Момент истины: Кто за народ Хакасии, а кто не совсем?

26.11.2024

Продолжим говорить о проекте бюджета 2025. Тем более скоро этот проект может стать законом, по которому республика будет жить ближайшие три года.

И снова о том самом плане финансового оздоровления, предложенном правительством Хакасии. Что там о предстоящей оптимизации государственных расходов? По версии правительства, мероприятия по оптимизации расходов бюджета Республики Хакасия должны помочь сэкономить почти 2,4 миллиарда рублей. Только вот, за счёт чего или за счёт кого эта экономия? Больше половины сокращения расходов планируется переложить на плечи муниципалитетов. Но, они в основной своей массе, и так не живут богато. Выживают.

Остальное – мораторий на строительство новых объектов, приостановление индексации социальных льгот и выплат, сокращение расходов на обеспечение жильём работников бюджетной сферы, сокращение финансирования спорта. Реорганизация учреждений здравоохранения – и на этом решили сэкономить.

Будут ли сокращаться сами республиканские чиновники? Нет. План предусматривает то, что не будет расти количество госслужащих и работников подведомственных учреждений. Да и то, в исключительных случаях их число может быть увеличено. Оплата труда госслужащих? Нет.

Более того, несмотря на катастрофическую ситуацию с бюджетом республики правительственные чиновники решили поднять себе зарплату, предложив максимально возможные повышающие коэффициенты к своим должностным окладам. И это только про самих государственных служащих.

В какие суммы обходится содержание подведомственных учреждений, организаций и государственных предприятий достоверно не знает никто. Сколько их на самом деле и все ли они учтены как того требует закон.

«Об управлении государственной собственностью Республики Хакасия»? Все ли они нужны для республики? Как оплачивается труд их руководителей? Могу точно сказать, что есть госпредприятия, руководитель которых получает столько же сколько глава республики, а есть и такие, где в полтора раза больше. И сведений о заработной плате руководителей и их заместителей на сайтах этих государственных структур, как того требует закон, вы за редким исключением не найдёте. Но, их совсем немного, тех кому нечего скрывать.

Вот на эти вопросы и должна была ответить Контрольно–счётная палата республики, но правительство не готово отвечать на эти вопросы. Решили пойти в суд. Министерства и ведомства выполняют поручение главы республики и отказываются давать документы аудиторам. Уже первые административные протоколы составлены и направлены в суд.

Но всё равно республиканские министры стоят насмерть, лучше получить административный штраф, чем раскрыть страшную тайну о том, как на самом деле расходуются бюджетные средства.

Не зря видимо боятся. Даже выборочные проверки Контрольно–счётной палаты, куда её всё-таки допустили, зафиксировали массовые финансовые нарушения. Это – РТС, Минлес, Леса Хакасии. И там, конечно, речь должна идти не только об оргвыводах. Широкое поле для работы прокуроров и следователей.

Вот этим и обусловлены предложения С.М. Сокола на бюджетных слушаниях. Там, принципиально иной, нежели у правительства, подход к экономии бюджетных средств и сокращению расходов.

Не перекладывать все бюджетные проблемы и всю ответственность на муниципалитеты. Не переложить ответственность, а разделить её. Вот задача правительства. Самим показать пример муниципалам и минимум на 10% сократить расходы на госуправление, а также содержание подведомственных учреждений. Провести укрупнение подведомственных учреждений, но не больниц и школ. А тех, что занимаются бухгалтерским учётом, обслуживанием зданий органов государственной власти и различных бюджетных учреждений. Создать одно с профильными отделами. Сэкономить на начальниках и директорах.

Ликвидировать ненужные подведомственные учреждения, дублирующие функции органов власти и не ждать для этого завершения проверки КСП.

Самим провести ревизию планируемых государственных и муниципальных закупок и оставить только все самое необходимое.

Может, на самом деле, новые стройки не стоит начинать.

А может пора уже перестать покупать служебные автомобили по завышенным ценам у одного известного хакасского поставщика.

Правительство правильно предлагает закупки государственные и муниципальные максимально централизовать, расширить практику совместных закупок. Но, этого мало. Необходимо провести тотальную проверку того, как формируются начальные (максимальные) цены государственных и муниципальных контрактов. Проведенная КСП проверка уже выявила нарушения на сотни миллионов рублей. И там, как правило, речь идёт о завышении цен, а это перерасход бюджетных средств, предпосылки к их хищениям. Но, это – далеко не всё.

Правительству просто необходимо выполнить свое давнее обещание и навести наконец-то порядок с проектно-сметной документацией. Из-за этого бюджет ежегодно теряет сотни миллионов рублей.

Ещё одна важная проблема – рост государственного долга. В проекте бюджета на 2025 год верхняя граница государственного долга запланирована на уровне 33,7 миллиардов рублей, из них займы у федерации 21 миллиард рублей, остальное коммерческие кредиты. Ещё раз повторюсь. Новые кредиты берутся под так называемую «плавающую» процентную ставку. Это непредсказуемо дорого. Поэтому вряд ли удастся удержать размер расходов на обслуживание государственного долга на уровне запланированных 1,8 миллиардов рублей.

Ключевой путь – замещение коммерческих кредитов бюджетными. И потом длительная и кропотливая работа по погашению долгов перед федеральным бюджетом. И тут одной раскладушкой для товарища Тугужекова не отделаешься. 

В Минфин России надо ехать и показывать результаты исполнения того, что он давно требует. Сокращения раздутых расходов на госуправление. Потому что сегодня в Москве все просьбы хакасского правительства «помогите нам на бедность» вызывают, мягко говоря, удивление. У вас же всё хорошо. Штаты расширяете, новые министерства создаёте. И зарплату себе любимым опять увеличиваете. Что ж вам ещё надо? Сократитесь и получите шанс на успешные переговоры с Минфином России.

В такой ситуации очевидно, что контроль за расходованием бюджета необходимо ужесточать.

В законе о бюджете республики необходимо пороги для введения казначейского сопровождения государственных контрактов снизить в пять раз, с 50 до 10 миллионов рублей.

Про усиление парламентского контроля мы уже говорили. Роль Контрольно-счётной палаты должна возрастать, пора уже перестать ловить блох в бюджетах сельских поселений.

В план работы КСП необходимо включить мероприятия по контролю эффективности использования государственной собственности, обслуживания государственного долга, работы министерств и ведомств республики в реальном секторе экономики, в частности, Фонда развития Хакасии, а также по контролю реализации национальных проектов.

Огромная проблема рост пророченной кредиторской задолженности. Если год начали с просроченной кредиторки в консолидированном бюджете республики в сумме немногим более миллиарда рублей, то до конца года вполне можно выйти на показатель 9,5 миллиардов рублей.

В 2025 году, в случае проведения государственных закупок под те самые «дутые» доходы, просроченная кредиторская вырастет ещё сильнее. Прогнозы от 15 до 18,5 миллиардов рублей.  Правительство должно определить источники погашения просроченной кредиторской задолженности. Пока этого нет. Нужны соглашения с кредиторами и графики погашения задолженности.

Всё, что правительственные чиновники смогли придумать и это закреплено в том самом плане финансового оздоровления - погасить просроченную кредиторскую задолженность за 2023 год. На это щедро предусмотрено целых 412 миллионов рублей. Это меньше половины долгов 2023 года и чуть больше 4% от долгов 2024 года.

Не густо.

Да, благодаря «талантливым» руководителям правительства задолжала республика в последние годы. Своим гражданам, муниципалитетам, бизнесу, сельхозпроизводителями. 

Поэтому вполне логично, для того чтобы исправить ошибки горе-управленцев, по инициативе С.М. Сокола депутаты Верховного Совета Хакасии П.И. Воронин, А.А. Дьяченко, А.И. Алеев, В.И. Шулбаев и А.В. Кочергина внесли поправки в проект закона о бюджете.

В чём их суть. Увеличение финансирования местных бюджетов на сумму более 900 миллионов рублей. Кроме этого, миллиард рублей предлагается направить на финансирование мероприятий, указанных в резолюции съезда хакасского народа.

Эти деньги будут направлены на развитие и поддержку главного ресурса республики – её людей. 

Речь идёт не только о программе развития и сохранения хакасского языка, финансирование которой предлагается увеличить вдвое. 

Основная сумма будет направлена на поддержку личных подсобных и фермерских хозяйств, сельхозпроизводителей, а также реализацию такого инструмента как социальные контракты.

Это не про проесть и закопать в асфальт, это – про инвестиции в муниципалитеты, в будущее, в развитие экономики, это – про реальную и адресную поддержку населения. Это – то, что поможет людям пережить трудные времена и даст отдачу в будущем.

Источник – дотация федерального бюджета, которая на 2025 год предусмотрена с ростом по отношению к текущему году на 1,9 млрд. рублей.

Но, будет это или нет, покажет завтрашняя сессия Верховного Совета республики. Поправки подписали 6 депутатов, как проголосуют оставшиеся 44?

Как поведёт себя правительство? Поддержит поправки или нет? Если нет, то как оно будет объясняться потом с народом?

Вот, одна из главных интриг завтрашней сессии. Момент истины – голосование покажет: кто за народ Хакасии, а кто не совсем.

 

Андрей Тенишев, эксперт РАНХ и ГС при Президенте РФ, сопредседатель Народного фронта в Хакасии.

Комментарии 0

Последние новости

14.12.2024

Доступ к Viber в РФ ограничили за нарушения законов
Такое решение приняли из-за несоблюдения требований для предотвращения угроз.

14.12.2024

ЦБ рассказал, как компании пытаются удержать сотрудников на фоне дефицита кадров
Для этого предприятия реализуют программы доплат, совмещения, сокращения транспортных расходов для сотрудников.

14.12.2024

Средний размер потребкредита в России упал до минимума с 2017 года
«Скоринг бюро»: россияне в ноябре в среднем брали кредиты на 132,4 тысячи рублей.

14.12.2024

Экспорт молочной продукции из РФ в КНР с начала года вырос более чем на 60%
Поставки сыров и творога увеличились на 25%, молока и сливок — на 40%, сухого молока — на 32%.

14.12.2024

В Абакане красивая тувинская пара зарегистрировала брак в Год семьи
Это событие запомнится всем, особенно семье Багай-оол.

13.12.2024

Туристический шок по хакасски
Происходящее в турсфере Хакасии часто вызывает желание говорить междометиями.