Андрей Тенишев: «Главный вопрос как выбраться из финансовой ямы»

25.11.2024

Бюджетная сессия Верховного Совета состоится 27 ноября 2025 года. Из 20 вопросов, вынесенных на рассмотрение, главный – принятие бюджета региона на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.

Но, на самом деле, главный вопрос не этот. Бюджет в том или ином виде будет принят. Коротко о самом проекте бюджета на 2025 год. Общий объём доходов запланирован на уровне 48,2 млрд. рублей, из них 6,2 млрд. рублей планируется безвозмездно получить из федерального бюджета. При этом плановые доходы по налогу на прибыль в 2025 запланированы в размере 16,4 млрд ₽. Оценка ФНС – около 9,2 млрд рублей, при сохранении действующей негативной динамики снижения поступлений по прибыли год к году.

Жизнь показывает, что прогнозы налоговой службы гораздо точнее прогнозов республиканского минэка и минфина. А это значит, что есть риск не получить доход и по итогам года прийти в бюджет в 43 миллиардов этих рублей!

Государственный долг Хакасии на 2025 год запланирован в сумме более 33,7 млрд рублей, из них займы у федерации более 21 млрд. рублей, остальное - кредиты банков. 

Дефицит бюджета максимальный - 6,3 миллиарда рублей.

Просроченная кредиторская задолженность – это уже не в законе, на конец 2024 года достигнет около 9,5 млрд. рублей 

Бюджет трудно назвать реалистичным, да и сами реалии безрадостные.

Экономическая ситуация такова, что есть вполне обоснованные сомнения сможет ли правительство республики достичь планируемых показателей. 

По сути, в 2025 год республика входит с отрицательным финансовым результатом. 

Вряд ли получится удержать на уровне 1,8 миллиарда рублей планку обслуживания государственного долга, если правительство будет брать в банках кредиты под «плавающую» ставку. Какой завтра будет ставка ЦБ прогнозировать невозможно, равно невозможно и прогнозировать расходы на обслуживание государственного долга Хакасии. Если продолжатся такие же темпы роста просроченной кредиторской задолженности, то ее размер к концу 2025 году существенно вырастет.

Поэтому, главный вопрос как выбираться из финансовой ямы, в которую загнала республику ее исполнительная власть.

Ответ на это попыталось дать само правительство. Постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 8.11.2024 № 306-п был утвержден План мероприятий по росту доходов и оптимизации расходов бюджета Республики Хакасия, по сокращению государственного долга Республики Хакасия на 2024–2027 годы. 

Оно до сих пор почему-то не опубликовано, видимо, мероприятия эти большой секрет. Их много, почти 50 листов текста. План вполне логично делится на 2 части: как нам увеличить доходы и как сократить расходы.

В целом, бюджетный эффект от реализации поставленных планов, правительство оценивает в 3,4 миллиарда рублей в 2024 году, 3,8 миллиардов рублей в 2025 году, 4,9 миллиардов рублей в 2026 и 6,2 миллиардов рублей в 2027 году. 

По мнению республиканского правительства, этот план является достаточным и эффективным решением, других вариантов не предлагается. 

Но, Минфин России так не считает и подверг этот перечень мероприятий серьезной критике.

Да и есть за что. 

Давайте не будем заглядывать далеко и посмотрим 2025 год. Правительство ожидает эффект от мероприятий по росту доходов бюджета в 1,38 миллиардов рублей. Перечень мероприятий есть, но дополнительных поступлений можно прогнозировать всего на уровне 350 – 400 миллионов рублей. Не стоит, например, надеяться, на рост налогов от малого и среднего бизнеса.

Да, это хорошо, что правительство республики и Верховный совет Хакасии договорились оставить ставки по УСН на прежнем, приемлемом для бизнеса, уровне. Но, меняются правила игры в Налоговом кодексе России и само правительство Хакасии крепко ударило по малому и среднему бизнесу республики, не рассчитавшись с ним по госконтрактам. А это – миллиарды рублей.

Поставить на учёт все объекты недвижимого имущества и получить с них причитающиеся налоги – тоже верное решение. И доходы от этого будут, но не в том объеме, на который рассчитывает правительство. И как быть с налоговой задолженностью бюджетных организаций, она уже перевалила за 2 миллиарда рублей. 

Надеяться на налоговую отдачу почти в 150 миллионов рублей от реализации инвестиционных проектов – просто очень оптимистично. Правительство России подтвердило это, оценив налоговую отдачу от реализованных инвестпроектов Хакасии всего в 18 миллионов рублей. И докапитализация Фонда развития Хакасии, как показывает практика последних лет, это – сплошные расходы, а никак не доходы. Поэтому, не надо надеяться на чудо. 

Собственно, вот и всё. 

В правительственном плане этом совершенно нет прогнозов на то, как будут работать отрасли, управляемые самим республиканским правительством. 

Оно же привыкло жить на широкую ногу. Уголь, алюминий – миллиарды налоговых платежей. Ну и еще сотни миллиардов инвестиционных прожектов грели душу. И тут все рухнуло. Прожекты так и остались на бумаге. На глобальные рынки хакасское правительство не может влиять никак. И вот – доходов нет, казна пуста.

А что с самим республиканским хозяйством. Где нет санкций и зависимости от индексов на Шанхайской бирже. 

А там – разруха. 

Вот, например, создало правительство Хакасии министерство лесного хозяйства и автономное учреждение «Леса Хакасии». И лесной регион у нас к тому же. Есть прок? Нет. В 2022 году было заготовлено 322 кубометра леса, в 2023 году в республике всего 243 тысячи кубометров древесины. Лес в Таджикистан продаем – никакие санкции тут не мешают. 

Поступление налогов от лесной отрасли снижается ежегодно. По итогам 2023 года это - 32,9 млн рублей в сравнении с показателями 2021 и 2022 годов 48,8 млн рублей и 70,9 млн рублей соответственно.

Республиканское министерство энергетики создали. В энергетике у нас сформировалась полноценная подотрасль– майнинговая. 

Давайте уж называть вещи своими именами. Сегодня очевидный факт, что майнинг негативно влияет на состояние энергосистемы Хакасии и препятствует инвестиционному развитию республики. Потребление энергии легальным майнингом растет. А сколько платит налогов этот самый легальный майнинг?

Совокупные налоговые платежи промышленных майнеров в Хакасии в 2022 году составили немногим более 275 миллионов рублей, в 2023 году - 129 миллионов рублей и за 1 полугодие 2024 около 70 миллионов рублей.

Это же позор просто. Ну, хочет или не может правительство Хакасии закрыть эту лавочку, так надо сделать так, чтобы от этого была хотя бы какая-то польза республике. Во вполне измеряемых показателях – в миллионах, а еще лучше в миллиардах, рублей, поступивших в бюджет. 

И вот, смотрите, в этих серых, к сожалению, отраслях экономики, которые управляются специально созданными для этого министерствами налоговые отчисления снижаются примерно вдвое ежегодно.

Если бы они такими темпами росли, то вот было бы вам и увеличение налоговых доходов на 2025 год.

И возникает вполне резонный вопрос – вы зачем эти министерства и учреждения создали? Зачем тратите на них многие сотни миллионов бюджетных средств? 

А дальше перечислять можно долго. Минэнерго должно отвечать и за поступление налогов от энергетиков, и это не только Хакасэнерго, но и Абаканская ТЭЦ, АтомЭнергосбыт, СШ ГЭС и угольщиков тоже. 

Минтранс должен отвечать не только за состояние дорог, но и за то, как живут дорожники, как работают перевозчики и сколько денег они дают в бюджет. 

С минсельхозом – отдельная история и тут нужен более тщательный анализ ситуации, настолько она запущенная и сложная.

Вот поэтому, на парламентских слушаниях Сергей Михайлович Сокол предложил, что для достижения заявленных в проекте закона о бюджете показателей, должно работать все правительство, а не только Минфин Хакасии. 

Каждый заместитель главы, каждое министерство, работающее в реальном секторе экономики должно отвечать не только за то, сколько получило денег и освоило их. Хотя, за своевременное и грамотное освоение тоже надо отвечать. 

Надо отвечать за то, насколько комфортно бизнесу работать в том или ином сегменте экономики и какова отдача этой отрасли. И сколько эта отрасль дает налогов в консолидированный бюджет Хакасии.

Именно так предложил Сокол оценивать работу замов Коновалова, минфина, минэка и министров, курирующих реальный сектор экономики. 

Именно так Верховый совет планирует строить свою контрольную деятельность в 2025 году и с такими вопросами будут проходить правительственные часы в 2025 году.

Что ещё важного сказал Сокол: правительству не надо свои провалы перекладывать на плечи бизнеса и граждан. Теперь с этой точки зрения Верховный Совет Хакасии будет оценивать любые законодательные инициативы исполнительной власти и поддерживать законопроекты только в той части, в которой они не ухудшают положение бизнеса и граждан.

И ещё об одном важном инструменте парламентского контроля было заявлено на этих бюджетных слушаниях – о возможности выражения недоверия министру финансов и заместителям главы республики, на назначение которых давал согласие Верховный Совет Хакасии. 

Такое право республиканскому парламенту дает федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». 

Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности главой республики. 

Так вот одной из причин для выражения недоверия может стать провальное состояние дел, снижение налоговых и неналоговых доходов от курируемой отрасли. 

А о планируемых бюджетных расходах поговорим завтра.

 

Андрей Тенишев, эксперт РАНХ и ГС при Президенте РФ, сопредседатель Народного фронта в Хакасии.

Комментарии 2

Смешно

29.11.2024

Да всё это правительство, а не только замов министра там нужно убирать. Вместе с главой этим псевдонародным

Местный

26.11.2024

Денег нет,но вы держитесь)

Последние новости

14.12.2024

Доступ к Viber в РФ ограничили за нарушения законов
Такое решение приняли из-за несоблюдения требований для предотвращения угроз.

14.12.2024

ЦБ рассказал, как компании пытаются удержать сотрудников на фоне дефицита кадров
Для этого предприятия реализуют программы доплат, совмещения, сокращения транспортных расходов для сотрудников.

14.12.2024

Средний размер потребкредита в России упал до минимума с 2017 года
«Скоринг бюро»: россияне в ноябре в среднем брали кредиты на 132,4 тысячи рублей.

14.12.2024

Экспорт молочной продукции из РФ в КНР с начала года вырос более чем на 60%
Поставки сыров и творога увеличились на 25%, молока и сливок — на 40%, сухого молока — на 32%.

14.12.2024

В Абакане красивая тувинская пара зарегистрировала брак в Год семьи
Это событие запомнится всем, особенно семье Багай-оол.

13.12.2024

Туристический шок по хакасски
Происходящее в турсфере Хакасии часто вызывает желание говорить междометиями.