О том, что правительство внесло в Верховный Совет Хакасии проект закона о бюджете на 2025 год и том, что он будет очень даже проблемный написали многие.
Напомню, что общий объём доходов республиканского бюджета на 2025 год предусмотрен на уровне 48,2 миллиардов рублей. Государственный долг Хакасии на 2025 год запланирован в сумме более 36, 6 миллиардов рублей. Из них взаймы у Минфина России республика собирается взять более 23 миллиардов рублей. Плюс около 10 миллиардов - заёмные средства. Обслуживание госдолга вырастет до 1,8 миллиардов рублей.Дефицит бюджета предусмотрен в размере 6,3 миллиардов рублей.
В итоге - доходы снижаются, растут государственный долг и дефицит, увеличиваются траты на обслуживание государственного долга.
Но, самая плохая цифра это – показатель просроченной кредиторской задолженности. Этих цифр нет в проекте закона о бюджете. Между тем, не сложно предположить, что размер просроченной кредиторки к концу года достигнет 9,5 миллиардов рублей. Если ничего не предпринимать и негативная динамика сохранится, то к концу 2025 года кредиторка увеличится до 18,5 миллиардов рублей.
Что это за показатель и почему накапливающаяся просроченная кредиторская задолженность опаснее растущего государственного долга республики?
Государственный долг — это то, что республика должна Российской Федерации и банкам. С Минфином России в конечном итоге республика договорится о пролонгации долгов. С банками – перекредитуется, правда под более высокие проценты, при этом увеличивая расходы на обслуживание государственного долга.
Учитывая, что новые кредиты берутся под так называемую «плавающую» процентную ставку, то вряд ли удастся удержать размер государственного долга на уровне запланированных 1,8 миллиардов рублей. Это – плохо. Это – очень плохо. Но, это отношения межбюджетные. Это – отношения правительства и банков.
Это они как-нибудь переживут и разберутся.
А вот что делать с долгами перед поставщиками и подрядчиками по государственным и муниципальным контрактам? У правительства республики сегодня нет внятного ответа. Малый и средний бизнес не по своей воле стал кредитором республиканского правительства.
Как это произошло? Опять из-за санкций и общего ухудшения экономической ситуации? Нет. Проблемы начались ещё в 2023 году. Размер просроченной кредиторской задолженности к концу года превысил 1 миллиард рублей В 2024 она начала расти стремительно.
Лидеры роста – главные распорядители средств республиканского бюджета, у них просроченная кредиторская задолженность возросла более чем в 11 раз. Не на 11%, а в 11 раз! Причина та самая, о которой говорил не раз.
В какой-то непонятной экономической эйфории правительство внесло в региональный парламент проект закона о бюджете на 2024 с доходами в 56 с лишним миллиардов рублей. Пообещало этот закон исполнить. Примерно пятая часть доходов (и это очень консервативная оценка) в этом бюджете была из воздуха. Соответственно, под эти доходы нарисовали и расходы. Вот те самые расходы – закупки медикаментов и медицинского оборудования, поставки продуктов питания и оргтехники, строительство и ремонт дорог, школ, больниц и так далее.
Закупки провели, предприниматели товар поставили. Дороги отремонтировали. Больницы и школы построили. А денег в бюджете нет. Он – пустой. Доходы дутые. Деньги - только на бумаге и в головах у чиновников. А этим, увы, по долгам не рассчитаешься.
Что дальше? Невыплаченные зарплаты работникам предприятий. Некоторые фармкомпании уже с апреля заработную плату задерживают. Это - расползающаяся по экономике цепочка неплатежей. Это - снижение налоговых поступлений в местный бюджет. Это - череда банкротств – дорожные компании в одном шаге от этого.
Как жить бизнесу республики в 2025 году? Да не только в 2025м, а в 2026 и 2027 годах тоже – прогноз на все три года негативный.
К неплатежам государственных и муниципальных заказчиков на голову местного бизнеса свалилась налоговая реформа. Госкомитет по тарифам Хакасии резко увеличил тарифы на электроэнергию, водоснабжение и водоотведение. Выросла и цена тепловой энергии. Как жить малому и среднему бизнесу, который, кстати, исправно отдавал в бюджет республики больше двух 2 миллиардов рублей в год. Стоит ли ждать от него таких же налоговых платежей в следующие три года?
Пойдёт ли в следующем году бизнес на государственные закупки? Это самые главные вопросы. И ответов на них пока нет. Точно можно спрогнозировать, что будут судебные разбирательства. Штрафы и пени по госконтрактам, исполнительские сборы и судебные издержки увеличат нагрузку на консолидированный бюджет республики.
Будут дела об административной ответственности госзаказчиков за нарушение сроков выплат по контрактам. Будут и уголовные дела, ведь не платят даже тем поставщикам и подрядчикам, у которых есть исполнительные листы. Что ещё можно сделать? Мы к этой теме вернёмся в начале декабря. Экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при Верховном Совете Хакасии сформулировал пакет предложений правительству республики по решению этой проблемы. Посмотрим, что из предложенного будет воспринято. И, конечно, мы расскажем об этом.
Андрей Тенишев, эксперт РАНХ и ГС при Президенте РФ, сопредседатель Народного фронта в РХ.
Критик
11.11.2024
Так то они должны делать, им за это не хилую зарплату платят
Знающий
11.11.2024
Вам бы только нашего главу ругать, а сами то, что сделали?
Татьяна
11.11.2024
Наше правительство ничего не сделало для развития бизнеса. А судя по опубликованным данным, оно ещё иставит бизнес на грань выживания. О чем думают в "сером доме"???
Александр
11.11.2024
9,5 миллиардов, это же пятая часть бюджета Хакасии!