На минувшей неделе предприниматели республики приняли решение обратиться в региональное Управление федеральной антимонопольной службы с ходатайством о проверке правомерности тарифов на ЖКУ и электроэнергию, вступивших в силу в Хакасии с 1 июля.
С данной инициативой выступило местное отделение «Деловой России», возглавляемое предпринимателем и депутатом Верховного Совета РХ Олегом Гавловским.
— Правомерно ли было столь резкое повышение тарифов? — задается вопросом уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия Василий Кудашкин. — «Хакресводоканал» за приём сточных вод повысил тарифы на 45 процентов. Где такая инфляция? Откуда это?
И если бы один лишь «Хакресводоканал» поднял тарифы. Во втором полугодии счета для бизнеса и прочих потребителей на ЖКУ и электроэнергию в Хакасии по каким-то причинам резко увеличились.
Тепло подорожало на 11 процентов.
Электроэнергия — на 22%.
Холодная вода — на 23%.
Бизнес-сообщество уже пыталось задавать вопросы по поводу такого роста представителю Госкомтарифэнерго РХ на специально созванном по этому поводу республиканским парламентом Экспертном совете, но, как сказал в эфире радио «Искатель» Василий Кудашкин:
— Какого-то внятного ответа мы не получили.
На самом деле хакасский тариф на электроэнергию для бизнеса и прочих потребителей вызывает много вопросов. Понятно, что в республике действует система перекрестного субсидирования, благодаря которой население пользуется дешевой энергией — ниже цена киловатта для граждан в нашей стране лишь в Иркутской области — в Хакасии это чуть больше двух рублей. При этом бизнес платит в пять раз дороже — по десять рублей за киловатт.
Впрочем, исключая наших промышленных гигантов. «Крупняк» в Хакасии уже несколько лет, как счастливо избавился от участия в перекрестном субсидировании, переложив это ярмо на своих собратьев поменьше.
— У нас в перекрестном субсидировании не участвуют крупнейшие предприятия, такие, как группа компаний «Русал», — уточняет Кудашкин. — Помните, они вышли из этого перекрёстного субсидирования, и вся нагрузка ложится на малый и средний бизнес, плюс «прочие потребители» — туда входят и государственные органы, и муниципальные, и все коммерческие, некоммерческие предприятия, юридические лица и так далее.
А теперь представьте, сколько стоит бюджету по новому тарифу осветить, к примеру, один лишь город Абакан. Или в какую копеечку выливается работа школ, больниц, детских дошкольных учреждений, музыкальных школ и т.д. Суммы даже при старом тарифе выглядели сурово. При новом — это если еще не катастрофа, то уже ее очертание. Недаром глава Абакана в эфире радио «Искатель» уже говорил о том, что в качестве крайней меры по спасению бюджета города, скорее всего, придется проводить сокращение работников муниципальных предприятий и учреждений.
О каких новых и современных технологиях производства, развитии бизнеса и предпринимательства на территории республики можно говорить при таких тарифах?
При этом, в любом случае, все удорожание в конечном счете оплачивает из своего кошелька рядовой потребитель.
— Но здесь есть нюанс, — говорит Василий Кудашкин. — Если мы, в Хакасии, повышаем тарифы больше, чем в соседних регионах, то наши предприятия становятся неконкурентоспособными по сравнению с соседями. И проигрывают. Если мы сейчас зайдем в магазины торговых сетей продовольственных, которые понаехали сюда, то там нет продукции наших производителей. Видимо, не могут конкурировать. А для того, чтобы пополнялся бюджет, надо, чтобы работали местные предприятия. Это было доказано, в том числе и в Хакасии: когда снижаются налоги, увеличивается их поступление в бюджет.
— Вы верите, что этот крик о помощи, так назовём обращение предпринимателей в УФАС, сыграет какую-то роль?
— Мы должны хотя бы говорить об этом. Хотя бы голос поднимать, привлекать внимание. Мы не должны молчать. Мы должны достоверную информацию доносить до органов государственной власти, муниципальных органов, которые в итоге принимают те или иные решения, - уверен уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия Василий Кудашкин.
А пока бизнес в Хакасии пытается защитить сам себя, ситуация в регионе все больше напоминает иллюстрацию к поговорке, о мужике, пилящем сук, на котором сидит. Поступления в бюджет от приголубленного здесь большого бизнеса снизились до неприличия. Взять с него больше нечего, а попробуй — так это он с тебя еще что-нибудь возьмет. Поэтому, бизнес поменьше — добро пожаловать на дойку!
Что будет, когда выдоят и его?
Да ничего страшного. Вновь большую барахолку на проспекте Ленина организуем. Бюджетники ее еще помнят, да и многие нынешние предприниматели с нее начинали. Так что, сможем повторим?
Алексей Кириченко
Комментарии 0