Итоги работы органов прокуратуры Хакасии в сфере правотворчества в 2018 г

В целях обеспечения единства правового пространства, исключения принятия нормативных правовых актов, противоречащих действующему законодательству, устранения пробелов и иных недостатков правового регулирования органами прокуратуры республики в 2018 году продолжено активное взаимодействие в правотворческом процессе с региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления

В 2018 году работниками прокуратуры проверено свыше 3 тыс. проектов нормативных правовых актов, разработанных органами государственной власти республики и органами местного самоуправления. В связи с выявленными в проектах противоречиями субъектам правотворчества направлено 347 писем с замечаниями.

К примеру, по заключению прокуратуры профильным комитетом Верховного Совета Республики Хакасия подготовлены поправки к проекту закона «О внесении изменений в Закон Республики Хакасия «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних». Проектом закона в нарушение положений части 1 статьи 131, части 2 статьи 132 Конституции РФ предлагалось наделить орган исполнительной власти республики полномочием по определению штатной структуры органов местного самоуправления и созданных при них служб, что противоречило принципу самостоятельности органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения. Кроме того, предотвращено возникновение правового пробела, поскольку проект закона в нарушение требований Семейного и Гражданского кодексов РФ исключал из полномочий органов опеки и попечительства дачу разрешения (согласия) родителям и усыновителям несовершеннолетних детей на совершение сделок по распоряжению имуществом несовершеннолетнего.

Выявленные территориальными прокурорами в проектах муниципальных нормативных правовых актов нарушения связаны с их некачественной подготовкой, неспособностью органов местного самоуправления оперативно отслеживать изменения федерального законодательства.

К примеру, прокурором Ширинского района на проектной стадии пресечено принятие 5 незаконных нормативных правовых актов – проектов решений органов местного самоуправления об установлении земельного налога на территории отдельного муниципального образования, предусматривавшими обязанность налогоплательшика представлять документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы по месту нахождения земельного участка до 1 февраля текущего года. Тогда как статьей 391 Налогового кодекса РФ  предусмотрен срок представления указанных документов — до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет.

Работниками прокуратуры принято участие в 848 заседаниях региональных органов государственной власти и местного самоуправления, на которых обсуждались проекты нормативных правовых актов, затрагивающие права и свободы граждан, регулирующие бюджетные, налоговые и другие правоотношения.

Пользуясь правом законодательной инициативы прокурором республики подготовлено и внесено в Верховный Совет Республики Хакасия 5 законопроектов, направленных на совершенствование правового регулирования, а также на устранение противоречий федеральному законодательству.

Так, например, по предложению прокуратуры республики внесены изменения в региональные законы «О мировых судьях в Республике Хакасия», «О порядке и условиях предоставления компенсации расходов на оплату коммунальных услуг работникам государственной системы социальных служб Республики Хакасия, работающим и проживающим в сельской местности или поселках городского типа», «Об административных правонарушениях», «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственным полномочием по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», «О Правительстве Республики Хакасия», «О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия», «О муниципальной службе в Республике Хакасия», «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности Республики Хакасия, и иных лиц их доходам».

Для оказания помощи муниципалитетам в формировании правовой базы территориальными прокурорами направлено 94 проекта в порядке нормотворческой инициативы, а также 32 проекта модельных правовых актов.

К примеру, прокурор Бейского района подготовил проект модельного правового акта, регулирующего работу комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Прокурорами Алтайского, Таштыпского, Усть-Абаканского районов в органы местного самоуправления поселений направлен проект модельного правового акта о порядке назначения и проведения опроса граждан. По результатам рассмотрения проектов органами местного самоуправления приняты муниципальные нормативные правовые акты.

Работа органов прокуратуры Республики Хакасии в правотворческой деятельности региональных органов государственной власти и местного самоуправления будет продолжена.

 

Поделиться в соцсетях