5 изменений, которые ждут школу


Какие перемены запланировали чиновники, и какое влияние они окажут на школьников, учителей и родителей.

О реформировании образования в России говорят постоянно. Многие планы чиновников вызывают вопросы. Что значат призывы идти в ногу со временем? Как они отразятся на жизни школьников и учителей? Рассмотрим планируемые в ближайшей перспективе изменения в системе образования подробнее.

Глобальные планы

Президент России поставил перед чиновниками задачу – к 2024 году Россия должна войти в десятку стран с лучшим школьным образованием. Уже разработан новый нацпроект, согласно которому наши школы ждёт пять существенных изменений. В «Газете педагогов» приведены слова замминистра Минпросвещения Марины Раковой о планируемых переменах. Все они должны вывести российские школы на новый уровень. Но, что из этого получится?

Изменение первое. Школы перейдут в цифровой режим

Замминистра рассказала, что переход к электронным технологиям позволит «упростить принятие управленческих решений», совершать централизованные закупки, а также перевести всю отчетность в цифровой формат что, как следствие, «позволит освободить педагогов от рутины и сохранить их время для творческой составляющей их профессии, для реализации своей креативности».
Перспектива, конечно, заманчивая. Очень хотелось бы верить, что отчетность будет сведена к минимуму. Но на деле, думаю, мало что изменится. Вместо того, чтобы отменить ненужную отчетность, ее переведут в цифровой формат. От перестановки мест слагаемых сумма не изменяется. Теперь учителя «творчески» и «креативно» будут заполнять цифровые отчеты.

Изменение второе. Индивидуальный подход к ученикам

Чиновница говорит:

Для каждого ученика должна строиться индивидуальная траектория на основе его потребностей, интересов и возможностей. Дети любят играть, дети хотят свободы, дети хотят, чтобы их любили и дарить любовь в ответ. Уже созданы специальные практики и верифицированные техники, но не все учителя умеют их использовать.

На мой взгляд, все это пустые слова. То, что дети любят играть и хотят свободы, — это не открытие. На самом деле дети перегружены. Дети утомлены бесконечными мониторингами и проверочными работами. У детей каждый день от шести до восьми уроков в школе, и при этом вводят все новые предметы. О какой свободе и игре может идти речь? Никакие верифицированные техники им не помогут. Детей постепенно лишают детства. Их превращают в маленьких старичков с отсутствием опыта, знаний и желанием проявлять любопытство к окружающему миру.

Изменение третье. Родители будут участвовать в образовательном процессе

По словам Марины Раковой, родители смогут участвовать в жизни школы, так как они являются заказчиками образования для своих детей. Они смогут обсуждать «вариативную часть образовательного стандарта – это те вещи, которые могут быть добавлены в программу по выбору, в добавление к основным предметам», влиять на выбор этих предметов и количество отведенных на них часов.
И в этом случае возникают сомнения. Ведь большинство граждан знают не понаслышке, что многие решения принимаются без их волеизъявления.

Понятно, что никто родителей спрашивать не будет. А если и будут, то только формально. Ни на что родители повлиять не смогут. Если «сверху» спустят указ о введении, например, второго иностранного, или русского языка как родного, то никто и слова против не скажет. А о дополнительных предметах не мечтают ни дети, ни их законные представители. От обязательных уроков уже лопается расписание, какие уж тут дополнительные!

Изменение четвертое. Поддержка учителей

Слова замминистра, которые невольно вызывают скептическую улыбку:

Но у нас в учителя идут фантастические люди!

На деле у нас в учителя не идет никто, а кто и приходит, убегает через год-два. Еще одна фраза:

Их загнали безумными требованиями и отчетностью, бесконечными вторжениями в школьное пространство…

Кто загнал? Давайте называть вещи своими именами. Чиновники от образования и загнали! А теперь об этом говорится так, как будто это сделал неведомый кто-то, а Минпрос должен нас спасти. А вот еще одно высказывание: учителям «нужно дать больше пространства для творчества» и «не забывать о такой важной составляющей, как статус учителя, в том числе и с экономической точки зрения». Какого творчества? БУМАГОтворчества? КРЮЧКОвыведения? С какой экономической точки зрения? С точки зрения низкой заработной платы?

Изменение пятое. Детей сделают счастливыми

Человек, которого должна вырастить школа, должен быть здоров, успешен и счастлив. Счастье для ребенка, с точки зрения чиновников, это обладание «необходимыми и достаточными компетенциями, навыками и знаниями» и саморазвитие. Мы-то всегда полагали, что счастье – «это когда тебя понимают». Оказывается, нет. Это саморазвитие. Ребенок счастлив, когда его любят, когда он свободен, когда он может жить и учиться с удовольствием, без страха, стресса и перегрузки.

О каком счастливом человеке можно говорить, когда его во всем, начиная с детсада, подгоняют под какие-то стандарты? Невольно вспоминается инициатива другой высокопоставленной чиновницы в преклонном возрасте о необходимости введения «коэффициента счастья» и создания «министерства счастья». Если бы создание данного министерства и коэффициента стали последними решающими факторами в обретении того самого счастья, то дело осталось за малым – вводим и создаём.

Резюме: ждите перемен, уважаемые коллеги, родители и дети. Они обязательно выведут нашу школу в десятку лучших в мире и осчастливят всех. Даже если это не получится, то в отчетах все будет именно так.

Автор текста — читатель нашего канала, учитель английского языка Ал.Ичский.

https://zen.yandex.ru/media/begomvshkolu/5-izmenenii-kotorye-jdut-shkolu-5c889451d92ee700b306f4fb