шла о полноценной, внятной программой приватизации, которая избавит бюджет от излишних трат и станет источником доходов.  Правительство этого не услышало и вот результат.

В общем, тяжело, медленно, но депутатам всё-таки удаётся передвигать правительство на сторону добра. И нелёгкая эта работа ещё продолжится, как минимум, весь следующий год. Что будет дальше – посмотрим.


Андрей Тенишев, эксперт РАНХ и ГС при Президенте РФ, сопредседатель Народного фронта в Хакасии.

Комментарии 2

Злая зая

29.11.2024

По делу то по делу? Да людям то что делать? Как жить с этим правительством?

Ветер

28.11.2024

Господин Тенишев, спасибо вам. Все четко и по делу

Последние новости

14.12.2024

Доступ к Viber в РФ ограничили за нарушения законов
Такое решение приняли из-за несоблюдения требований для предотвращения угроз.

14.12.2024

ЦБ рассказал, как компании пытаются удержать сотрудников на фоне дефицита кадров
Для этого предприятия реализуют программы доплат, совмещения, сокращения транспортных расходов для сотрудников.

14.12.2024

Средний размер потребкредита в России упал до минимума с 2017 года
«Скоринг бюро»: россияне в ноябре в среднем брали кредиты на 132,4 тысячи рублей.

14.12.2024

Экспорт молочной продукции из РФ в КНР с начала года вырос более чем на 60%
Поставки сыров и творога увеличились на 25%, молока и сливок — на 40%, сухого молока — на 32%.

14.12.2024

В Абакане красивая тувинская пара зарегистрировала брак в Год семьи
Это событие запомнится всем, особенно семье Багай-оол.

13.12.2024

Туристический шок по хакасски
Происходящее в турсфере Хакасии часто вызывает желание говорить междометиями.