Начинается раскол в мировом православии


Экстренный Синод Московского патриархата, который только что закончился в Даниловом монастыре в Москве, запустил процесс, который может привести к тому Великому расколу мирового православия, о котором предупреждали руководители РПЦ. Похоже, от слов они перешли к действиям. Собрание епископов, с которыми на видеосвязи был Киевский митрополит Онуфрий (Березовский), постановило не поминать во время богослужений Константинопольского патриарха Варфоломея, от которого исходят решения, приближающие автокефалию украинской церкви. Прекращаются совместные богослужения церквей. Приостанавливаются совместные мероприятия и богословский диалог.

В ходе брифинга руководитель пресс-службы патриарха Московского священник Александр Волков предположил, что после предоставления Украине автокефалии может быть разорвано евхаристическое общение патриархатов. «Прерывание евхаристический отношений – это не просто дипломатический шаг, не некий жест по подобию тех, которые употребляют политики в своём диалоге. Это серьезнейшая церковная трагедия», — приводят слова Волкова церковные СМИ. В РПЦ надеются, что Константинополь «одумается», убоявшись предрекаемого Московским патриархатом «страшного итога». «Нынешнее решение Синода — это, образно говоря, желтый свет в наших отношениях. Он подразумевает два пути — либо красный и остановку всего движения, либо зеленый и возобновление диалога на дороге с двусторонним движением», — заявил Волков «Интерфаксу».

На деле патриарх Московский Кирилл уже перестал поминать Константинопольского «небрата». На богослужении в начале недели в Норильске, как заметили наблюдатели, глава РПЦ вообще решил не поминать других патриархов. Видимо, тогда еще не созрело решение о прекращении общения с Константинополем. Впечатление о колебаниях усиливается оттого, что затем пресс-служба опровергла этот факт, зафиксированный на видеозаписи. Возможно, сегодняшние синодальные итоги РПЦ покажутся Константинополю более категоричными, чем зигзаги Московского патриархата на уходящей недели.
Но в этом нет уверенности, потому что экзархи, которых направил в Киев патриарх Варфоломей, уже разгуливают по Киеву. Ранее гости из США и Канады наведались в Киево-Печерский монастырь, который принадлежит Украинской православной церкви Московского патриархата. Сообщается, что патриарх «киевских раскольников» Филарет (Денисенко) уже потребовал один из корпусов лавры под размещение варягов «византийского» патриарха Варфоломея. Между тем в день заседания внеочередного Синода в Москве Киевский митрополит Онуфрий приболел и общался с московскими епископами по видеосвязи, как уже было сказано. Этот факт активно комментируется, высказываются предположения, что Онуфрий не желает терять контакт с украинской властью и давать повод для того, чтобы его обвинили в том, что он поехал в Москву «за инструкциями».

Меж тем Константинопольский патриархат, пока открывался Синод, разместил на своем сайте архивные документы, из которых следует, что украинские епископы в 1991 году слали слезные депеши патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, умоляя его предоставить автокефалию тогдашней Киевской митрополии. Напомним, в 1991 году митрополией руководил Филарет (Денисенко), который вскоре реализовал планы по церковной «незалежности», но таким способом, который позволил Москве на протяжении трех десятилетий называть его «раскольником». Теперь же бывший иерарх РПЦ получил шанс вернуть легитимность, но уже под омофором Константинополя.

Впрочем, эта возможность легитимации вчерашних «раскольников» может быть достигнута ценой глобального раскола мирового православия. Главам церквей предстоит нелегкий выбор. Вычеркнув из списка Варфоломея, РПЦ предоставила первенство чести Александрийскому патриархату. Польстит ли это Феодору II? Или преимущественно греческая верхушка декоративного патриархата, коренным образом связанная с греческим отечеством, предпочтет собрата в Константинополе? Пока что четко заявили о неприятии украинской автокефалии РПЦЗ и Белорусский экзархат – что неудивительно, ведь это части РПЦ.

В начале недели Иерусалимский патриарх Феофил III поддержал митрополита Онуфрия (http://www.ng.ru/faith/2018-09-10/2_7307_church.html), но владыке святого града есть о чем беспокоиться. Иерусалим и Святая земля – лакомый кусочек. Пока что устроить здесь свою епархию РПЦ мешают приличия, то бишь добровольно взятые на себя обязательства не нарушать каноны о запрете на создание параллельных православных юрисдикций. Однако политические основания для нарушения этого правила есть – число русских верующих и паломников в Израиле намного превышает зону влияния греческого по составу руководства Иерусалимского патриархата. С разрывом отношений с Константинополем и возможным «антирусским» блоком греков подобные демарши станут возможными. Уже звучат предложения образовать епархии РПЦ в Турции – в самом сердце виртуальной империи патриарха Варфоломея. Русских иммигрантов здесь тоже достаточно, в отличие от греков, изгнанных в 1920-х годах.
Кстати, жалуясь на Константинополь, патриарх Кирилла вспоминал о тех же 20-х годах, когда Вселенский патриархат воспользовался политическими проблемами Русской церкви.

Иначе говоря, мы, возможно, находимся на пороге новых религиозных войн за святыни и у истоков новой Великой схизмы. Эти веяния затрагивают не только церкви, но и государства. МИД РФ уже обвинил в расколе Вашингтон, а начальник только что созданного Главвоенпура МО РФ сообщил, что Российские войска сражаются в Сирии «за ясли Господни».

Добро пожаловать в новое Средневековье!